Выездная налоговая проверка: суть, прохождение, срок, подготовка, сопровождение и обжалование решения
Содержание:
- Доступ на территорию (ст. 91 НК РФ)
- Критерии риска проведения выездной налоговой проверки
- Права налогового органа при проведении налоговой проверки 1. Истребование документов при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ)
- Ограничения на проведение проверок
- Статья 89. Выездная налоговая проверка
- Основания для проведения выездной налоговой проверки
- Выездная налоговая проверка: обжалование решения ВНП
- Характерные нарушения
- Срок проверки
- Как проходит выездная проверка
- Самые важные изменения по НДС с 1 января 2021 года
- Какие решения могут приниматься по итогам проверки?
- Ну и в качестве вывода:
Доступ на территорию (ст. 91 НК РФ)
Два документа для доступа — это решение налогового органа и служебное удостоверение
К этим документам также необходимо внимание налогоплательщиков. Иногда приходят те проверяющие, которые не указаны в решении
В этих случаях налогоплательщик имеет право не пускать проверяющих на свою территорию. Или в решение иногда указывают одни периоды, а начинают проверять другие.
Если во время проверки отдельный сотрудник налоговой уволился, то в решение должны внести соответствующие изменения.
Если налогоплательщик имеет официальный юридический адрес, а фактически находится в другом месте, какие могут быть последствия?
Кондрашова Л.А. прокомментировала: в этой ситуации можно сказать, что у нас договор на аренду расторгнут. Нас попросили освободить помещение.
Или другая ситуация. Здание в собственности. На самом деле оно сдается в аренду.
Можно сказать, что у нас плохое экономическое состояние, мы решили свое помещение сдать в аренду. Все документы можем представить. Инвентаризацию ваших объектов проверяющие проведут. У них есть право проверять не только документы, но и объекты.
Это уже не налоговые последствия. Это последствия гражданско-правовые, которые реализует налоговый орган. Поэтому ее деятельность, как регистрирующего органа, за непредоставление достоверных сведений о местонахождении, т.е. правильных данных в реестр или несвоевременное предоставление, оно карается административными штрафами, которые есть в административном Кодексе. Если это делается заведомо с целью не платить налоги, то здесь может применяться к руководителю дисквалификация сроком до трех лет либо его могут лишить права быть руководителем, это ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Налоговые органы сейчас ведут реестр дисквалифицированных руководителей.
Критерии риска проведения выездной налоговой проверки
Выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним документом ФНС. В отличие от плана неналоговых проверок, который публикуется на сайте Генпрокуратуры, найти такую информацию в свободном доступе невозможно. Для отбора налогоплательщиков, включаемых в план выездных налоговых проверок, была создана специальная Концепция, утвержденная Приказом ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.
В приложении к этому документу приводится 12 основных критериев, рекомендуемых налогоплательщикам для самостоятельной оценки рисков проведения выездных налоговых проверок:
- Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности или в конкретной отрасли. Рассчитывается налоговая нагрузка как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) налогоплательщика.
- В налоговой или бухгалтерской отчетности отражаются убытки на протяжении двух и более лет.
- Среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Такие официальные данные можно найти на сайте Росстата.
- Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Имеются в виду такие показатели как: приближение к максимальному уровню доходов на УСН (в 2017 году – 150 млн. рублей); площадь торгового зала в 150 кв. м для ЕНВД; количество работников на спецрежиме (100 человек для УСН и ЕНВД или 15 человек для ПСН) и др.
- Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот критерий риска относится к ИП на общей системе налогообложения. Рисковым считается значение совершенных расходов в 83% и более от доходов.
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – для организаций на ОСНО.
- Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога превышает 89% за период 12 месяцев.
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Как видите, рискованно не отвечать на запросы налоговой инспекции по результатам камеральной проверки деклараций.
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Под деловой целью подразумевается, что любая деятельность налогоплательщика должна быть направлена на получение прибыли.
- Неоднократное, более двух раз, снятие и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением юридического адреса (так называемая миграция между налоговыми инспекциями).
- Значительное (на 10% и более) отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Подозрительным, с точки зрения налоговых органов, являются отношения с партнерами – недобросовестными контрагентами. Критерием риска, в том числе, является отсутствие: личных контактов руководства или уполномоченных должностных лиц при обсуждении условий поставок и подписании договоров; информации о фактическом местонахождении контрагента и его площадей; документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента или его представителя; информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и др.
Права налогового органа при проведении налоговой проверки 1. Истребование документов при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ)
В силу данной статьи Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации
Обратите внимание — копии
Обычно при проверках налогоплательщикам выдают требования о представлении документов на основании ст. 93 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщик должен собрать и сделать копии со всех документов. Статьей 93 НК РФ для этого установлен срок 10 дней. Дни исчисляются в рабочих, если Кодексом не предусмотрено иное. По ст. 93 НК РФ иного нет, поэтому десять рабочих дней. Это очень мало, поэтому если копии документов за этот срок не могут быть предоставлены, то тогда налогоплательщик просит руководителя налогового органа письменно, с указанием причин продлить срок представления этих документов.
Если налогоплательщик отказывается представить какой-то документ, то проверяющие должны составить протокол о нарушении, на основании которого будет произведено наказание.
Кондрашова Л.А. отметила, что сейчас применяется очень действенный способ при налоговой проверке — это проведение инвентаризации. Приказ МНС и Минфина России старый, еще от 10 марта 1999 г. N ГБ-3-04/39, N 20н «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке».
Очень любит налоговая инспекция проверять арендованные помещения. Когда организации сдает в аренду какие-то помещения, то зачастую технические характеристики не описывают. При проверке налоговики приходят к арендатору и смотрят различные отделимые вещи. Арендатор начинает говорить, что «это нам предоставил арендодатель». Но согласно договору в аренду передано только помещение, а это совершенно не помещение, отдельное имущество, его в аренду не брали. Все включается в акт инвентаризации, потом в доходы, потом доначисляются налоги. Поэтому если арендатор от арендодателя получает кроме помещения еще другое движимое имущество, то это должно быть отражено в договоре. Либо нужно составлять договор смешанный, где есть два различных предмета аренды. Либо это вообще отдельные документы по пользованию. В противном случае, если нет доказательств, что это имущество принадлежит арендодателю, это будет квалифицировано как неучтенная собственность самого арендатора.
Другая ситуация — руководитель организации очень увлекается живописью. Он из дома принес картины, развесил в своем кабинете. Картины оказались представляющими ценность, дорогими. А у него на то, что он собственник, никаких документов нет.
При налоговой проверке инвентаризируют все, что представляет какую-то ценность, с чего имеется возможность начислить налоги. Не смог он доказать, что это его собственность. Хотя можно было в народный суд пойти об истребовании своего имущества.
Еще интересный случай — организации шла выручка от реализации кофе, но не было на балансе ни оборудования для приготовления кофе, ни столиков, ни чайников — ничего не покупали. Как они это кофе готовили, с чего его производили? Поэтому инвентаризация становится актуальной. Если раньше ее редко проводили, то сейчас все больше и чаще.
Ограничения на проведение проверок
Налоговое законодательство устанавливает ряд ограничений на проведение выездных проверок. Так, по общему правилу налоговая инспекция не может провести в организации (ее филиале, представительстве) повторную выездную проверку (абз. 1 п. 5 и абз. 3 п. 7 ст. 89 НК РФ). Из этого правила есть исключения. Подробнее об этом см. В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки.
Еще одно ограничение касается количества выездных проверок в течение одного календарного года. В указанный период инспекция может провести не более двух выездных проверок как в самой организации (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ), так и в каждом из ее филиалов или подразделений (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ).
При определении общего количества выездных проверок по организации самостоятельные проверки филиалов и представительств этой организации в расчет не включаются (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ). Например, если в течение одного календарного года инспекция провела одну выездную проверку по организации в целом (в т. ч. проверила филиал) и одну самостоятельную проверку по филиалу, то до конца этого года инспекция сможет провести еще одну выездную проверку по организации.
Обратную зависимость законодательство не устанавливает. Поэтому при подсчете количества выездных проверок по конкретному филиалу (представительству) учитываются как самостоятельные выездные проверки данного филиала (представительства), так и его проверки в рамках общей выездной проверки по организации. И если, например, филиал организации в течение года в рамках общих выездных проверок был проверен дважды, назначить еще одну самостоятельную проверку по филиалу инспекция не сможет.
Ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки (абз. 2 п. 10 и п. 11 ст. 89 НК РФ). Кроме того, дополнительную выездную проверку сверх установленного предела в исключительных случаях может назначить руководитель ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ). Какие случаи признаются исключительными, налоговое законодательство не уточняет.
Помимо этого налоговые инспекции не могут проводить выездные проверки за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга. Исключение составляют выездные проверки, которые проводятся:
вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
при досрочном прекращении налогового мониторинга;
если организация не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.
Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Статья 89. Выездная налоговая проверка
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьёй 94 настоящего Кодекса.
- 1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
- 2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
- 3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.
Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.
Относят к ним следующее:
Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.
Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.
Некорректные суммы вычетов.
Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».
Низкий уровень заработной платы.
Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.
Убыточность компании, длящаяся два года и более.
Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.
Высокий темп роста расходов.
Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.
Высокие налоговые риски.
Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.
Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.
Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.
Но многие думают, что если занять позицию «я никого не вижу, значит и меня никто не видит», то проблема уйдет. Однако, это не так. Вы действительно можете тянуть время, пока бюрократический аппарат приходит в действие. Но в итоге, последствия будут гораздо плачевнее.
Таким образом, нарушения или несоответствия, выступающие основаниями для контрольных налоговых мероприятий, касаются непосредственно деятельности налогоплательщиков и правильности исполнения ими требований НК РФ.
Выездная налоговая проверка — решение о проведении
Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка ООО, АО и иных организаций, независимо от формы, проводится только на основании решения руководителя ФНС России.
Даже при наличии представленных выше обстоятельств, которые выступают прямой причиной для контрольных мероприятий, при отсутствии этого документа их проведение невозможно.
Решение о выездной проверке налоговой инспекции выносится по месту нахождения юридического или физического лица, в случае если надзорные меры направлены на отдельное подразделение или филиал, то непосредственно по его адресу.
В соответствии с положениями НК РФ решение руководителя налогового органа должно содержать в себе ряд обязательных сведений:
- полное наименование проверяемого субъекта;
- предмет – налоги, подлежащие проверке;
- сроки выездной налоговой проверки;
- должность и полное имя сотрудника, который назначен для проведения проверки.
Форма документа утверждается федеральным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор по вопросам налогов и сборов.
Выездная налоговая проверка: обжалование решения ВНП
Плательщик, ставший субъектом проверки, может подать апелляционную жалобу на решение налоговой службы о привлечении его к ответственности.
Для этого необходимо соблюсти установленный срок обжалования, который составляет 10 дней, и определиться с органом для направления обращения: вышестоящая инстанция ИФНС или суд.
Подача жалобы требует обоснования позиции. Недостаточно выразить возражение по пунктам решения налогового органа, потребуется привести доказательства того, что выявленные нарушения не существовали, либо не требуют применения принудительных мер. Прилагаемые материалы должны быть более содержательными, чем те, что сформированы по итогу проверочных действий.
В этом вам может помочь наша юридическая фирма. У юристов компании огромный опыт в защите прав бизнесменов при проведении выездной налоговой проверки.
Характерные нарушения
Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:
Занижение налоговой базы.
Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.
Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.
Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.
Завышение расходов.
Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.
Неправильное применение УСН.
Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.
Непредставление документов в налоговый орган.
Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.
Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».
Скачать и посмотреть документы можно по ссылкам:
- Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговых проверок, решения по результатам проведения которых вступили в силу в 2014-2016 годах, с учетом сформулированных в судебных
- Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговых проверок, решения по результатам проведения которых вступили в силу в 2017 году, с учетом сформулированных в судебных актах правовых позиций
Срок проверки
Период проверки обязательно указывается в решении. Срок проверки не должен превышать трех календарных лет, т.е. может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение проверки. Вопрос на самом деле очень интересный. Статью 89 НК РФ немного переформулировали. Раньше она говорила о том, что проверке подлежат три года, предшествующие году проведения проверки. Суды признавали правильным практику проверки текущего года. Можно было проверять три предыдущих и налоговые периоды текущего года. Теперь статья несколько по-другому звучит и говорит о том, что может быть проверен период, не превышающий трех лет, предшествующих году проверки. По смыслу проверять текущий период уже нельзя. Но на самом деле практика сохраняется. Судебной практики пока никакой не сложилось.
Если в решении указан срок проверки 2005 — 2006 гг., могут ли проверить еще 2007 г.?
Кондрашова Л.А. ответила: если потом внесут изменения. Но в этом случае можно уже будет настаивать на том, что это другая проверка. Потому что внесение изменения в решение — это уже другая проверка. А по законодательству теперь допускается не более двух проверок в год.
Как проходит выездная проверка
На выездную проверку инспекторы выходят группами, и в ней всегда назначается сотрудник, ответственный за результаты проверки. В его функции входит не только непосредственно проверка компании, но и координация работы других инспекторов, а также оформление результатов проверки. И именно он участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и в подготовке решения выездной проверки.
Справка об окончании проверки. В последний день выездной налоговой проверки руководитель группы проверяющих составляет справку об окончании проверки. В ней обязательно указываются:
- место и дата составления;
- реквизиты решения о назначении выездной проверки;
- полное и сокращенное название проверенной организации, ее ИНН и КПП;
- предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
- сроки проведения выездной налоговой проверки.
Справка составлена – значит, выездная проверка закончена (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки.
Важно!
После составления справки представители ИФНС не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и осуществлять какие-либо мероприятия налогового контроля, в т. ч. проводить опросы, запрашивать документы по «встречке» и назначать экспертизы.
Справку о проведенной выездной проверке инспекторы должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления, т. е. в последний день проверки.
Акт выездной налоговой проверки. Через два месяца со дня оформления справки (и ни днем позже) налоговики должны изготовить акт выездной налоговой проверки. Причем этот документ составляется, даже если по результатам проверки налоговики не нашли никаких нарушений.
Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для проверяемого налогоплательщика. Вручить организации экземпляр акта инспекция должна лично генеральному директору или иному уполномоченному представителю компании под расписку в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта.
Важно!
Если в процессе написания акта выездной проверки у ревизоров возникли сомнения в трактовке законодательства (например, если по какому-то вопросу нет официальных разъяснений ФНС, либо они расходятся с позицией Минфина), они направляют проект акта на согласование в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС. При этом срок согласования не должен увеличивать общую продолжительность подготовки акта – два месяца.
Возражения по акту. Очень часто компании не согласны с изложенными в акте выездной проверки фактами, выводами и предложениями. На то чтобы представить свои возражения налогоплательщику отводится месяц со дня получения акта. Возражения подаются в письменном виде – в целом по акту выездной проверки или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). В обоснование возражений рекомендуется приложить подтверждающие документы.
Рассмотрение материалов проверки. В течение десяти рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений по акту выездной проверки инспекция должна рассмотреть сам акт, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения компании. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
О времени и месте рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекторы обязаны известить налогоплательщика. Извещение может быть отправлено заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении), телефонограммой, телеграммой, факсом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если представитель компании извещение получил, но не явился, налоговики будут рассматривать материалы проверки и представленные возражения без него. Но если руководство инспекции посчитает присутствие представителя проверяемой организации обязательным, срок рассмотрения возражений могут перенести.
Решение по акту выездной проверки. На основе всех имеющихся материалов инспекция выносит окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Его инспекторы обязаны вручить генеральному директору или другому уполномоченному представителю компании.
Самые важные изменения по НДС с 1 января 2021 года
- величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу, установленному ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курс, ЦБ РФ установленный по состоянию на 28 февраля 2020 года.
- величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ, с 28 февраля 2020 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.
Изменения по налогу на прибыль 2020-2021
Также внесены изменения в электронные форматы декларации и сведений из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур, порядок заполнения декларации. В частности, расширен перечень кодов операций и откорректированы наименования отдельных ранее существовавших кодов.
не применение трехлетнего срока ограничения выездной проверки не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время — без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации. В силу принципа правовой определенности налогоплательщики должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, прежде всего, в том, что касается размера налоговой обязанности, полноты и правильности ее исполнения.При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов.Бремя доказывания обстоятельств, позволяющих сделать вывод о разумности срока назначения повторной выездной проверки лежит на налоговом органе.
Добрый день! сдана уточненка по НДС и прибыли за 2017г на увеличение налога (по протоколу ИФНС, установлены сделки, попадающие под признак «сомнительных). Может ли налоговая еще раз прислать такой протокол, но уже по другому контрагенту, если сделка попадет под «сомнительную» ? В январе 2021 г может ИФНС в рамках налогового контроля проверять период свыше 3 лет?
В Вашем случае надо смотреть когда инициирована проверка в рамках которой будет выявлено то или иное нарушение, в случае если это будет в 2021 году период ранее трех лет предшествующих году принятия решения о проверке проверятся не может ( т.е. 2017 год сюда уже не попадает)
Поправили и саму норму о доверенности, которую выдает налогоплательщик-физлицо (п. 3 ст. 29 НК РФ). С 23.12.2020 здесь прямо указано, что для ИП и обычных граждан действуют одинаковые правила (ранее уточнения про ИП не было).
Какие решения могут приниматься по итогам проверки?
В некоторых случаях предусмотрено приостановление выездной проверки.Решения об инициировании рассматриваемой процедуры, а также об установлении паузы в ее проведении принимает руководитель территориального подразделения ФНС. Он же назначает инспекторов, ответственных за проведение мероприятия.
Особенности толкования законодательства в части налоговых проверок
Инспекторы ФНС в ходе рассматриваемого мероприятия могут истребовать все документы, что имеют отношение к налогам, у налогоплательщика или его его контрагентов. При необходимости налоговики вправе провести инвентаризацию активов фирмы, осмотреть ее помещения. В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ инспекторы ФНС могут проверить документы только за 3 года, предшествующие тому, в котором инициирована проверка.
ПолезноУже знал
06 Апр 2021
semeiadvo
1021
Ну и в качестве вывода:
Порядок и основания проведения КНП установлены в ст. 88 НК РФ.
Проводится она по месту нахождения налогового органа, т.е. соответствующего территориального подразделения ФНС России, в котором налогоплательщик состоит на учете. Исключения имеются только для категории крупнейших налогоплательщиков, камеральная проверка по которым может проводиться по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
По месту нахождения налогоплательщика КП проводиться не может. Это законом не допускается.
Что проверяют?
Налоговый орган согласно п. 1 ст. 88 НК РФ осуществляет исследование на предмет соответствия налоговому законодательству налоговых деклараций и налоговых расчетов, а так же других документов о деятельности налогоплательщика.
При проведении КНП налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
Правда, есть три исключения, которые указаны в п. 6 ст. 88 НК РФ – при использовании налогоплательщиком налоговых льгот, п. 8 ст. 88 НК РФ – при предоставлении декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, п. 9 ст. 88 НК РФ – по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
Решение о проведении камеральной налоговой проверки не выносится. Налогоплательщик может и не знать, что в отношении него ведется налоговый контроль в форме камеральной проверки. В качестве примера могу привести постановление ФАС ВСО от 27.09.2005 года № А33-5200/05ФО2-4213/05-С1, которым налогоплательщику было разъяснено, что проведение КНП без уведомления последнего не нарушает его законных прав и интересов.
Еще раз сделаем совместно с указанным в Определении КС РФ от 08.04.2010 № 441-О-О вывод о том, что КП по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Какова цель КП?
К цели КП мы сможем подойти, предварительно определившись с ее функцией.
КП несет в себе две функции: это средство контроля правильности и достоверности составления налоговых деклараций и в тоже время это средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Исходя из положений ст. 88 НК РФ КП может быть определена как проверка чисто техническая, при которой налоговый инспектор проверяет налоговые декларации и расчеты на предмет соответствия закону и на предмет определения противоречий в представленных документах.