Что даст детская бизнес школа вашему ребенку?

Содержание:

Сколько тратят на дошкольников

Родители

В США родители тратят около 42 млрд долларов на дошкольное образование ежегодно. Государство — около 32 млрд долларов.

Расходы российских родителей на дополнительное образование выросли более чем вдвое в период с 2017 по 2020 год. На обучение и развитие одного ребёнка у российских семей уходит в среднем 7,5 тысячи рублей в месяц: в числе расходов — оплата кружков, секций, частных занятий и образовательного ПО. Семьи не экономят — в разгар пандемии траты покупателей без детей падали в четыре раза сильнее, чем у тех, кто воспитывает ребёнка.

В целом в России деньги в дополнительное образование и развитие детей вкладывают 87% семей, из них 83% относят эти расходы к числу приоритетных.

Инвесторы

Мировые инвесторы начали вкладываться в образовательные проекты для дошколят ещё в 2010-х годах. Венчурные инвестиции в стартапы для малышей и так неуклонно росли последние десять лет вплоть до начала пандемии.

За последние четыре года (с 2017 по 2020) американские EdTech-проекты для детей до семи лет привлекли около 372 млн долларов, согласно EdSurge — базе данных о публично раскрытых инвестициях. Это около 5,7% всего венчурного капитала, вложенного в EdTech-стартапы в США за этот период.


Диаграмма: Tony Wan / EdSurge

Какие образовательные центры бывают

Для повышения квалификации и расширения профессионального кругозора можно воспользоваться услугами центра бизнес-образования

Необходимо обратить внимание, что этот путь подходит в большинстве случаев для специалистов, уже имеющих базовые навыки и желающих их улучшить. УЦ предлагают достаточно широкий спектр программ – от однодневных бизнес-семинаров и тренингов до многомодульных курсов, в том числе и от зарубежных коллег

Доступно и MBA-обучение.

Все программы разрабатываются с учетом того, что у слушателей может быть разный уровень опыта. Например, кому-то будет интересна финансовая школа, в которой имеются программы для топ-менеджеров и руководителей. Некоторые из курсов могут быть направлены на личностное развитие и обучение таким навыкам, как осознание собственной силы, расширение интеллектуальных горизонтов, быстрое обретение новых знаний в необычных условиях.

Сегодня бизнес-тренеры и преподаватели ищут новые подходы, совмещая классические методы обучения и формирования навыков не только с принципом ориентации на практику, но и с альтернативными методиками из области нетрадиционной психологии.

Рост, выход в регионы и дальнейшие планы: бизнес-школа как бизнес-проект

Теперь мы запускаем курсы каждый месяц с сентября по март — потоки по 100–150 детей. Обучение многоступенчатое, поэтому ребята, отучившись четыре месяца на одной ступени, обычно возвращаются, чтобы пройти следующую ступень. Сейчас всем понятны источники трафика — социальные сети, таргет, но 30–40% наших учеников приходят по личной рекомендации.

Наш проект не ограничивается курсами и лагерем. В 2019 году мы подписали партнёрское соглашение с ГК «Просвещение» в сегменте бизнес-образования детей. В том же году провели с правительством Москвы на День города «Марафон успешных школьников» — это была серия мастер-классов, в которых участвовали две тысячи детей.

Мы наладили уже много коллабораций с совершенно разными направлениями бизнеса — в том числе, например, с Академией Игоря Крутого и парком «Зарядье». Приятно, что наши успехи отмечают и самом бизнес-сообществе: так, недавно проект вошёл в топ-20 лучших проектов премии Forbes Woman Mercury Awards — 2021.

Сейчас наша внутренняя стратегия ориентирована на франшизу, на развитие собственной сети как в Москве, так и в городах-миллионниках. Хотя не везде есть такие же возможности партнёрства с акулами бизнеса, как в Москве, но в каждом городе найдётся как минимум один банк, отель, ресторан, государственное учреждение, мэрия, а, может быть, и что-то оригинальное типа технопарка с роботами-беспилотниками. Та же Coca-Cola присутствует в десяти городах страны, а ещё много где есть заводы Mars, Mondelez, Danone, Procter & Gamble и так далее. Можно ориентироваться и на местную пиццерию, владелец которой интересно расскажет детям о ресторанном бизнесе, и на обычную гостиницу.

С точки зрения бизнеса мой проект окупился в первый же год, при этом без особых вложений — мы же не делали какую-то суперплатформу, а просто «соединили соединяемое». Поэтому для франчайзи это низкая точка входа по инвестициям. Запросов у нас очень много — только за одну неделю нужно обработать 43. Я отношусь к этому спокойно, мы не бежим скорее продавать проект. Сейчас главное — устаканить свои новые проекты, финансовые показатели. Всё-таки у нас пока «микроистория», которая хочет стать большой.

Планов у нас масса. Например, хочется создать свою академию трекеров, которые будут обучать специалистов среднего звена из корпораций и крупных компаний. У нетворкинга есть свои рамки, а профессиональных трекеров, с которыми мы работаем, не хватит на всех. Обучение взрослых даст возможность вырастить собственных специалистов и для нашей сети, чтобы в дальнейшем её масштабировать, и для сети франчайзи. Надеюсь, что в итоге это позволит развить рынок молодежного предпринимательства по всей стране.

Я хочу создавать серьёзные, масштабные, новые проекты. Поэтому постоянно ищу партнёров. На рынке частных школ нам тоже есть, с кем дружить. Они, кстати, уже и сами на нас выходят — сейчас мы сотрудничаем с тремя-четырьмя, но думаю, что к сентябрю их будет порядка восьми-девяти.

Мы ещё совсем маленькие, но для роста нет предела.

Kinder MBA

Юные бизнесмены за разработкой нового проекта

Попытка адаптировать знаменитую программу МВА для школьников с 1 по 11 класс. Проект «Kinder MBA» создан с целью развития у школьников навыков ведения бизнеса, предпринимательского мастерства, лидерского потенциала и нестандартного мышления

Большое внимание в процессе обучения уделяется умению решать проблемы (Problem Solving Skills), которые являются неотъемлемой частью любого бизнеса, и находить инновационные решения. Занятия проходят на базе школ-партнеров и в центрах дополнительного образования

Огромное внимание уделяется практикоориентированности и непрерывности обучения. Дети и подростки попадают в среду таких же замотивированных детей и развивают свои навыки командного взаимодействия.

Гранты и скидки на факультете бизнеса «Капитаны»

Кстати, обучение в бизнес-школе дает и другие преимущества – к примеру, возможность поступить на факультет бизнеса «Капитаны» на выгодных условиях. У нас предусмотрены различные способы получить гранты и скидки.

Если абитуриент набирает свыше 240 баллов по ГМУ или свыше 320 баллов по менеджменту, он получает грант в размере 120000 рублей. Есть также гранты на 80000 и 40000 рублей. А участники наших бизнес-интенсивов могут получить гранты от 10000 до 20000 рублей.

Кроме того, выпускникам бизнес-школ будет гораздо проще выполнять задания в группе «Абитуриенты факультета бизнеса «Капитаны» в социальной сети ВКонтакте. За каждое задание начисляются виртуальные баллы, их можно потратить на грант в размере от 5000 до 10000 рублей, а также на продукцию с фирменной символикой факультета бизнеса «Капитаны» и другие ценные призы.

Можно констатировать, что обучение в бизнес-школе – всегда плюс. Оно развивает мышление ребенка, обеспечивает важные для предпринимателя навыки, дает фундамент и даже помогает поступить в престижный университет, который готовит будущих акул бизнеса

Но важно понимать, что одной только бизнес-школы недостаточно, чтобы обучить всем основам ведения бизнеса. Будущему управленцу крайне желательно профильное высшее образование – например, такое, как на факультете бизнеса «Капитаны»

  • Менеджмент
  • ГМУ

Грант за активность
Решение предпринимательских кейсов и выполнение онлайн-заданий

10 000 ₽

1 уровень заданий
5 000 ₽

2 уровень заданий
10 000 ₽

Задания предоставляются в рамках профориентированных мероприятий для абитуриентов

Грант за бизнес-интенсив
За успешное прохождение онлайн или офлайн бизнес-интенсива

20 000 ₽

Двухдневный интенсив «Кампус»
10 000 ₽

Трёхдневный интенсив «Город»
20 000 ₽

Грант за ЕГЭ
За успешную подготовку и сдачу экзаменов на высокий балл

120 000 ₽

280-299 баллов
40 000 ₽

300-319 баллов
80 000 ₽

320+ баллов
120 000 ₽

Баллы ЕГЭ исходя из результатов четырех экзаменов

Грант за активность
Решение предпринимательских кейсов и выполнение онлайн-заданий

10 000 ₽

1 уровень заданий
5 000 ₽

2 уровень заданий
10 000 ₽

Задания предоставляются в рамках профориентированных мероприятий для абитуриентов

Грант за бизнес-интенсив
За успешное прохождение онлайн или офлайн бизнес-интенсива

20 000 ₽

Двухдневный интенсив «Кампус»
10 000 ₽

Трёхдневный интенсив «Город»
20 000 ₽

Грант за ЕГЭ
За успешную подготовку и сдачу экзаменов на высокий балл

120 000 ₽

210-224 баллов
40 000 ₽

225-239 баллов
80 000 ₽

240+ баллов
120 000 ₽

Баллы ЕГЭ исходя из результатов трёх экзаменов

«Преактум» — программа по развития проектной и предпринимательской деятельности среди молодежи

Кубок «Преактум» среди университетских предпринимательских команд

«Рыбаков Фонд» предлагает программу «Преактум. На базе учебных заведений создаются проектные команды, которые разрабатывают инновационные проекты, направленные на решение актуальных проблем в экономической, социальной и экологической сферах. Завершив проект, команды презентуют его на различных городских и всероссийских конкурсах. Проекты оценивает жюри из топ-менеджеров ведущих компаний, победители получают солидные денежные призы. Программа направлена на объединение образования и предпринимательства и дает возможность наиболее быстрого ориентирования подростков-лидеров в условиях рыночной среды. 

Российская ассоциация

Огромный вклад в развитие отрасли внесла Российская ассоциация бизнес-образования. У ее истоков стоят знаменитые руководители первых отечественных бизнес-школ – Буренин В. А., Евенко Л. И., Мануковский А. Б. Создавалась РАБО с целью обеспечения взаимодействия и координирования работы школ, а также приведения их деятельности к единому знаменателю. Только на первом собрании РАБО присутствовало более 20 руководителей разных компаний, оказывающих услуги в данной сфере.

Главным достижением ассоциации можно считать дидактические наработки, совмещающие зарубежный и отечественный опыт.

Свою цель РАБО видит в формировании структуры бизнес-образования, способной готовить специалистов, навыки которых будут соответствовать стандартам мирового уровня.

На сегодня в состав ассоциации входят 150 организаций. Два раза в год выходит журнал «Бизнес-образование», в котором освещаются насущные проблемы отрасли, обсуждаются и декларируются стратегии и планы дальнейшего развития.

Специфика бизнес-образования в России

Бизнес-образование – термин, появившийся сравнительно недавно. Он обозначает процесс получения знаний в классическом понимании этого слова и одновременную их апробацию на практике. Если сегодня в институтах и университетах главенствует принцип «изучить», то в этой системе – «научить».

В основном программы бизнес-обучения предназначены для специалистов, уже имеющих диплом вуза, занимающих управленческие должности и при этом стремящихся расширить свой профессиональный кругозор. На занятиях рассматриваются как конкретные аспекты, связанные с руководством компанией, так и вопросы личностного роста.

В этой области бизнес-образования можно выделить несколько больших сфер:

  • разнообразные программы бизнес-школ, нацеленные на получение новых знаний и навыков, позволяющих эффективно управлять компанией любой отрасли;
  • коучинг, помогающий достичь баланса между личными и профессиональными целями.

Имеется возможность выбора как больших комплексных курсов, так и прикладных, рассчитанных на решение конкретных проблем.

Бизнес-образование в России изначально строилась по калькам с западного образца. Время показало неполную востребованность прозападных курсов в отечественных реалиях. Поэтому многие программы были приведены в соответствие конкретным запросам слушателей и перенацелены на решение актуальных российских бизнес-проблем.

По мнению современных ученых (например, доктора физико-математических наук, декана высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, С. Филоновича), в России можно выделить несколько крупных ответвлений обучения в этой области:

  • формально-традиционное – речь идет о получении диплома магистра или бакалавра. В России он все еще пользуется популярностью, хотя на Западе больше ценится наличие практического опыта.
  • второе высшее и переподготовка;
  • MBA-программы;
  • курсы центров бизнес-образования, затрагивающие определенные аспекты администрирования и управления.

Некоторые специалисты отмечают, что, несмотря на довольно большое количество предложений, действительно полезных среди них не так уж много. В связи с этим необходимо максимально тщательно относиться к их выбору.

Российские бизнес-школы для детей

В России бизнес-школы для детей начали открываться более 10 лет назад. Поскольку подобных направлений обучения в нашей стране до сих пор не было, основателям этих курсов приходилось самостоятельно разрабатывать методики и программы обучения, соответствующие разным возрастным категориям детей.

Кстати, руководителями детских бизнес-центров стали преимущественно бывшие ученики школ МВА, предприниматели, психологи и преподаватели экономических ВУЗов.

На сегодняшний день на территории России функционирует огромное количество бизнес-школ для детей. Однако наибольшей популярностью пользуются такие образовательные организации, как:

  • «Кидбург» — представлен в трех городах России: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Москва. Центр приглашает к себе детей в возрасте 4-14 лет для участия в игре, моделирующей жизненную ситуацию. То есть, дети выбирают себе профессии и пытаются достичь в ней успехов, обучаясь финансовой грамотности и навыкам принятия решений.
  • Kinder MBA — открылась в Москве около 5 лет назад и по сути представляет собой адаптированную под детей программу МВА. Она состоит из трех модулей: Start (1-4 класс), PRO (5-8 класс) и Foundation (9-11 класс), каждый из которых длится 4 месяца. В процессе обучения дети, в зависимости от возраста, учатся находить решения изобретательных задач и командной работе, а также осваивают особенности управления финансами и оптимизации бизнес-процессов. Примечательно, что многие ученики этой школы уже владеют собственным делом и зарабатываются деньги самостоятельно.
  • Matrix Carrier – школа работает уже более 10 лет. Учащиеся – школьники разного возраста, а недавно открылось отделение и для дошкольников. Длительность курса обучения занимает весь учебный год, при этом дети проводят в школе по 2-8 часов в неделю. Дошкольников учат быть лидерами, а также с ними проводят уроки театрального мастерства и обучают английскому. Дети постарше вовлечены в более сложную программу.
  • Creative camp – предназначена для детей в возрасте от 12 до 17 лет. В лагере, арендованном на подмосковной базе, все занятия выпадают на период школьных каникул. То есть, дети могут одновременно отдохнуть и провести время с пользой, изучая бизнес-процессы. Каждый год в лагере проводится по 10 смен. Со школьниками ежедневно занимаются молодые предприниматели экономических факультетов. Они ведут деловые игры и рассказывают об особенностях «реального» бизнеса. Благодаря тому, что возраст всех педагогов менее 30 лет, они очень быстро находят общий язык с участниками. Многие дети по окончанию учебы смогли даже реализовать собственные проекты.
  • Тренинговый центр К.О.Т. – приглашает детей в возрасте 9-17 лет на однодневные тренинги, позволяющие освоить финансовую грамотность и расширить кругозор. На курсах обучают командной работе, основам тайм-менеджмента и лидерства, а также рассказывают, как нужно правильно ставить цели. Помимо этого дети развивают коммуникативные навыки и учатся презентовать себя.

Воспитание толерантности к ошибкам

Ребенок должен усвоить, что ошибки — это не смертельно.

Иногда родители, увидев, как ребенок роняет пакет с продуктами, отбирают его и больше никогда не разрешают ребенку помогать. Так формируется страх провала, иллюзия его необратимости.

Хуже всего то, что провал — это разочарование родителя, ведь в определенном возрасте взрослый для ребенка — это высшая инстанция и авторитет. Мнение родителя — это фактически приговор. У взрослого человека с подобным комплексом есть страх деятельности, избавиться от которого иногда крайне сложно. То, что без ошибок не бывает эффективного обучения, еще в 2011 году доказал в своем исследовании психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер. Он изучал нейронные сигналы в мозге, которые отвечают за реакцию на провал. Мозер доказал, что если избегать ошибки или воспринимать их в качестве показателя отсутствия способностей к предмету, то эффективность обучения заметно снижается. Если у ребенка нет страха, то он активнее фокусируется и выдает правильный ответ быстрее.

Экономика инноваций

Поощрение и вдохновление: как удержать инноваторов в своей компании

Детское бизнес-образование: альтернатива общему образованию или хорошее дополнение?

Сегодня общеобразовательные школы находятся под пристальным вниманием органов власти. Совершенствование и внедрение в программы обучения новых методик и поддержание соответствия требованиям времени является первоочередной задачей Министерства образования

Но, к сожалению, традиционные школы по-прежнему не могут решить ряд очень важных вопросов.

В первую очередь, это касается индивидуального подхода к обучению детей. Один учитель, работающий одновременно с классом, в котором более двух десятков человек, физически не может уделить должного внимания каждому. Отсюда возникает проблема с выявлением способностей и наклонностей каждого ученика, а также невозможность обеспечения его теми знаниями, которые будут соответствовать его интересам.

Кроме того, сегодня программа общего образования состоит из необходимого минимума по ряду дисциплин и не предполагает глубокого изучения одного-двух предметов, способных облегчить поступление в ВУЗ на выбранную специальность. В связи с этим, многие родители, недовольные современными методиками обучения, начали искать решение за пределами обычной школы.

В результате, большую популярность сегодня приобрели альтернативные способы обучения детей. И спрос на программы дополнительного образования продолжает расти с каждым днем, в том числе к бизнес-школам для детей.

Отметим, что на первый взгляд такие специальные учебные заведения кажутся неуместными из-за очевидной несопоставимости понятий о детях и предпринимательской деятельности. Однако постоянно растущее количество детских бизнес-школ явно свидетельствует о том, что общество не только их признало, но и считает эффективными.

Работа с проблемами

Подавляющая часть бизнес-литературы посвящена тому, как найти проблему потребителя, определить ее решение и донести информацию до клиента. Однако мало где написано, что это умение формируется в детстве.

Родительская привычка ограждать от проблем и решать их за ребенка часто приводит к тому, что умение идентифицировать проблему и подсознательно искать ее решение атрофируется.

Если вы хотите воспитать предпринимателя, не делайте все за ребенка, а предложите ему помощь. Еще лучше, если для решения проблемы ребенку необходимо организовать небольшой проект, типа уборки двора или починки забора на даче.

Почти все ключевые предпринимательские навыки заложены в ребенке с рождения. Взрослым нужно уметь бережно относиться к этим «росткам» и стараться их не загубить. Это отнюдь не так просто, как кажется. Если вы хотите вырастить предпринимателя, вооружитесь громадным терпением.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Курс «Бизнес для школьников»

Известный предприниматель и инвестор Аркадий Морейнис запустил курс «Бизнес для школьников», потому что чем раньше начать предпринимать что-то, тем больше шансов добиться успеха

Программа курса рассчитана на подростков 12 – 16 лет, длится 11 недель и проводится в формате модного на сегодняшний день квеста. Всё начинается, как и в жизни, с идеи, затем разрабатывается проект, рассматриваются различные финансовые модели в условиях рынка и конкурентной среды. Особенностью курса является практика с самого первого дня и получение реальных продаж и дохода. Создатели курса уверены, что предпринимательству можно научиться только на практике. Осознанные продажи ставятся во главу курса, так как «любой бизнес начинается с продаж и заканчивается их отсутствием». В течение 6 месяцев после прохождения курса подростка курируют и помогают справляться с актуальными проблемами, возникающими по ходу дальнейшей деятельности.

Приобщение к труду с детства

С определенного возраста ребенок должен учиться самостоятельно заниматься бытовыми делами — насколько это возможно.

Он должен видеть, что его деятельность имеет значение и позитивно влияет на него и окружающий мир.

Дети любят копировать взрослых — доведите это копирование до результативной деятельности. Крайне желательно, чтобы любые игры как-то отражались на реальности ребенка. Например, он играет в банкира, потому что папа банкир. Результатом этой игры может стать временное переоборудование комнаты под банк, подарок в виде игрушечного телефона для «важных» звонков, приглашение на ужин с родителями. Постепенно игры сменятся более серьезной деятельностью, но в психике человека останется устойчивый рисунок — моя деятельность имеет значение, само по себе ничего не происходит.

Экономика образования

Привычка как игра: какие навыки можно прокачать с помощью геймификации

Чему учат в бизнес-школах?

Безусловно, стать полноценной заменой общеобразовательной школе подобная образовательная организация не сможет. Но бизнес-школы способны обеспечить детей необходимыми знаниями об экономике и финансах, что является важным аспектом современной жизни.

Бизнес-школы предлагают специальные программы для детей в возрасте от 6 до 19 лет и имеют много общего с курсами МВА (главное отличие, в основном, только в возрасте студентов). Занятия проводятся успешными бизнесменами, которые знают все об особенностях менеджмента. Ученики посредством моделирования различных ситуаций учатся принимать решения, изучают рынок и многое другое.

Каждая школа имеет ряд программ, которые позволяют детям получить очень важные навыки и знания. В зависимости от выбранного направления их характер может меняться, но, в целом, выделяют следующие задачи и цели бизнес-образования:

  • обучение командному взаимодействию;
  • содействие в профориентации;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • бизнес-обучение;
  • создание бизнес-проектов;
  • самореализация;
  • тренировка мышления;
  • развитие памяти;
  • выявление лидерских качеств;
  • навыки ведения дебатов;
  • развитие креативного мышления;
  • освоение правил тайм-менеджмента и др.

Многие занятия проходят в форме игры или беседы, что позволяет лучше усваивать материал. Кроме того, отличительной чертой большинства бизнес-школ является наличие тьютора, который сопровождает ученика на протяжении всего периода обучения

То есть, детские бизнес-школы придерживаются политики индивидуального подхода к каждому ребенку – той важной составляющей, недостающей традиционному образованию

Какие навыки развивать у ребенка?

Предпринимательскому мышлению и soft-skills не учат в школах, поэтому у родителей есть два способа развить эти навыки у детей.

Первый — заниматься с ними самостоятельно.

Если родители хотят сами тренировать предпринимательское мышление в ребенке, то нужно начать с себя. Дети копируют паттерны поведения со взрослых, поэтому пример для подражания у них — это родители. Поэтому нельзя требовать от ребенка того, чего нет в вас самих.

Дальше переходите к конкретным мерам. Первое — это игры по методике Монтессори, когда у ребенка правильно организована игровая среда, нет хаоса. Методика помогает детям понимать причинно-следственные связи, развивать речь и моторику. У ребенка формируется чувство самостоятельности, поскольку взрослые не устанавливают правила и не помогают достигать целей.

Во время обучающих игр (простые пазлы, головоломки, конструктор) развивается и самоорганизация, когда дети после себя наводят порядок, например, собирают разбросанные игрушки на место. Ребенка, которому привили такой навык, уже не нужно постоянно контролировать — он может сам собирать рюкзак в школу, убираться в комнате, самостоятельно готовиться к занятиям.

Следующий шаг — обучать планированию и целеполаганию. Легкий способ развить у ребенка два этих навыка — составлять вместе с ним цели на день, неделю и месяц. Включайте в план задачи, которые реально выполнить детям.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, — это финансовая грамотность. Придумайте несложные креативные задания, за выполнения которых дети будут получать материальное вознаграждение

Детям с раннего возраста полезно знать, как правильно обращаться с деньгами, почему их важно ценить и любить зарабатывать. На фоне «информационного фаст-фуда» у ребенка нужно тренировать также критическое мышление, чтобы он опирался не на услышанное, а на собственное мнение и логику

Обсуждайте с детьми сложные темы и разрешайте задавать вопросы. Это не только разовьет критическое мышление, но и отточит ораторское мастерство, навыки публичного выступления и умение общаться и взаимодействовать в команде

На фоне «информационного фаст-фуда» у ребенка нужно тренировать также критическое мышление, чтобы он опирался не на услышанное, а на собственное мнение и логику. Обсуждайте с детьми сложные темы и разрешайте задавать вопросы. Это не только разовьет критическое мышление, но и отточит ораторское мастерство, навыки публичного выступления и умение общаться и взаимодействовать в команде.

Кроме того, попробуйте раскрыть в ребенке эмоциональный интеллект. Он поможет распознавать собственные и чужие эмоции, радоваться мелочам, получать от жизни максимум впечатлений.

Дать ребёнку учиться по смартфону — есть ли вред в этой идее

Как отмечает психолог Анна Баранова, в условиях пандемии дети проводят с родителями больше времени, а те стремятся занять их чем-нибудь полезным, в том числе онлайн. Но как бы ни хотелось отвлечь ребёнка на час-другой и выключиться из процесса, больше всего пользы можно получить, активно вовлекаясь в обучение вместе.

«Все важные знания и умения дети наиболее эффективно осваивают совместно со взрослым, который становится проводником в мир новых навыков. Его задача — ознакомить ребёнка с системой получения знаний», — говорит Анна.

По словам Анны, задача родителей — объяснить, какие существуют предметы и какая система оценок действует сегодня. А после этого поддерживать, поощрять, помогать и мягко контролировать процесс.

Дошкольнику вреден как чрезмерный, так и недостаточный контроль за обучением. Не стоит вместо поощрений использовать в обучении дошкольников наказания: тогда учёба будет ассоциироваться с негативными эмоциями и стрессом. Превращение дошкольного развития в гонку за оценками и баллами, «натаскивание» на тесты для поступления в школу и игнорирование интересов ребёнка в угоду своим вкусам — тоже плохая идея. Всё это может негативно повлиять на отношение к учёбе в будущем.

Анна считает, что вредно, когда взрослый оставляет ребёнка наедине с гаджетами и не отслеживает его занятия. В этом случае ребёнок может переключаться на другие приложения, впустую проводя время перед экраном. А столкнувшись с трудностями и не получив своевременной помощи — утратить мотивацию и интерес к учёбе.

Начало: от случайной идеи до серьёзного проекта

Моя специализация — коммерческая деятельность, международная торговля, с образованием она никак не связана. Училась я во Франции, и идея открыть бизнес-курсы пришла ко мне именно там. Она родилась интуитивно, потом её подтвердил рынок.

Что привело к мысли о бизнес-курсах для детей

Во Франции на лекции по маркетингу нам объясняли элементарные вещи: что такое цена, рынок, спрос — а ведь об этом можно рассказывать гораздо раньше, чтобы в вузе решать уже совсем другие задачи. Мне стало жаль, что маркетинг как бизнес-дисциплина не изучается в школе, — и это было первое зёрнышко моей будущей идеи курсов.

Нас учили по конкретным кейсам — списать, подсмотреть невозможно, надо задействовать все свои ресурсы, чтобы придумать, как продать, скажем, новый «Чупа-чупс» школьникам. Преподавать приходили крутые профессионалы — эксперты в своей сфере, например, рекламный директор завода Michelin. Так у меня сложилась связка: получать знания нужно от профессионалов, изучать современные, а не старые кейсы, и потом сразу применять информацию на практике.

После обучения прошло несколько лет, я готовилась стать мамой и во время какой-то поездки в поезде наткнулась в Forbes на статью о том, что в России не существует сформированной ниши детского бизнес-образования. Тогда были курсы профориентации, имитации кейсов, но никто не делал экскурсии в корпорации, стажировки для детей 9–10 лет, да и преподавать приглашали студентов, а не профессионалов настоящего бизнеса. Тут я задумалась о своём проекте уже всерьёз и начала активно его разрабатывать. Это ещё и совпало с моей давней мечтой: хватит работать на кого-то, пора осуществлять свои идеи. После рождения ребёнка я превратилась в маму-стартапера: по ночам делала сайт, потом пошла в акселератор при Агентстве стратегических инициатив (АСИ). Проект начинал обретать реальные очертания.


Фото: предоставлено KIDSDEV

Как масштабирование стало миссией

Мой проект сначала назывался Kids Develop, а потом название сократили до KIDSDEV. Я часто говорила как девиз: «Kids Develop в каждый дом». Почему? Чтобы у нас не было бедности и неправильного мышления, которое к ней приводит.

Если бы дети по-другому видели этот мир, по-другому осознавали ценность денег, то, может быть, мы все жили бы иначе. В этом моя миссия — поднять уровень мышления. Мне кажется, что если бы все дети понимали, что деньги — не затраты, а возможности (как учит соавтор наших программ Виктория Лубнина, старший вице-президент по финансам «Азбуки вкуса»), то прослойка малого предпринимательства в нашей стране значительно выросла бы. Люди понимали бы, что они могут что-то сделать сами. А у нас почему-то все думают, что работать можно только по трудовому договору, условно говоря, на заводе.

Когда я вижу на набережной Сочи, в потрясающем месте кафе с банальным названием «Солнышко», то сразу понимаю, как не хватает хотя бы базового бизнес-образования: ведь здесь много интересного можно было бы сделать, это место могло бы развивать территорию, привлекать инвестиции, создавать рабочие места.

Если маленькие курсы типа KIDSDEV внедрить во все школы страны, то это поменяло бы парадигму нашей экономики. Конечно, не сейчас, а лет через десять.

Нужно ли образование для бизнеса

Несмотря на стремительное развитие сферы бизнес-образования, ценность приобретения знаний иногда ставится под сомнение. Многие придерживаются мнения, что наличие университетского диплома у сотрудников не имеет значения на начальных этапах развития компании. Необходимость в высококвалифицированных работниках появится позже, когда фирма разрастется, расширится ее товарооборот.

На самом деле наличие образованных специалистов необходимо уже с первых дней существования компании. Экспертами доказано, что три стартовые года – настоящая проверка предприятия на жизнеспособность. Часто молодые фирмы терпят поражение именно из-за низкого качества управления и отсутствия у руководства элементарных знаний о законах предпринимательства. На последующих этапах роста владельцев, не имеющих бизнес-образования, также ждут немалые трудности.

Воспитание финансовой грамотности

Отношение к деньгам — больная тема для многих взрослых в нашей стране. Люди боятся зарабатывать, не верят, что хороший достаток вообще возможен, стесняются денег, не любят состоятельность или же помешаны на деньгах. Все это берется из детства

Очень важно, чтобы ребенок имел адекватное отношение к средствам

Есть три направления обучения в данной сфере:

  1. как зарабатывать,
  2. как тратить,
  3. как относиться.

В каждом направлении важен баланс.

Заработок не должен быть слишком простым, но и ассоциироваться с чем-то мучительным тоже не должен. Дайте ребенку возможность помочь по дому. Причем это должны быть не его классические обязанности, вроде уборки своей комнаты, а дополнительные задачи, которые несут ценность для семьи. Постепенно ребенок сможет заработать собственной инициативой. Многие дети продают простые изделия собственного производства или выгуливают собак. Так ребенок учится зарабатывать не только деньги родителей, но и у своего окружения.

Береги деньги смолоду: как правильно обучить детей финансовой грамотности

Траты должны быть осознанными и не идти только на развлечения или фанатично складываться в копилку. Умение оценить свои вложения — важный навык для предпринимателя, и ребенок с ранних лет способен учиться основам инвестирования, когда откладывает деньги на будущее или с выгодой для себя тратит их на свое развитие. Вопреки сложившимся стереотипам, школьник может создать вполне успешный работающий бизнес. В качестве примера можно указать на массу школьных стартапов, созданных в рамках программы «Школа дела», уроки предпринимательства в лицее НИУ ВШЭ, или разработку школьных стартапов на факультете бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова. Среди проектов, созданных школьниками — продажа бомбочек для ванн собственного производства в Instagram, продажа меда под собственным брендом кофейням и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector