Что такое обособленное подразделение: анализируем признаки

Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления — не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй — в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий — в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления — не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Обособленному подразделению требуется доверенность

Обособленное подразделение создается с целью выполнять функции организации (все или их часть) или представлять интересы организации и защищать их по месту своего нахождения. Однако, ОП не является самостоятельным юридическим лицом и поэтому для того, чтобы вступить в какие-то правоотношения от лица головной организации, необходимо чтобы все полномочия были прописаны не только в учредительных документах и положениях об иных ОП, но и в правильно оформленной доверенности. Например:

  • совершение сделок и иных действий, связанных с текущей деятельностью подразделения. При этом можно установить ограничения. Например, предоставить право заключать договоры только определенного вида или договоры, максимальная цена которых ограничена, и т.п.;
  • открытие банковских счетов, совершение операций по распоряжению средствами на этих счетах;
  • распоряжение имуществом, которым наделено подразделение, или отдельными видами имущества (например, за исключением недвижимости);
  • заключение и расторжение от имени организации трудовых договоров с лицами, принимаемыми на работу в обособленное подразделение;
  • право первой подписи различных документов, оформленных в обособленном подразделении: учетных, финансовых документов, счетов-фактур, отчетности и т.п.;
  • представление интересов организации в органах государственной власти;
  • возможность передоверия отдельных полномочий третьим лицам, так как руководитель подразделения не всегда может самостоятельно выполнять свои функции по различным причинам (например, командировка, болезнь и т.п.).

В отличие от филиалов и представительств, возникновение прочего обособленного подразделения не сопровождается внесением изменений в учредительные документы организации, кроме документов, фактически подтверждающих возникновение стационарного рабочего места (например, договор аренды и приказ о приеме на работу лица, которое там будет находиться). Более того, при создании обособленного подразделения не требуется утверждать Положений о данном обособленном подразделении, а также можно обойтись без назначения руководителя обособленного подразделения, без выдачи ему доверенности (например, вы всего лишь наняли нескольких дополнительных рядовых сотрудников, которые будут находиться в удаленном офисе). Тем не менее, на практике, как правило, приказ руководителя юридического лица все-таки издается (общего собрания участников для этого проводить точно не нужно). Наиболее целесообразно, как нам кажется, издать приказ о внесении изменений в штатное расписание и организационную структуру юридического лица (если такая есть).

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения организациям, имеющим филиалы (требование об отсутствии представительства уже отменено). Разумеется, возникает вопрос — как оформить обособленное подразделение, чтобы оно не было признано филиалом, а организация при этом сохранила право на УСН? Чтобы разобраться в этом, придется обратиться к положениям трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

  1. Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.
  2. Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала. То есть, из этих положений тоже неясно, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.
  3. Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть какими-то иными, кроме филиала и представительства.

В результате, мы имеем дело с каким-то неуловимым понятием иного обособленного подразделения, поэтому при создании такого подразделения надо просто избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики эти в законе более чем скудные:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;
  • представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

Мы не случайно так подробно разбираемся в этом вопросе, потому что несоответствие этим требованиям (иногда неявное) может лишить организацию возможности работать на УСН, причем неожиданно. Например, руководитель считает, что созданное обособленное подразделение не является филиалом, поэтому организация продолжает работать на упрощенной системе, хотя уже не имеет на это права.

В таких случаях организация будет признана работающей на общей системе налогообложения с начала того квартала, в котором было создано обособленное подразделение, имеющее признаки филиала.  А потеря права на упрощенку ведет к необходимости начислить все налоги общего режима: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, и именно с последним может возникнуть больше всего проблем. НДС надо начислить со стоимости всех реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал, а если покупатель или заказчик откажутся его доплачивать, то налог придется платить за счет собственных средств.

Документы для создания филиала или обособленного подразделения

Для создания филиала нужно: решение компетентного органа (для ООО/АО – чаще всего это собрание участников/акционеров), Положение о филиале, доверенность на управление филиалом, договор аренды.
В Положении филиала ЮЛ РФ рекомендуется указывать следующие данные:

  • наименование ЮЛ;
  • наименование филиала;
  • адрес местонахождения филиала и адрес места нахождения ЮЛ;
  • цели создания филиала;
  • виды деятельности филиала;
  • порядок управления филиалом.

Можно также указать дополнительные данные:

  • что имущество будет выделено на отдельный баланс;
  • каким имуществом филиал наделяется.

Для иного ОП нужно, по общему правилу (если иное не предусмотрено уставом), приказ единоличного исполнительного органа, доверенность на управление подразделением, договор аренды.

Создание элемента справочника

Создание Подразделения из документа

Заполнение справочников непосредственно из формы документа позволяет быстрее его оформлять. Элементы справочника создаются по ходу внесения данных в соответствующие поля формы. Есть несколько способов создания новых элементов справочника из документа:

Все они подробно рассмотрены в статье Быстрый ввод справочников из документов

Создание Подразделения в справочнике

Новый элемент справочника можно создать заранее в справочнике.

Открыть справочник Подразделения можно:

  • из панели навигации справочника Организации; PDF
  • из раздела Справочники после произведенной настройки панели навигации; PDF
    Узнать подробнее Настройка панели навигации
  • из общего списка доступных справочников. PDF

Ввод нового элемента справочника Подразделения осуществляется по кнопке Создать.

Как узнать ОГРН?

Одна из самых популярных платформ для поиска ОГРН фирмы – сайт ФНС. Для получения необходимой информации всего-то необходимо ввести в программу номер ИНН, наименование компании, регион ее локации. По всем этим параметрам программа легко высветит ОГРН предприятия. Помимо этого возможно получить выписку из реестра. Данный документ возможно получить не только о юридически зафиксированном лице, но и об ИП. Каждая подобная бумага подписывается специальной электронной подписью.

Возможно применять и другой метод работы. Здесь можно привести целый ряд специальных баз, в которых возможно найти данные о физических лицах, внесенных в реестр как ИП, или юридических лицах.

Будет уместно добавить, что подобные базы включают и некоторые другие сведения, не только из ЕГРЮЛ. К примеру, газетные очерки, судебные издержки. Нужно также понимать, что в некоторых базах возможно определить информацию о потенциальном контрагенте. Собранные данные – это возможность оградить себя от недобросовестных партнеров. Всегда есть риск заключить соглашение с организацией с плохой кредитной историей. Единственный минус подобных платформ в том, что они платные. Чем объемнее база данных, которую нужно собрать, тем большую сумму придется заплатить.

Третий по очереди, но отнюдь не по значимости, метод обращения в налоговый орган. При обращении сразу же на месте делают выписку о кредитной истории компании. Но данный метод – одни из самых продолжительных, так как может занимать до одной недели. Если операция была выполнена раньше, то размер вносимого налога может быть уменьшен.

Налог на прибыль организаций

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ.
Налогоплательщики — российские организации, в состав которых входят обособленные подразделения, производят исчисление и уплату:

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в федеральный бюджет, — по месту нахождения головной организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ);

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ, — по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли каждого обособленного подразделения (головной организации) (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Доля прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Перечислять налог на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений нужно независимо от того, есть ли у них доходы и расходы, формирующие налоговую базу (письмо Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640).
Декларация по налогу на прибыль представляется в налоговые органы по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения (первый абзац п. 1 ст. 289 НК РФ) в том числе и в ситуации, когда суммы налога на прибыль к уплате нет (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-03-06/1/20).

В то же время если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Уведомления (смотрите письмо ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986) представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. При этом подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и сама головная организация.

Как неоднократно указывали представители финансового ведомства и налоговой службы, если организация и все ее ОП находятся на территории одного субъекта РФ, то налогоплательщик вправе уплачивать налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ за все свои ОП через головную организацию. То есть подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и головная организация (письма Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130, ФНС России от 19.12.2012 N ЕД-4-3/21580@, от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@, от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935, УФНС России по г. Москве от 17.08.2012 N 16-15/076180@, от 07.08.2012 N 16-15/071669@, от 20.06.2012 N 16-15/053947@, от 23.12.2009 N 16-15/136064).

В случае, когда налог перечисляется только через головную организацию или ответственное обособленное подразделение, декларацию по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, через которые налог не уплачивается, подавать не требуется (смотрите письма Минфина России от 18.02.2016 N 03-03-06/1/9188, от 25.11.2011 N 03-03-06/1/781, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127, ФНС России от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@).

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация и её ОП находятся в одном субъекте РФ, то уплата налога на прибыль (авансовых платежей) правомерно может производиться только по месту нахождения головной организации без распределения на ОП. Если организация решит, что налог на прибыль будет уплачиваться головной организацией за созданное ОП, то, как уже было замечено выше, об этом надо уведомить налоговый орган.

Данные об уплате налогов

По закону любая организация обязана встать на учёт в налоговом органе по месту юридического адреса отдельного подразделения. Они также должны докладывать в налоговую о всех изменениях и новых подразделениях в течении трёх дней.

В случае если несколько организаций находятся на территории, подвластной разным инспекциям, но в одном муниципальном образовании, они могут встать на учёт в одной налоговой.

При смене адреса рядового подразделения не следует закрывать его и открывать заново по новому юридическому адресу, достаточно изменить адрес, подав прошение в налоговую.

Нарушение сроков подачи заявление на учёт в налоговый орган влечёт за собой штраф в 10000 рублей. Если при этом велась деятельность, то штраф высчитывается в размере 10% от суммы доходов, но не может быть меньше 40000 рублей.

Соблюдение требований при открытии нескольких предприятий

Если организация создает несколько подразделений в пределах муниципалитета, в котором сама осуществляет деятельность, то повторно вставать на учет нет необходимости. Соответствующее положение закреплено 83-й статьей в п. 1. В такой ситуации головное предприятие обязано только направить в ФНС сообщение о создании подразделения. Уведомление осуществляется по правилам 23-й статьи (п. 3).

Если же несколько подразделений расположены в одном МО, но на территориях, подведомственных различным инспекциям, постановка на учет может производиться контрольным органом по адресу нахождения одного из них. Его определяет головное предприятие. Приняв решение, организация направляет в инспекцию письмо. Соответственно, оно направляется в ту инспекцию, которая находится по адресу нахождения выбранного предприятия. Уведомление оформляется по ф. КНД № 1111051.

Обособленное производство выделено на отдельный баланс

При выделении обособленного подразделения на отдельный баланс Инструкция по применению Плана счетов рекомендует использовать счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». На нем учитываются расчеты по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по управленческой деятельности, по оплате труда работников подразделений. Между тем одного рекомендательного Плана счетов недостаточно, чтобы обосновать проводки по расчетам головного и обособленного подразделений.

В ст. 21 Закона о бухгалтерском учете в числе регулирующих бухгалтерский учет документов названы стандарты экономического субъекта, которые предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета там, где существуют законодательные пробелы. Однако сами внутренние стандарты также должны быть на чем-то основаны. В нашем случае для этого вполне подойдет любой вызывающий доверие справочник корреспонденции счетов бухгалтерского учета. На его основе можно разработать стандарт экономического субъекта, устанавливающий порядок отражения расчетов с обособленными подразделениями.

Пример 2. Производственное обособленное подразделение выделено на отдельный баланс. В стоимость продукции включаются как прямые расходы обособленного подразделения, так и часть косвенных (общепроизводственных) затрат. Общехозяйственные расходы списываются в уменьшение продаж и не передаются подразделению для включения в цену продукции. Все остальные условия примера 1 сохраняются.

Корреспонденция счетов в учете обособленного подразделения будет выглядеть следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Получены сырье и материалы со склада организации <*>

10

79-1

Отпущены сырье и материалы в производство

20

10

Начислена зарплата работникам обособленного подразделения

20

70

Начислены страховые взносы с заработной платы

20

69

Отражены иные затраты, включаемые в себестоимость продукции

20

60

Переданы все задолженности «обособки» головному офису <**>

60, 70, 69

79-2

Отражена часть общих затрат, относящихся к выпуску продукции

25

79-1

Включены общепроизводственные затраты в оценку продукции

43

25

Отражен выпуск готовой продукции подразделением

43

20

Передана продукция из «обособки» на склад организации

79-1

43

<*> На субсчете 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу» учитывается состояние расчетов с обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, по переданным им внеоборотным и оборотным активам.<**> На субсчете 79-2 «Расчеты по текущим операциям» учитывается состояние всех прочих расчетов организации с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы.

Корреспонденция счетов в учете головного офиса предприятия будет выглядеть так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступили сырье и материалы на склад организации

10

60

Переданы сырье и материалы со склада организации в «обособку»

79-1

10

Отражены общепроизводственные затраты предприятия

60, 70, 69

25

Передана часть названных затрат обособленному подразделению

79-1

25

Получена продукция «обособки» на склад организации

43

79-1

Переведены все задолженности «обособки» на головной офис

79-2

60, 70, 69

Погашены все задолженности обособленного подразделения

60, 70, 69

51

Отражена реализация произведенной «обособкой» продукции

62

90

Начислен НДС с реализации готовой продукции

90

68

Списана стоимость готовой продукции в уменьшение продаж

90

43

Определен финансовый результат от продажи продукции

90

99

Выделение подразделения на отдельный баланс предпочтительнее, поскольку в учете головного офиса уменьшается количество проводимых операций, так как часть из них забирает на себя обособленное подразделение, что, однако, не снимает с центральной бухгалтерии обязанностей по контролю за ведением учета в выделенной на отдельный баланс «обособке». Для этого проводятся периодические внутренние проверки всех обособленных подразделений, в том числе мониторинг состояния документооборота между ними и головным офисом.

Решение о создании подразделения

В законе нет упоминания, какой орган должен принимать решение. В обычных случаях это решение принимает директор. Но учредители общества могут прописать в уставе наименование органа, которое будет принимать соответствующее решение. Например, такое решение может приниматься на общем собрании учредителей.

Пример

Решения о создании подразделения может быть принято на собрании учредителей общества.

В нем должна присутствовать следующая информация:

  1. Наименование, вид и местоположение;
  2. Функции, которые будут выполниться;
  3. Структура;
  4. Личные данные ответственного лица или руководителя подразделения;
  5. Дата открытия. Иногда налоговики могут принять за дату открытия оформленное решение о создании подразделения. Указание даты открытия может помочь при возникновении споров сналоговой службой из-за нарушений подачи уведомления.

Но можно воспользоваться другим вариантом. Сведения могут быть отражены в отдельном внутреннем документе. Это может быть положение или другой документ. Принятие должно осуществляться на общем собрании учредителей или акционеров, в зависимости от правовой формы организации.

Образцы документов для создания обособленного подразделения Вы можете увидеть в статье — Образцы документов для открытия обособленных подразделений

Совет

При создании рекомендуется уточнить, что данное подразделение не считается филиалом или представительством. Подобное упоминание позволит избежать недопонимания со стороны контрагентов или контролирующих структур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector