Кто такой тьютор и какие у него обязанности

Обязанности тьютора

Работа заключается не только в проведении уроков и общении с детьми. Специалист выполняет сразу несколько функций. В обязанности тьютора входит:

  • разработка методической литературы;
  • распределение ресурсов для успешной учебы;
  • проведение индивидуальных тренингов;
  • выявление нарушений в психике ребенка;
  • консультирование учеников, родителей и преподавателей;
  • организация взаимоотношения школьников с учителями;
  • помощь выпускникам с выбором профессии.

Тьютор способствует тому, чтобы у детей был стимул к обучению. Он разрабатывает специальные методические планы для индивидуальной работы с каждым ребенком, занимается оценкой и распределением ресурсов, чем обеспечивает успешность образовательного процесса. Проводит личные беседы и тренинги.

Он консультирует родителей, самих детей, преподавательский состав, улучшает их профильные навыки и обучающие технологии.

А также должностная инструкция включает помощь выпускникам в сфере профориентации. Тьютор выявляет наклонности ученика, его интересы, оценивает его способности и любовь к труду, соответствие характера выбранной профессии. Специалист организовывает конструктивное взаимодействие преподавателей с учащимися, рассматривает их позиции в конфликтных ситуациях. Он координирует деятельность учителей в заведениях, где обучаются дети с отклонениями.

Все свои функции специалист выполняет по методам работы тьютора: он собирает и систематизирует информацию, оформляет учебные планы соответственно требованиям и оценивает результаты труда.

Чем занимается тьютор?

Современная тьюторская профессия восходит к тьюторам, работавшим более века назад в Оксфорде. Первоначально это были взрослые люди, которые старались сделать так, чтобы досуг юных студентов проходил по большей части в стенах колледжа и не включал посещение таверн. Постепенно престиж профессии рос, а задачи тьюторов расширялись. Теперь оксфордские занятия с тьютором должны были дать возможность студентам научиться самостоятельно думать, контролировать усвоение знаний, оценивать свой прогресс, сохранять мотивацию. Работа тьюторов осуществлялась индивидуально, и обращение к ним было личным делом каждого конкретного ученика (тьюторанта). 

Так оформились первые ключевые правила тьюторского сопровождения: оно проходит с помощью индивидуальных встреч, которые должны быть постоянными, последовательными и хорошо спланированными. Эти принципы остаются актуальными и сегодня, а практики тьюторского сопровождения распространяются не только на высшее образование, но и на старшую школу.

Более «строгое» определение может звучать так: тьютор — это педагог, который оказывает учащемуся необходимую поддержку при достижении образовательных целей и личностном развитии, а также отвечает за мониторинг прогресса тьюторанта.

По своему функционалу тьютор является одновременно наставником, коучем, воспитателем, мотиватором, а порой даже и провокатором. Тьютор помогает ученику быть осознанным, учиться анализировать и рефлексировать, ставить цели, планировать шаги по достижению этих целей, выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

В «Золотом сечении» школьники работают с персональными тьюторами (всего в нашей тьюторской команде девять педагогов) начиная с девятого класса. Регулярные индивидуальные встречи с тьюторами продолжаются весь год, при переходе в 10 класс ученики могут сменить тьюторов или остаться с прежними. Таким образом, тьюторы — это отдельный и самостоятельный элемент современной школы, интеграция которого лишь обогащает образовательный процесс.

Нехватка педагогов в России

В нашей стране равенство всех граждан в получении знаний закреплено в законе «Об образовании», хотя понятно, что это скорее декларативная история, нежели реальное положение дел.

В разных регионах России школьники имеют разные возможности для получения основного общего образования. Сравнивать уровень сельской школы в провинции и московского лицея просто невозможно.

Подтверждают этот тезис результаты мониторинга ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС. Согласно его результатам 44,7% педагогов уверены, что в школах работает неоднородный педагогический состав. А из-за преобразований государственных стандартов количество школ ежегодно сокращается, из-за чего растет нагрузка на учителей: 63,5% педагогов работают более чем на одну ставку.

Мы в MAXIMUM Education проводили собственные опросы учителей (более 2,5 тыс. респондентов со всей России) и глубинные интервью с родителями (свыше 100 человек) весной 2020 года на эту тему. Опрошенные нами учителя и родители отмечали очень серьезный уровень дифференциации уровня образования по регионам.

С учетом того, что по данным Счетной палаты к 2024 году численность школьников составит почти 20 млн детей, а количество школ между тем сокращается, кажется, что проблемы Китая очень близки и нам.

Тьютор и репетитор — отличия

Путать сопровождающего и репетитора нельзя. Репетитор дополняет школьные знания ребенка по определенному предмету. В обязанности педагога входит создание среды для улучшения успеваемости. Тьютор — это воспитатель, психолог и учитель в одном. Особенно нужен такой специалист одаренному ребенку. Читайте подробнее о таких детях — их еще называют «индиго«.

Существуют отличия от других профессий:

Название Задачи профессии Задачи тьютора
Дефектолог Дефектолог анализирует психофизические особенности, влияющие на учебу. Тьютор должен учитывать личные желания, объективные задатки ребенка, давать испытывать новый образовательный опыт.
Коуч Коуч работает с подростками, взрослыми в сферах, не связанных с учебой. Тьютор помогает ребенку правильно сформулировать желания, выстроить алгоритм из целей и задачей.
Психолог Психолог оказывает психологическую поддержку детям, учит вести себя. Сопровождающий вмешивается в идущий конфликт в роли арбитра. Но главная функция — помощь с выбором жизненного пути.
Куратор Куратор должен реагировать на житейские трудности, контролировать расписание. Тьютор учит школьника самоорганизации. Он может составлять расписание так, чтобы учеба была продуктивной.

Зачем тьютор взрослому?

В школе и университете обучение — это приоритет, но во взрослом возрасте он уходит на второй план. Кроме лекций и домашних заданий есть еще работа, семья и другие сферы жизни, за которые человек несет ответственность. «Поэтому как раз для взрослых людей тьютор очень важен. Он помогает быстро сориентироваться в учебном процессе, найти нужную информацию, подсказывает, к кому обратиться, то есть экономит самый ценный ресурс — время», — считает Елена.

Независимо от возраста, главные факторы успеха — цель, желание и, конечно же, мотивация. «Самому старшему моему студенту было около 70 лет

Он всех собирал на дополнительные активности, и ему важно было общение. У него с мотивацией было все хорошо»

Тьюторы могут работать как в штате учебного заведения, так и на фрилансе. У каждого варианта свои особенности:

Штатный тьютор — это посредник между учебным заведением и учениками. Он хорошо разбирается в программе, знает преподавателей. Если ученику понадобится дополнительная консультация или перенос даты зачета, он знает, к кому идти с этим вопросом.

Тьютор-фрилансер — это специалист, который работает с мотивацией, самоопределением и усвоением материала по теме. Он может как провести несколько консультаций и решить конкретный запрос, так и выстраивать долгосрочную работу со студентом.

Организация индивидуального маршрута ученика — с чего начать?

Индивидуальную образовательную про грамму (ИОП) разрабатывают все специалисты психолого-педагогического сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор в  несколько этапов:

  • предварительный — оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей: определение ребенка в класс к учителю, определение специалистов психолого-педагогического сопровождения, сбор и анализ предварительной достоверной информации о ребенке и его семье. Главная цель – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными;
  • оценка требований ФГОС и образовательных потребностей — изучение документации, разработка локальных регламентирующих документов (приказа о деятельности ПМПК, службы психолого педагогического сопровождения;
  • диагностика — изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования, принятие решения о необходимости разработки ИОП, Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.
  • определение временных границ реализации ИОП, четкое формулирование целей, описание задач, определение содержания, форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности и коррекционной работы.

Примерная структура ИОП для ребенка с ОВЗ:

  • титульный лист с указанием наименования ОО, назначение программы, срок реализации и адресность программы, гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПК школы, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной образовательной программы;
  • пояснительная записка, в которой излагается краткая психологопедагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи);
  • индивидуальный учебный план;
  • содержание программы;
  • мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;
  • заключение и рекомендации. Формулируются обоснование внесения коррективов по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психлого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. 

Историческая справка

История тьюторства берёт свои корни в Древней Греции. Тогда оно было своеобразным неформальным педагогическим сопровождением. Главной целью тьютора являлась передача знания учащемуся, чтобы помочь ему овладеть навыками в выбранной сфере. Занятия нередко были импровизированными. 

Тьюторство оформилось примерно в XIV веке в классических британских университетах — Оксфорде, и, несколько позднее, — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму наставничества. В Оксфорде и Кембридже тьюторы до сих пор играют важную роль в учебной и воспитательной работе. Они являются полноценными штатными сотрудниками.

Тьюторство в России появилось гораздо позже, чем в западной культуре. Отечественная образовательная система поначалу не предусматривала отдельную фигуру тьютора. Тем не менее похожий формат имел место, например, в монастырях. К монахам прикреплялись старцы, которые передавали знания воспитанникам, близко общаясь с ними один на один. К традиции монастырских наставников прибавились гувернёры в аристократических семьях дореволюционной России. Они буквально вели подопечных, обучая и помогая найти свой путь в жизни. Гувернёры, как и старцы, немало вложили в развитие тьюторства в России.

Англоязычное слово «тьютор» официально закрепилось в русской педагогической практике благодаря англофилу М.Н. Каткову. В XIX веке ввели институт классных наставников, в обязанности которых входила организаторская деятельность, наблюдение за развитием подопечных и культивирование высоких нравственных и моральных принципов. Увы, после революции должность классных наставников и дам была упразднена.

Но история тьюторства в России на этом не завершилась — в 1980-х годах, во время реформирования образовательной системы, оно снова развернулось как самостоятельное педагогическое движение. 

Тьютор в школе

Появление тьютора в школе происходит в тот момент, когда руководство начинает понимать, что единая образовательная программа не может быть достаточно эффективной для все учащихся. Таким образом, на первый план выходит не общеобразовательная, а индивидуальная программа обучения, в которой основной упор делается непосредственно на личностном профиле ученика.

Для того, чтобы полностью перестроить российские школы на тьюторские модели, необходимо вначале обеспечить веру в подобную структуру обучения, чтобы абсолютно все участники образовательного процесса были готовы к тому, что работать придется в постоянном поиске. Однако тьюторство можно успешно применять и в тех школах, которые к столь кардинальным переменам пока не готовы. В данном случае работа тьютора, сопровождающего учеников при выборе профиля, а также организуя специальные кружки и факультативы, – носит точечный характер.

Гораздо больше пространства для работы тьютора открывается в частных школах, где данный специалист, устраиваясь на работу, получает карт-бланш. В учебном заведении создается тьюторская комната, а для составления индивидуального профиля ученика применяются онлайн-инструменты. Для того, чтобы индивидуальное обучение ребенка работало на его развитие с максимальной эффективностью и носила связный характер, тьютор работает не только с детьми, но и с их родителями, а также учителями.

Стоит отметить немаловажный факт, что тьюторство присутствует не только в школах. Так, в структуре среднего профессионального образования наставник помогает обучающимся максимально оперативно адаптироваться к программам и новой среде, а также разрабатывает маршруты дальнейшего карьерного продвижения для студентов.

Работа с тьютором или без — сравнение

Главный инструмент педагога-помощника — формирование индивидуальной программы. Массовая школа не учитывает интересы конкретного ребенка. Это сказывается на образовательном процессе:

Ситуация С тьютором Без тьютора
Выбор экзаменов Тьютор помогает выбирать экзамены с учетом особенностей учащегося. Решение зависит от родителей и абстрактных представлений ученика о будущем.
Выбор карьеры На него воздействует тьютор, проводящий личностные тесты и опыты. На это влияет индивидуальный запрос, который формируется на разных этапах у всех учеников.
Планирование дня Тьютор составляет расписание с учетом учебного плана ребенка. Расписание составляется завучем или другим уполномоченным лицом для всех сразу.
Решение конфликтов Тьютор выступает в роли арбитра при проблемах между учащимся и учителем. Этим занимается психолог, либо сам ученик, что сказывается на комфорте в коллективе.

Как проходит первая встреча с тьютором

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. 

Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора. 

Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.  

<<Форма демодоступа>>

Знакомство с тьютором

Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.   

Выявление сильных сторон ребёнка

Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков». 

Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее. 

«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».

Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».

Обсуждение образовательного маршрута

Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.


«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку‍

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.

В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней. 

Завершение

В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами. 

Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.   

Задачи и навыки тьютора

К этим специалистам обращаются как школьные учреждения, так и сами родители, потому что они поддерживают и всячески способствуют сохранению интереса к учебе, прививают учащемуся самостоятельность, устраняют организационные сложности и налаживают контакт ученика с педагогом.

К сожалению, узкопрофильных специалистов-тьюторов с правильным образованием сегодня в России не встретить. Помощь детям, в том числе и инвалидам, оказывают наемные няни, бабушки, волонтеры и сами родители. А ведь настоящий профессиональный наставник – это не только первый помощник ребенка, но и опытный учитель и психолог. По сути, это всесторонне образованный человек, который может не только научить малыша правилам дорожного движения по пути домой, но и способен подтянуть старшеклассника по всем общеобразовательным предметам.

То есть в его арсенале знаний должны быть:

  • психология;
  • дошкольная и школьная педагогика;
  • организационное дело;
  • педагогическое образование;
  • коррекционная педагогика (для инклюзивных учреждений);
  • медицинские знания (при работе с инвалидами).

Безусловно, настоящим тьютором способен стать лишь тот человек, который стремится помогать детям. Нередко школьные педагоги испытывают раздражение по отношению к детям и ведут себя с ними слишком назидательно. Тьютор, наоборот, должен вести себя дружелюбно, без высокомерия, как бы на равных, только так ребенок будет делиться с ним своими проблемами и ощущать истинную поддержку.

В России в последние несколько лет только начали обучать узких специалистов данного направления, однако пока эта специальность не пользуется популярностью, так как абитуриентам о ней мало что известно.

Дипломированным тьютором является выпускник педагогического вуза по специальности «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». Впрочем, и уже окончившие вуз педагоги могут пройти дополнительную квалификацию, чтобы получить корочки специалиста.

Тьюторы в вузах

В некоторых столичных учреждениях уже введена практика — каждому студенту, который из-за неуспеваемости может быть отчислен, выделяется помощник – тьютор. Такое нововведение было предложено Высшей школой экономики. Это должно снизить количество отчисляемых ежегодно перво- и второкурсников. При этом четко обозначены задачи добровольца-наставника – не «натаскивание» ученика к экзаменам, а психологическая поддержка, разрешение споров между учеником и преподавателем. При этом тьютор не выполняет должностные обязанности вузовского куратора, ведь он должен находиться на одной ступени с учащимся, в то время как куратор по субординации – над ними обоими.

Ряд вузов на официальных сайтах уже принимают заявки на такого рода помощь, и этих заявок поступает довольно много. Пока нововведение только запускается, но учебные заведения рассчитывают на положительные результаты от этого эксперимента.

Описание профессии

В форме тьюторства фактически реализуется идея поддерживающего образования. Такой вид взаимодействия ученика с наставником является принципиально новым для России. Раньше индивидуальные занятия проводились только репетиторами, и заключались они в основном в углублении знаний по конкретному предмету.

Чем отличается тьютор (наставник) от учителя или психолога? Педагоги основное внимание уделяют обучению предмету, при этом социальная практика школьника и его рефлексия чаще всего выносятся за скобки или являются второстепенными целями. Психологи могут помочь в конкретной трудной ситуации, однако они не влияют на образовательный процесс

Наставники сопровождают учащегося по большинству направлений: от формирования учебного плана, развития навыков самообразования, поиска мотивирующих факторов до оказания помощи в понимании себя как личности и осознании своих сильных и слабых сторон.

Теперь остановимся на моменте, где может применяться поддерживающее образование в нашей стране:

  • Образовательные учреждения (детсады, школы, колледжи, вузы). При всех своих преимуществах массовое обучение школьников и студентов имеет и недостатки. Учитель или преподаватель зачастую физически не может (а нередко и не хочет) искать подход к каждому учащемуся, дополнительно работать с ним и подбирать способы более понятного объяснения материала. На проблемного ученика он может вообще махнуть рукой. Наставник же в сотрудничестве с педагогами и родителями будет выбирать индивидуальный путь подопечного к знаниям, опираясь на его сильные стороны и более детально работая с недостатками.
  • Проблемные семьи. Тьюторы выступают в роли психологов и посредников, помогая «разрулить» проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми, а также улучшить их успеваемость в школе. Особенно часто необходимость в таких наставниках возникает, когда ребенок вступает в подростковый возраст.
  • Дистанционное обучение. Этот способ подготовки специалистов (E-learning) стремительно развивается как за рубежом, так и в нашей стране. В большинстве российских вузов и образовательных центров уже обучают в этом формате, многие направления выгоднее учить в дистанционной форме, поскольку это помогает вдвое сократить затраты финансовых и временных ресурсов студента. К услугам обучающихся все возможности интернета, а правильно сориентироваться в том, какая информация наиболее важна и актуальна при удаленном обучении, подсказывает tutor, который работает с подопечным в онлайн-режиме.

В отдельный раздел стоит вынести тьюторство как способ работы с особенными детьми. В соответствии с мировыми трендами и педагогическими разработками в России развивается инклюзивное образование. В детсадовской группе или школьном классе могут вместе учиться обычные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень заболеваний таких детей широк, это могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, плохое зрение или слух, ДЦП, отставание в интеллектуальном развитии. Они способны учиться вместе с другими детьми, однако им не обойтись без помощи сопровождающего воспитателя. Она может заключаться как в физической поддержке (например, для перемещения по школе), посреднических функциях для усвоения учебного материала (использование специального оборудования, или языка жестов), так и в мотивации к получению знаний. Педагог-сопровождающий обычно занимается несколькими детьми одновременно, т. к. постоянное присутствие в классе требуется не всегда.

Кроме непосредственного участия в образовательном процессе наставник помогает социализации особого ребенка, способствует налаживанию контактов со сверстниками. Также ему приходится координировать работу всех, кто причастен к выполнению индивидуальной программы реабилитации: инструктора лечебно-физкультурного кабинета, психолога, дефектолога, логопеда и др.

Кто может быть тьютором

Профессия тьютора набирает популярность: соответствующих курсов немало. Освоить специальность может почти кто угодно, независимо от пола и возраста.

Кто обычно посещает подобные курсы:

  • люди, заинтересованные в помощи детям с особенностями здоровья, желающие помочь им жить полноценной жизнью и получать знания наравне со сверстниками;
  • студенты, ищущие подработку на период учебы, с целью работы по этому направлению и в будущем;
  • специалисты, желающие повысить свой уровень и обрести практику в сфере тьюторства.

С некоторых пор должность закреплена российскими нормативными актами. Обязанности тьютора: сопровождение детей в реализации индивидуальных программ в образовательной сфере. Имеется множество методических подходов, помогающих тьютору в организации деятельности.

Хотите заниматься тьюторством в школе? Требуемые качества: терпеливость, коммуникабельность, умение расположить человека и необходимые для должности навыки. Сертификата тьютора для успешной работы с детьми будет недостаточно: потребуется большая затрата энергии, времени, сил. Полагаете, что справитесь? Ищите подходящие курсы.

Как работает тьютор?

Есть расхожая английская фраза, в переводе означающая: «Учитель работает ответами, а тьютор вопросами». Инструментарий тьюторов несколько отличается от педагогического, поскольку одна из важных сторон их работы — это создание комфортной среды для усвоения знаний. Тьюторы используют:

  • Активное слушанье. Тьютор не просто слышит ребёнка, он его слушает, предоставляет ему пространство для высказывания, создаёт атмосферу доверия и сотрудничества.

  • Беседы. Тьюторы умеют разговаривать с детьми правильно. С помощью различных технологий они помогают ребёнку раскрыться и находят подход к неконтактным детям, помогая им перейти на новый уровень осознания и развить социальные навыки.

  • Вопросы. Это главное орудие тьютора. Особенным образом сформулированные вопросы заставляют ребёнка задуматься, найти ответ и что-то понять в ходе поисков. Тьюторы учат детей понимать себя и свои желания и правильно формулировать их.

  • Майндмэпы. Визуализация образовательной траектории. На карту наносятся все доступные пути реализации (школьные занятия, дополнительные образовательные мероприятия, экскурсии и т. д.), формулируются запросы и цели, задачи и способы их выполнения.

  • Сопровождение проектно-исследовательской деятельности. Проекты в интересующих ребёнка областях знаний — это важная часть тьюторской работы. Ребёнок осваивает новые методы познания, постигает основы самостоятельного образования, учится защищать проект и правильно его масштабировать.

  • Кейс-метод. Метод анализа, разбора и проработки конкретных ситуаций, с которыми ребёнку хотелось бы разобраться.

Сложно привлечь внимание

— Имеет значение диагноз ребенка?    

— Очень большое! Сейчас я работаю в классе, где дети с расстройством аутистического спектра. Диагноз у них один, но они все разные, к каждому нужен индивидуальный подход. При этом приемы и методы работы одинаковые.

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Фото: Из личного архива/ Анастасия Худякова

— С детьми с каким диагнозом работать сложнее?

— Тяжелее всего как раз с аутистами

Сложнее привлечь их внимание, сконцентрировать на чем-то. У них нарушено понимание

Некоторые используют самостимуляцию, например, повторяющиеся движения, крутят головой из стороны в стороны, раскачиваются. Еще один фактор — поведение. Оно у них непростое. Даже если ребенок, несмотря на умственную отсталость, интеллектуально развит хорошо и в меру своих сил делает то, что положено по программе, с поведением возникают проблемы. Мы должны сначала их нацелить на работу, только потом предлагать обучение, начинать занятие.

— Кто помогал таким детям учиться до появления профессии тьютора?

— Были помощники-учителя, которые выполняли ту же работу, что и тьютор. В каждом классе работал один помощник. Сейчас, бывает, что в классе одному ребенку прописан индивидуальный тьютор, есть еще групповой. Тогда в классе работают два специалиста. Если говорить именно о нашей школе, то у нас есть еще ассистенты. Мы не отвлекаемся, если ребенок во время урока захотел в туалет, выводим его в коридор и передаем в руки ассистенту. Он сводит и приведет обратно.

— Как долго длится сопровождение, пока ребенок не окончит школу?

— Если тьютор прописан на все время обучения, они вместе учатся до 9 класса. Если ребенок начинает справляться самостоятельно, то сопровождение могут убрать раньше. Наша задача сделать так, чтобы подопечный делал все сам, без сторонний помощи.

Зачем тьюторы ученикам?

В системе массового образования ученику обычно предлагается самому искать ответы на все волнующие вопросы. А теперь представьте, что в этот период у ученика есть наставник, который «проживает» вместе с ребенком трудные ситуации, является свидетелем его побед и ошибок — и готов обсуждать их честно и независимо. Это-то и есть тьютор.
Обладающий нужным набором компетенций тьютор в первую очередь помогает ученику: 

  • понять свои интересы; 
  • анализировать учебный процесс; 
  • проработать совершенные ошибки и извлекать из них продуктивный опыт;
  • осознать свои сильные и слабые стороны; 
  • осмысленно подходить к конструированию своего будущего. 

Обычно ученику отнюдь не все из этого дается легко. А в связке с тьютором гораздо больше шансов развить навыки владения собой и научиться осознанно подходить к задачам, решение которых необходимо для дальнейшего развития. По сути, тьюторская система помогает уйти от привычного для массовой школы метода принуждения и предлагает ученику занять авторскую позицию в отношении собственной жизни.

Можем сказать, что по итогам первых лет действия тьюторской программы в «Золотом сечении» мы заметили, как меняется отношение учеников к своим собственным результатам. Появилась системность в их анализе, осознанность в движении к поставленной цели. Благодаря личному тьютору ученики учатся ставить четкие и реалистичные, но все еще сложные академические цели. 

Опыт работы с тьютором нельзя заменить взаимодействием с педагогами-предметниками или школьными психологами. Ведь тьютор действует исходя из метапозиции — он инструктирует ученика в манере, которая не основана на каком-то конкретном предмете, а затрагивает вопросы обучения в целом. Навыки, полученные в работе с тьютором, ученик сможет самостоятельно применять в других ситуациях, в том числе при обучении в вузе.

Отличие от прочих педагогических профессий

В системе образования существует немало специалистов, помогающих детям во время образовательного процесса. Профессия «Тьютор» уникальна тем, что для этого педагога нет проблемных и успешных, плохих и хороших учеников. Для личного наставника неприемлема оценочная система, свойственная для традиционного образования.

Привычная задача учителя – передать знания по принципу «от простого к сложному». Функция тьютора – создать среду обучения, помочь выбрать приоритеты и выстроить индивидуальную программу. Наставник не говорит напрямую, как обучаться, он помогает подопечному идти по пути личностного роста и саморазвития.

Школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель в ДОУ работает фронтальным методом, с классом или аудиторией. Тьютор – максимум с тремя учениками. Встречается формат групповой работы, но при условии, что все действующие лица объединены общими интересами. Стандартный и самый дорогой вариант – один на один с учеником.

Тьютор в детском саду – не воспитатель и не няня. Он не только сопровождает образовательный процесс и обслуживает ребенка с ОВЗ, но развивает в нем самостоятельность, подсказывает, как правильно найти контакт с другими. Цель наставничества – адаптировать подопечного к новым условиям, чтобы в дальнейшем он смог вести обычный образ жизни в обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector