Для чего нужны налоги

Разберемся в сути

В России действуют несколько режимов фискального обременения — прогрессивный и регрессивный, твердый и пропорциональный. Большинство налогов и сборов исчисляется по принципу пропорции — с применением установленных тарифов. Что это значит?

По нормативным правилам, пропорциональная ставка налога — это конкретное значение фискального тарифа, которое определяется в отношении определенного налогоплательщика в индивидуальном порядке и не изменяется при увеличении или уменьшении облагаемой базы.

Разберем пример пропорционального налога в России — на прибыль.

В отношении конкретного экономического субъекта в рамках одного фискального обязательства применяется одна ставка. Объем платежей прямо пропорционален объему налоговой базы. Например, налог на прибыль организаций исчисляется по ставке 20%. Если в отчетном периоде субъект получит прибыль в сумме 100 000 рублей, то платеж в бюджет государства составит 20 000 рублей.

Так как пропорциональный налог — это налог, при котором налогоплательщик перечисляет деньги в бюджет по единой ставке независимо от изменения доходности, при увеличении налогооблагаемой базы сумма платежа возрастет прямо пропорционально. К примеру, прибыль вырастет в 10 раз и составит 1 000 000 рублей. Следовательно, и сумма взноса к уплате возрастет в 10 раз и составит 200 000 рублей.

ВАЖНО!
Обратите внимание, что ставки, которые применяются по правилу пропорции, остаются неизменными, независимо от увеличения либо уменьшения налогооблагаемой базы. Пример показывает, что при увеличении суммы облагаемой прибыли в 10 раз удерживаемый государством процент налога на прибыль остался неизменным

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Сравнение налога и сбора

1 Цель поступления в бюджет Не имеет определенного целевого назначения Предназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям
2 Законодательное установление Налог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементы Элементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера.
3 Регулярность уплаты Налог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностью Имеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик
4 Время уплаты Привязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированы Не имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства
5 Окончание платежей Пока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налоги Платится один раз
6 Расчет суммы Зависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготы Сумма зафиксирована и является равной для всех
7 Подход законодателя Вводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подход Для суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу
8 Последствия уплаты Уплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездное Уплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право
9 Последствия неуплаты Принудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларацией Государственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата
10 Форма Исключительно денежная Если законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной

Фискальная система государства: кратко об истории

Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.

Уже в 1998 году была утверждена , а через два года, в 2000, законодатели приняли . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Рыночные модели

Рыночные модели разных стран существенно отличаются друг от друга. Но в целом выделяют две модели рыночной экономики: либеральную модель и модель социально ориентированного рынка.

Суть либеральной модели в том, что государство незначительно вмешивается в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Нет огромного государственного сектора предприятий, а для хозяйствующих субъектов предоставляется максимальная свобода действий. Государство мало участвует в решении социальных проблем, заботясь лишь о незащищённых слоях населения, а также регулирует монетарную политику и участвует в макроэкономических процессах. Либеральная модель характерна для США, Канады, Англии и Франции.

Замечание 5

Стоит заметить, что классическая либеральная модель скорее свойственна прошлому этих стран, поскольку в настоящее время они активно движутся в сторону социально ориентированной модели.

Для социально ориентированной модели характерна высокая степень государственного регулирования экономики. Здесь внушительных государственный сектор, предпринимательская деятельность обязательно регламентируется, государство даёт гарантии на определённый уровень удовлетворения потребностей. Такая модель свойственна Германии, Австрии Нидерландам, Швеции, Норвегии, а также очень близка Японии.

Логично предположить, что либеральная и социально ориентированная модели требуют наличия у государства финансовых ресурсов. Очевидно, что налоги в странах с социально ориентированной экономикой должны быть выше. Уровень этих налогов должен соответствовать целям и задачам, которые государство ставит перед собой.

Пример 7

А. Лэффер – сторонник либеральной модели, говорит о 30% налогов.

Задачи, которые в настоящее время ставятся перед Россией, требуют проведения адекватной налоговой политики. В стране давно созрели предпосылки для модернизации экономики, внедрения новейших технологий, решения крупных социальных проблем. Эти и многие другие задачи опубликовал в своей предвыборной кампании В. В. Путин. 

Налоговая политика на данном этапе развития страны имеет особое значение, поскольку выступает как инструмент для решения важнейших стратегических задач в России.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Сущность фискальной налоговой функции

Во времена средневековья фискальная функция налогов рассматривалась как единственно актуальная. Поскольку пошлинами облагалась преимущественно земля и торговая деятельность (прообразы ЕСХН и подоходного налога), контроль над полнотой и своевременностью уплаты был прост.

Необходимость реализации государством комплексной налоговой политики возникла в связи с индустриализацией, усложнением экономических и социальных отношений.

В целом, сущность фискальной функции налогов заключается в:

  • мобилизации финансовых ресурсов для выполнения целевых программ;
  • наполнении казны: формирование доходной части бюджетов;
  • перераспределении ВВП.

Какие налоги являются пропорциональными

В НК РФ указано, какие налоги относятся к пропорциональным, — к таким фискальным обязательствам относится абсолютное большинство сборов и взносов, действующих на территории Российской Федерации. Основные примеры:

  1. НДС. Сумма фискальных платежей зависит от облагаемой базы, а ставки фиксированы. В 2021 г. максимальное значение — 20%, но для налогоплательщиков предусмотрены льготы — 10% и 0% (ч. 1, 2, 3 ). Тариф не снижается и не увеличивается при динамике облагаемого объекта.
  2. Прибыль — вот еще в каком налоге может быть пропорциональная ставка, действующий тариф которой составляет 20% (ч. 1 ).
  3. Спецрежимы: УСН, ЕСХН, ПСН, НПД. Для специальных режимов обложения установлен пропорциональный принцип действия. То есть процент удержания фиксирован и не меняется при изменении доходов. Налогоплательщики на УСН перечисляют сборы в 6% и 15% (). Платеж на ЕСХН составляет 6% (). Ставки для ПСН равны 6%, но региональные законодатели имеют возможность снижать тарифы (). Плательщики НПД оплачивают 4%, если их контрагенты — физические лица и 6% — если юридические лица (ст. 10 ).

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

Основные функции:

  1. Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
  2. Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
  3. Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
  4. Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Социальная функции налогов

Множество споров возникает по поводу социальной функции налогов. С одной стороны, любой обязательный платеж подразумевает перераспределение, поскольку подразумевает изъятие средств в пользу государства. С другой, невозможно достоверно установить социальную функцию или мотивацию таких действий.

В отношении налога на игорный бизнес () существуют противоположные мнения:

  • внедрен для угнетения игорного бизнеса, что является альтернативной его полного запрещения;
  • имеет целью справедливое налогообложение сверхдоходов в этой сфере; не предназначен для искоренения игорного бизнеса, поскольку это привело бы к сокращению поступлений в бюджет.

Социальная функция налогов заключается в поддержании равновесия, корректировке соотношения доходов самых бедных и богатых граждан. Такая деятельность имеет вид:

  • сглаживания социального неравенства;
  • унификации медицинских и образовательных услуг;
  • предоставлении льгот, дотаций, пособий.

Левоцентриские силы традиционно считают справедливой систему налогообложения с прогрессивной шкалой подоходного налога, акцизами на предметы роскоши.

Табак, алкоголь, носильное золото, антиквариат будут пользуются спросом у богатых вопреки росту цен.

Амортизация

Теперь обратимся к порядку учета амортизируемого имущества (основных средств и НМА). Первый вопрос касается порядка формирования первоначальной стоимости основных средств. Организация вправе установить перечень расходов по созданию основных средств, не включаемых в их первоначальную стоимость. Отказ от включения какого-либо вида расходов в первоначальную стоимость основных средств приведет к разногласиям с контролирующими органами. Раскрытие данной информации в учетной политике сопряжено с дополнительными рисками.

Если организация арендует или планирует брать в аренду основные средства, ей необходимо указать, каким образом осуществляется амортизация невозмещаемых капитальных вложений в арендованные основные средства (неотделимые улучшения). Такая амортизация осуществляется либо из срока полезного использования арендованного основного средства, либо из срока полезного использования самого неотделимого улучшения. Выбор одного из вариантов производится организацией самостоятельно.

Организация вправе предусмотреть пересмотр срока полезного использования объекта амортизируемого имущества по результатам его реконструкции, модернизации или технического перевооружения, равно как и не производить такой пересмотр.

В отношении основных средств, ранее эксплуатировавшихся у прежних собственников в том же качестве, организация устанавливает особый порядок определения срока полезного использования — с учетом срока эксплуатации у прежнего собственника. Указанный вариант не является обязательным. Организация вправе определить общий порядок определения такого срока (то есть не учитывая срок прежней эксплуатации).

В следующем блоке рассмотрим информацию, которую необходимо раскрыть в части порядка начисления амортизации. Для начала выбирается один из двух методов: линейный (равномерное распределение в течение срока полезного использования) или нелинейный (ускоренное списание в первые годы эксплуатации). При нелинейном методе амортизация начисляется не индивидуально по каждому объекту основных средств, а по группам.

Соответственно, выбирая нелинейный метод, перед организацией возникает необходимость раскрытия дополнительной информации. В частности, она может предусмотреть ликвидацию амортизационной группы с суммарным балансом менее 20 000 рублей (с единовременным переносом недоамортизированного остатка в состав внереализационных расходов) либо не делать этого (в этом случае амортизация начисляется до полного погашения стоимости). Выбор варианта полностью относится на усмотрение организации.

Организация вправе предусмотреть применение «амортизационной премии» (единовременное включение в состав расходов части стоимости амортизируемого имущества). Ее применение (с учетом ограничений, налагаемых НК РФ) разрешено как в отношении первоначальной стоимости, так и расходов на ее увеличение. Возможно применение амортизационной премии только по одному из двух указанных направлений.

В отношении амортизационной премии допускается как установление нижнего порога первоначальной стоимости основных средств и расходов на ее увеличение, к которым она применяется, так и отказ от такого ограничения. В последнем случае она применяется в отношении всех основных средств (кроме тех, в отношении которых в НК РФ существует прямой запрет на ее применение).

Если к основному средству применяется несколько повышающих коэффициентов по разным основаниям, организация должна выбрать только один. Это — максимальный, минимальный либо иной другой промежуточный коэффициент.

В отношении абсолютно любых основных амортизируемых средств организация устанавливает применение коэффициентов, понижающих норму амортизации. В учетной политике следует указать перечень групп амортизируемого имущества, в отношении которых подобные коэффициенты применяются, и ссылку на документ, в котором приведен этот перечень.

Как перейти на ОСНО

Сообщать о переходе на ОСНО не надо, потому что этот режим действует в Российской Федерации как основной без ограничения по видам деятельности, и применяется он по умолчанию. Если вы не заявили в положенном порядке о переходе на специальный налоговый режим, то будете работать на общей системе налогообложения.

Кроме того, вы окажетесь на ОСНО, если перестанете удовлетворять требованиям специальных льготных налоговых режимов. Например, если предприниматель, работающий на патенте, превысил допустимую численность работников, то все доходы, полученные от патентной деятельности, будут облагаться, исходя из требований ОСНО.

На общую систему налогообложения не распространяются никакие ограничения по видам деятельности, полученным доходам, количеству работников, стоимости имущества и т.д. Практически все крупные предприятия работают на ОСНО, и как плательщики НДС, предпочитают также работать с теми, кто платит этот налог.

Классификация по объекту обложения

В данной системе все обязательства разделены на две большие группы: прямые и косвенные. Определим понятия данных видов налогов и сборов в Российской Федерации.

Прямые — это те фискальные сборы, которые исчисляются напрямую к доходу или стоимости имущества налогоплательщика. Причем расчеты с бюджетами ведется исключительно за счет самого плательщика, то есть за счет его собственных доходов, средств, денег. Например: НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный.

Косвенные — это те сборы, которые взимаются с потребителя товара, работы или услуги, представляют собой специальную наценку на стоимость. В данном случае компании — плательщики косвенных фискальных платежей выступают в роли налоговых агентов между потребителями и государством, так как именно они исчисляют и уплачивают средства в бюджет. Например: НДС или акцизы.

Сущность и функции налогов

Налоги представляют собой обязательные сборы, которые взимает государство с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Экономическую категорию «налог» следует рассматривать в следующих аспектах:

  • по экономической сущности;
  • по формам проявления;
  • с организационно-правовой стороны.

Экономическая сущность налогов проявляется в денежных отношениях, которые возникают в государстве с юридическими и физическими лицами по поводу принудительного изъятия части созданной стоимости и формирования фонда финансовых ресурсов государства. Материальной основой налогов является реальная сумма средств, которые мобилизуются государством.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.

С организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных размерах и установленные сроки.

Налоговым отношениям свойственны отличительные особенности, позволяющие выделить их из общей совокупности финансовых отношений. В частности это обязательный характер налогов и их относительная необратимость.

В современной финансовой науке и налоговом законодательстве используют три основных термина, которыми обозначаются платежи государству — сборы, отчисления, налог. Рассмотрим различия между ними.

Сбором (платой, взносом) является обязательный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в пользу таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.

Отчисления предусматривают целевое назначение платежей. Они могут быть либо частичными, в том числе установленные согласно экономического содержания платежей, или полными, если средства в полном объеме используются только по целевому назначению.

Налогом является обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Характерными признаками налогов, которые позволяют отличить их от других платежей, является то, что они не имеют ни элементов полного эквивалентного обмена, ни конкретного целевого назначения.

Раскрытие сущности и общественного назначения налогов невозможно без определения функций налогов:

  • фискальной;
  • регулирующей;
  • стимулирующей.

Фискальная функция налогов является важнейшей в характеристике сущности налогов, т.к. она определяет их общественное назначение. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть создаются материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Через стимулирующую функцию налогов государство воздействует на процесс воспроизводства, стимулируя его развитие, усиливая накопление капитала, расширяя платежеспособный спрос населения, создавая дополнительные стимулы для деловой и инвестиционной активности, мотивации к работе, поддерживая уровень занятости. В процессе реализации этой функции стимулирующее влияние на общественное производство обеспечивается через дифференциацию налоговых ставок, установления системы льгот и др.

Сущность регулирующей функции налогов заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.

Виды бюджетно-налоговой политики: основная классификация

В экономической теории выделяют три вида таких мер.

  1. Максимальные налоги. Государство старается взимать так много, насколько это возможно. Верхний предел устанавливается в каждой стране. За всю историю он не превышал половины ВВП. Такой подход опасен для бюджета. Мотивация хозяйствующих субъектов к деятельности падает, и поступления снижаются.
  2. Разумные налоги. Власть принимает меры по поддержке бизнеса, создает привлекательный инвестиционный климат. Негативная сторона — недополучение средств на обеспечение социальных программ.
  3. Высокие налоги при сильной соцзащите. Это оптимальная комбинация предыдущих двух видов, преодолевшая их недостатки.

На практике они могут сочетаться даже в пределах одной страны. В России в 2016-2018 годах предпочтение отдается второму виду.

Налоговая система: понятие и основы построения

В каждом государстве существует ряд налогов и сборов, обеспечивающих мобилизацию денежных средств в его распоряжение. Вся совокупность налогов, сборов, отчислений и платежей в государстве составляет его налоговую систему. Налоговая система каждого государства имеет свою структуру, то есть классификацию налогов в зависимости от различных признаков.

Система налогообложения — это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных налогов, сборов, взносов и платежей в бюджет и государственные целевые фонды, механизм их начисления и изъятия, права и обязанности налоговых служб и налогоплательщиков, которая позволяет достичь поставленной цели относительно конкретного отрезка времени.

Совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном законом порядке, составляет налоговую систему.

Налоговое законодательство основывается на следующих принципах:

  • всеобщность налогообложения — каждое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы, плательщиком которых оно является в соответствии с положениями налогового законодательства;
  • равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;
  • необратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства;
  • презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если нормы закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, допускают неоднозначную трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;
  • фискальная достаточность — установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями;
  • социальная справедливость — установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;
  • экономичность налогообложения — установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование;
  • нейтральность налогообложения — установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика;
  • стабильность — изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;
  • равномерность и удобство уплаты — установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;
  • единственный подход к установлению налогов и сборов — определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.

Виды налогов

Повествуя о налоговой системе, сущность и виды налогов также не будет лишним затронуть. Главных разновидностей этих платежей в РФ три:

  • Федеральные: поступающие в государственную казну.
  • Региональные: собираемые в пользу определенного региона — республики, области, края.
  • Местные: идущие в бюджет конкретного субъекта — города, села, поселка и т. д.

По типу налогоплательщика выделяются налоги:

  • С физических лиц — на их доходы, имущество и т. д.
  • С юридических лиц — на прибыль, НДС и т. д.
  • Смешанные.

По объекту налогообложения выделяются налоговые сборы на:

  • доход;
  • потребление;
  • имущество;
  • капитал.

По виду изъятия:

  • прямые;
  • косвенные.

Приведем некоторые особенности последней классификации в следующей таблице.

Косвенные налоги Прямые налоги
По способу оплаты Перекладываются на плечи третьих лиц, потребителей Вносятся самим налогоплательщиком
По способу взимания По тарифам По кадастрам, окладным документам
По экономическому признаку Взимаются с расходов, пользования, потребления Взимаются с производства, прибыли, имущества

Теперь упомянем основные функции налоговых платежей.

Основные признаки и элементы налога

Опираясь на определение налога, можно выделить несколько ключевых признаков и элементов налога. К основным признакам налога относятся:

  • Императивность или абсолютная обязательность уплаты налога.
  • Индивидуальная безвозмездность, т.к. налогоплательщик в отличие от плательщика сборов не рассчитывает на получение конкретной пользы от государства.
  • Законность, поскольку налог устанавливается исключительно государством и взимается на законных основаниях.
  • Налог взимается регулярно
  • Налог представляет собой финансирование государственной деятельности.

Налог устанавливается в законе благодаря следующим элементам:

  • Субъекту налогообложения, здесь подразумевается налогоплательщик или плательщик сбора.
  • Объекты налогообложения и единицы обложения.
  • Налоговой базе.
  • Налоговой ставке.
  • Налоговому окладу, иными словами той сумме налога, которая получена с единицы обложения.
  • Налоговому периоду.
  • Налоговым льготам.

Замечание 2

Налоговые льготы нельзя считать обязательным элементом в силу того, что налог может быть установлен и без них.

Налоги – это основа формирования бюджета, но это не все функции, которые они выполняют. Стоит заметить, что учёные до сих пор не выработали единую точку зрения по поводу функций налогов. Различные учебники и другие научные источники иногда представляют даже противоположные точки зрения по вопросу функций налогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector