Орган (часть 2): строение инструмента

Как устроен?

Давайте рассмотрим устройство органа. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб – регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).

Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие:

  • главный – Haupwerk;
  • верхний – Oberwerk;
  • «рюкпозитив» – Rückpositiv.

Haupwerk – «главный орган» содержит основные регистры и является самым большим. Несколько меньше и с более мягким звучанием Rückpositiv, кроме того, он содержит и некоторые солирующие регистры. «Оберверк» – «верхний» вносит в ансамбль ряд звукоподражательных и солирующих тембров. Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука.

Как вы помните, орган — музыкальный инструмент клавишный и духовой одновременно. Он состоит из множества труб, каждая из которых может издавать звук одного тембра, высота и силы.

В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады – особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.

Полезная информация

Каждый человек является уникальным и неповторимым. При этом нередко встречаются различные аномалии – например, удвоение органа, изменение его формы и размеров. Удивление вызывает тот факт, что нередко это остается незаметным и никак не отражается на состоянии здоровья.

Также важно то, что при удалении какого-либо из парного органов, его функции способен взять на себя другой из этой пары. И практически всегда такое происходит

При этом сам человек будет себя чувствовать так же, как и раньше.

Потенциал и выносливость организма поражают, он хрупкий и сильный одновременно. Ученым-биологам и медикам предстоит выяснить ответы на большое количество загадок тела человека. Работа в этой сфере идет непрерывно.

Как видно, строение человеческого тела простое и сложное одновременно. Исследователи до сих пор не могут полностью разгадать все тайны организма. Человек способен осуществлять высшую нервную деятельность благодаря коре головного мозга, что недоступно для других биологических видов.

По этим причинам людям важно иметь как минимум общее понятие о своем строении, что поможет в течение всего жизненного пути, особенно это касается проверки состояния собственного здоровья

[править] Некоторые известные органы

И.С. Бах. Хорал фа-минор. Исполняет Гарри Гродберг

Самыми большими органами мира являются:

  • Wanamaker Organ(англ.) (Филадельфия, Murray M. Harris/Los Angeles Art Organ Co., 1904; Wanamaker Organ Shop, 1914—1917, 1924—1927): 6 мануалов, 461 клавиш, 396 регистров, 28 482 трубы.
  • Convention Hall Organ (Атлантик сити, Midmer-Losh, Opus 5550, 1929): 7 мануалов, 449 клавиш, 337 регистров, 33 114 труб.
  • First Congregational Church Organ (Лос-Анджелес, E. M. Skinner Opus 856, 1931; Schlicker, 1969; Meunch, 1994; Robert David, 1995): 5 мануалов, 346 клавиш, 233 регистра, более 20000 труб.

Крупнейший действующий духовой орган мира находится в торговом центре Macy’s Lord & Taylor в Филадельфии, штат Пенсильвания, США (6 мануалов, 396 , 28482 трубы). Он был построен в Лос-Анжелесе для Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе и с тех пор неоднократно достраивался для увеличения мощности (в настоящее время весит 287 тонн, звучит ежедневно, en:Wanamaker Organ).

Самый громкий среди когда-либо созданных музыкальных инструментов — в настоящее время бездействующий Орган концертного зала Бордуок в Атлантик-Сити, имеющий 7 мануалов, 337 регистров и 33 114 труб (производство американской компании Midmer-Losh). Он имеет самый широкий в мире тембровый набор, самые большие и тяжёлые трубы и наибольшее рабочее давление в системе подачи воздуха. Этот орган обладает наиболее сложной в мире системой управления игрой: его главный неподвижный шпильтиш оснащён семью мануалами, второй передвижной шпильтиш имеет пять мануалов, что позволяет управлять большей частью огромного инструмента. Длина самой большой трубы составляет порядка 18 метров (64`). Вследствие того, что дерево не выдерживает подобных нагрузок, трубы такой длины изготовлены из железобетона. От звучания самой громкой трубы регистра Ophicleide могут лопнуть барабанные перепонки.

Крупнейший орган Европы — Большой орган римско-католического кафедрального собора св. Стефана в Пассау (Германия), он насчитывает 5 мануалов, 229 регистров, 17 774 трубы, производство немецкой фирмы Stenmayer & Co и является четвёртым по величине действующим органом в мире.

Крупнейший в мире орган с полностью механической игровой трактурой (без применения электронного и пневматического управления) — орган евангелическо-лютеранского собора св. Троицы в Лиепае (4 мануала, 131 регистр, более 7 тыс. труб), бывший до 1912 года крупнейшим органом мира. Оспаривается этот статус органом Сиднейского оперного театра, содержащим 5 мануалов, 125 регистров и около 10 тыс. труб.

Главный орган Кафедрального собора в Калининграде имеет 4 мануала, 90 регистров, 8500 труб.

Органы брюшной полости

Органы брюшной полости обеспечивают переваривание пищи и формирования из ее остатков каловых масс. От груди они отделяются диафрагмой. Органы грудной полости следующие:

  1. Желудок – полое образование, которое берет начало от пищевода. Желудок отвечает за всасывание аминокислот, в нем имеется сок, который помимо пищеварительной функции, выполняет обеззараживание поступаемых переработанных продуктов.
  2. Затем происходит переход в тонкий кишечник, состоящий из 3 отделов – двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Данные органы участвуют в переваривании пищевого комка, всасывании аминокислот и углеводов. Также в тонком кишечнике начинает формироваться желчь.
  3. Дальше располагается толстая кишка. Ее отделы следующие: слепая кишка с аппендиксом, поперечная ободочная, нисходящая и сигмовидная кишки. Заканчивается толстый отдел прямой кишкой. В этом органе происходит окончательное всасывание питательных веществ и абсорбция воды. Из пищевой кашицы формируются каловые массы, которые элиминируется из организма через анальное отверстие, которым оканчивается прямая кишка.
  4. Также в брюшной полости находятся печень, поджелудочная железа и селезенка. Данные структуры отвечают за метаболизм, кроветворение, обмен желчи. Печень расположена под правой реберной дугой, поджелудочная железа – под левой. К поджелудочной снизу примыкает селезенка.
  5. В боковых отделах брюшной полости находятся почки, которые являются парными формированиями. Над ними расположены секреторные железы – надпочечники, которые имеют очень маленькие размеры. От почек отходят мочеточники, переходящие в мочевой пузырь. Основная функция – формирование мочи, которая поступает в пузырь и выводится наружу.

Кроме этого, в брюшной полости также имеются крупные и мелкие кровеносные сосуды, лимфоузлы, нервные стволы и сплетения, также здесь располагается сальник, обеспечивающий поддержание всех формирований на их местах. Также он уберегает внутренние структуры от травматического воздействия.

[править] Ссылки

  • An Introduction to Drawbars (английский). www.hammond-organ.com. Проверено 8 февраля 2013.
  • Apel Willi . — The Harvard Dictionary of Music. 2nd edition. — USA: Harvard University Press, 1969. — ISBN 0-674-37501-7.
  • Bröcker, Marianne Die Drehleier (английский). Olympic Musical Instruments and the Bröcker Tranlation Group (2005). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2013. Проверено 31 января 2013.
  • HammondWiki Drawbars (английский). www.dairiki.org (June 10, 2011 8:32 am). Проверено 8 февраля 2013.
  • Randel Don Michael / Randel, Don Michael. — The Harvard Dictionary of Music. 4th edition. — USA: Harvard University Press, 2003. — P. 978. — ISBN 0674011635.
  • Spillane Daniel . — The Popular Science Monthly. — March 1892. — P. 623-46.
  • Браудо Исайя Александрович Об органной и клавирной музыке. — Ленинград: Музыка, 1976.
  • Камнеедов, Модест Легендарные электроклавиши. Hammond Organ. Часть 1. Maxpark.com (16 ноября 2012, 20:07). Проверено 8 февраля 2013.
  • Electronic Organ Constructor’s Society
  • Rodgers Instruments (stereo digital sampled organs and hybrid digital/pipe organs)
  • Roland Eberlein. Die Geschichte der Orgel. Köln: Siebenquart, 2011. ISBN 978-3-941224-01-8
  • Bérnard Sonnaillon. L’orgue. Instrument et musiciens. Paris: Office du Livre, Editions Vilo, 1984. ISBN 2-7191-0211-3
  • William Leslie Sumner. The Organ. Its Evolution, Principles of Construction and Use. New York: St. Martin’s Press, 1981
  • Peter Williams. The Organ in Western Culture 750—1250. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. ISBN 0-521-61707-3
  • Wolfgang Adelung. Einführung in den Orgelbau. 2., überarb. u. erw. Wiesbaden: Auflage, Breitkopf & Härtel, 1992. ISBN 978-3-7651-0279-0
  • Hans Klotz. Das Buch von der Orgel. 13. Auflage. Kassel: Bärenreiter, 2000. ISBN 978-3-7618-0826-9
  • Michael Bosch, Klaus Döhring, Wolf Kalipp. Lexikon Orgelbau. Kassel: Bärenreiter, 2007. ISBN 978-3-7618-1391-1
  • Alfred Reichling (Hrsg.). Orgel. MGG Prisma. Kassel u. a.: Bärenreiter, 2001. ISBN 978-3-7618-1622-6
  • Bernhard Ader. Orgelkunde // Hans Musch (Hrsg.). Musik im Gottesdienst. Band 2. Regensburg: ConBrio, 1994, S. 256ff. ISBN 978-3-930079-22-3
  • Winfred Ellerhorst. Handbuch der Orgelkunde. Einsiedeln: 1936; Buren: Frits Knuf, 1986 (3. Repr.). ISBN 9060275195
  • Различные виды и модификации органов

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Роль «короля» инструментов в музыкальном искусстве

Со времен своего происхождения, орган занимал определенное место в культурной жизни человечества, имея различные степени популярности и важности в зависимости от исторической эпохи. Временем расцвета, или «золотым веком органа», считается эпоха Барокко – XVII-XVIII ст

В этот период творили такие великие композиторы как Бах, Букстехуде, Фрескобальди и др.

Также, разную роль исполняет орган в Восточной и Западной Европе, или же, если быть точнее – в православных и католических странах.

Если в западноевропейских католических странах, в каждом городе может насчитываться до нескольких сотен органов, находящихся в костелах, то в православных странах – это концертный инструмент, который есть далеко не в каждом городе. Зато здесь, во время органных выступлений залы переполнены желающими насладиться роскошным органным звучанием.

Двух одинаковых органов найти не возможно, поэтому этот инструмент в прямом смысле слова — уникален. Трубы некоторых экземпляров способны издавать не улавливаемые человеческим слухом ультра и инфразвуки.

Орган — инструмент, имеющий настолько уникальные и неповторимые возможности имитации и сочетания разных тембров, что даже самая простая мелодия «в его исполнении» превращается в шикарное музыкальное произведение, яркость восприятия которого усиливается мощностью звучания и завораживающим внешним видом инструмента.

[править] Общие положения

Лучшие духовые органы (работы немецких мастеров эпохи высокого барокко и французских мастеров эпохи высокого романтизма) действительно поражают грандиозностью своих выразительных возможностей: богатством тембральной палитры, масштабностью звучания, широтой частотного и звукового диапазона.. Возникновение новых национальных культур и форм музицирования, характер идейно-эстетических концепций, контрастность стилистических направлений, масштаб новаторских поисков — все это и многое другое апеллирует к сонористическим возможностям большого трубного органа с его неповторимыми акустическими феноменами.

Театральный орган

Органы — это по преимуществу клавишные музыкальные инструменты, принцип звукоизвлечения при игре на которых отличается от принципа звукоизвлечения при игре на фортепиано, клавесине, вёрджинеле, спинете и других ударно-молоточковых и струнно-щипковых клавишных музыкальных инструментах.

Необходимой особенностью музыкальных инструментов из группы органов является способность издавать непрерывный незатухающий звук любой желаемой длительности, то есть, будучи однажды взятым, органный звук не затухает без каких-либо последующих действий исполнителя. Таким образом, из-за неподвижности, механистичности и неизменности органного звучания, при игре на органе имеют решающее значение малейшие временные соотношения, требующие хронометрической точности движений исполнителя, так как время остаётся единственным пластическим материалом техники органного исполнения.

В отличие от остальных клавишных инструментов, органы могут иметь более двух (до семи) ручных клавиатур (мануалов), а также ножную (педальную) клавиатуру, но существуют и определённые виды органов, у которых нет никаких клавиатур вообще.

В настоящее время выражение «органная педаль» связано уже не только с органами, но имеет в музыковедении значение более ёмкое и широкое.

Орган – единственный акустический инструмент, который предоставляет исполнителям широкие возможности работы с тембровой регистровкой. Самые крупные духовые органы имеют до 400 регистров.

История развития инструмента

Обращаясь к истории появления органа, можно заметить, что его прародители времён античности отличались и конструкцией, и размерами, и внешним видом. Первые органы (гидравлосы) были переносными. Этот инструмент быстро завоевал популярность в цивилизованном мире и начал распространяться по странам Востока и Европы. Древние записи сообщают, что в Иерусалимском храме ещё в первые века нашей эры присутствовал инструмент «маграффа». Он обладал десятью трубами и был настолько громкоголосым, что его было слышно на большом расстоянии.

В средние века органы строились в Западной Европе и Византии, их устройство становилось более совершенным, а сам инструмент – всё более звучным и богатым по тембрам. В середине VII века орган был введён в католическое богослужение Папой Римским Виталианом.

Искусство строить органы оформилось в Италии в IX веке. Отсюда эти гигантские инструменты попадали во Францию и в Германию. Затем и другие страны переняли опыт итальянцев, особенно отличились в искусстве построения органов немецкие мастера. Вот, например, Орган во Фрайбергском соборе, 1714 г.

С XIV века «король инструментов» начинает своё победное шествие по Европе. Он обзавёлся педальной клавиатурой, увеличилось количество труб, клавиши мануалов стали более удобными.

XVI век дал органу пять мануалов с диапазоном каждого в 4-5 октав. Переключатели регистров способствовали расширению тембровых возможностей: нажимая всего одну клавишу, исполнитель приводил в рабочее состояние десятки труб, имеющих одну высоту, но разный состав обертонов.

Золотым веком органа по праву считается период XVII–XVIII веков – эпоха барокко. Уникальное богатство тембров, чистота звучания сделали орган идеальным инструментом для исполнения произведений полифонического склада. Расцвет органостроения привёл к появлению огромного количества музыки, написанной специально для органа. Нам известны имена И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Генделя, Дж. Фрескобальди – непревзойдённых мастеров полифонии.

Каждый орган той поры создавался не только, как музыкальный инструмент, но и как произведение искусства. Модели тщательно декорировались, их изготавливали так, чтобы они хорошо вписывались в окружающую обстановку храма. Архитектура тоже имела большое значение, ведь звучание органа зависит не от его корпуса, а от акустики окружающего пространства.

В XIX и XX вв. стали строить инструменты огромных масштабов и мощного звучания, по своим исполнительским свойствам они могут заменять симфонический оркестр. Однако история органа – музыкального инструмента, на этом не заканчивается, она продолжается до сих пор.

[править] Типы и разновидности органов

Существуют различные типы и разновидности органов, отличающиеся друг от друга устройством, принципом работы, а также какими-то своими специфическими особенностями:

  • Духовой орган
  • Симфонический орган
  • Театральный орган
  • Электроорган
  • Орган Хаммонда
  • Орган Тифон
  • Паровой орган
  • Уличный орган
  • Оркестрион
  • Орган-позитив
  • Орган-портатив
  • Пирофон
  • Губной орган
  • Морской орган
  • Механический орган
  • Церковный орган
  • Домашний орган
  • Органум (инструмент)
  • Тростевой (язычковый) орган
  • Камерный орган
  • Гидравлический орган
  • Ветряной орган
  • Ярмарочный орган
  • Хордовый орган
  • Цифровой орган
  • Виртуальный орган
  • Рок-орган
  • Органола
  • Мелодиум
  • Струнный орган
  • Гитарный орган
  • Архиорган
  • Себастьянон

Барокко

Многие исследователи называют XVII–XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений. Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои произведения именно для «барочного органа».

[править] История

Духовой орган (далее просто «орган») — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий». Зародыш органа можно видеть также в флейте Пана, китайском шэне и других аналогичных инструментах. Считается, что орган (водяной орган, гидравлос) изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296—228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и [VIII веках. Папе Виталиану традиция приписывает введение органа в католическое богослужение. В VIII веке Византия славилась своими органами.

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Повсеместное распространение в западной Европе орган получил начиная с XIV века. Тогда же появилась педальная клавиатура (то есть клавиатура для ног). Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.

В XIX веке благодаря, прежде всего, деятельности французского органного мастера Аристида Кавайе-Колля, который задался целью конструировать органы именно таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра, стали возникать инструменты ранее небывалого масштаба и мощности звучания, которые иногда называют симфоническими органами.

Возникновение органа

Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.

Развитие органа

Орган постоянно усовершенствовался и в ХІ веке его стали строить по всей Европе. Наибольшего расцвета органостроение достигло в XVII-XVIII веках в Германии, где музыкальные произведения для органа создавали, такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, непревзойденные мастера органной музыки.

Органы отличались не только по красоте и разнообразию звучания, но и по архитектуре и декору — каждый из музыкальных инструментов обладал индивидуальностью, создавался под конкретные задачи, гармонично вписывался во внутреннюю среду помещения. Для органа подходит только такое помещение, которое обладает отменной акустикой. В отличие от других музыкальных инструментов особенность звучания органа зависит не от корпуса, а от пространства, в котором он находится.

Звуки органа никого не могут оставить равнодушным, они проникают глубоко в сердце, вызывают самые разнообразные чувства, заставляют задумываться о бренности бытия и устремлять свои помыслы к Богу. Поэтому в католических церквях и соборах повсеместно стояли органы, лучшие композиторы писали духовную музыку и собственноручно играли на органе, например, Иоганн Себастьян Бах.

В России орган относился к светским инструментам, так как традиционно в православных храмах было запрещено звучание музыки во время богослужения.

Современный орган

Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.

Звучание органа нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом и даже симфоническим оркестром. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее, кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются, до этого момента непостижимые, тайны бытия.

Сон нужен, чтобы промыть мозги?

Исследования показали, что глимфатическая система активна практически только во время сна и почти не функционирует в бодрствующем состоянии . Сон необходим для многих живых существ, однако спящее животное беззащитно и легко может стать жертвой хищника. Если ради сна приходится так рисковать, то это означает, что он имеет очень важный биологический смысл и без него обойтись нельзя (потому что, если можно было бы, то эволюция давно бы уже от него избавилась, ведь животное, которому не нужно спать, получило бы огромное эволюционное преимущество). Несмотря на многочисленные исследования, проведенные в области сна, окончательное его значение так и не выяснено.

Рисунок 6. Активность глимфатической системы во время сна и бодрствования. а — 3D-реконструкция распределения спинномозговой жидкости. б — Сравнение интенсивности ее потока. Оранжевый цвет — во время бодрствования, зеленый цвет — во время сна.

, рисунок с изменениями

Ее «выключателем» на это время является нейромедиатор норадреналин. Локальное воздействие антагонистов норадреналина (веществ, блокирующих связь норадреналина с его рецепторами) на мозг бодрствующей мыши вызывало увеличение тока спинномозговой жидкости почти до таких же величин, что и у спящей. И наоборот, локальное воздействие норадреналина на мозг спящей мыши вызывало ухудшение работы глимфатической системы .

Если глимфатическая система работает в основном во время сна, то зависит ли ее функционирование от того, как именно мы спим? Оказалось, что на эффективность выведения белков влияет положение головы в пространстве. Опыты проводили на мышах и крысах: в мозг им вводили меченые белки и укладывали спать в разных позах. Выяснилось, что с наибольшей эффективностью они выводятся, когда животное лежит на боку. И действительно, в природе многие животные спят именно так (рис. 7), что может объясняться функционированием этой системы. Работает ли этот принцип на людях, и лучше ли нам тоже спать на боку? Подобные исследования на человеке еще не проводились. Однако выполнившие эти опыты на грызунах ученые утверждают, что человеческая глимфатическая система с большой вероятностью работает похожим образом .

Рисунок 7. Многие животные спят на боку, что может улучшать работу глимфатической системы.

Как устроен орган?

То, что ценитель органной музыки наблюдает из зала – фасад инструмента. За ним скрывается просторное помещение, порой включающее по несколько этажей, уставленное механическими элементами и тысячами трубок. Чтобы понять принцип действия сего чуда, стоит рассмотреть хотя бы его краткое описание.

Орган является одним из самых громких музыкальных инструментов. Такой эффект достигается за счет регистров, включающего несколько рядов органных труб. Эти регистры по окраске звучания и целому ряду других объединяющих признаков делятся на несколько групп: микстуры, аликвотны, гамбы, флейты, принципалы. Регистровые трубы звучат в соответствии с нотной записью. Их можно включать как по отдельности, так и одновременно. Для этого задействуются расположенные на боковых панелях клавиатуры рукоятки.

Пультом управления исполнителя, работающего за инструментом, являются мануалы, педальная клавиатура и сами регистры. Число мануалов в зависимости от модификации «клавишника» может варьироваться от 1 до 7. Они располагаются террасой: один непосредственно над другим.

Педальная клавиатура может включать от 5 до 32 клавиш, посредством которых запускаются в действие регистры, формирующие низкие звуки. В зависимости от аппликатуры музыкального инструмента исполнитель нажимает на педальные клавиши носком или каблуком.

Наличие нескольких клавиатур, а также всевозможных тумблеров и рычагов довольно усложняет процесс игры. Поэтому зачастую вместе с исполнителем за инструментом сидит и его помощник. Для удобства чтения нот и достижения синхронности исполнения партия для ног традиционно располагается на отдельном нотном стане непосредственно под партией для рук.

В современных моделях функцию нагнетания воздуха в меха выполняют электромоторы. В средние века эту работу выполняли специально обученные кальканты, услуги которых приходилось оплачивать отдельно.

Несмотря на широкое распространение органов сегодня практически нереально встретить две одинаковых модели, поскольку все они собираются по индивидуальным проектам. Размеры установок могут варьироваться от 1,5 м до 15 м. Ширина крупных моделей достигает 10 м, а глубина – 4 м. Вес таких сооружений измеряется в тоннах.

[править] Валидность определения «духовой орган»

В общепринятой классификационной системе музыкальных инструментов Хорнбостеля—Закса понятия «класс орга́нов» или «семейство орга́нов» отсутствуют, а сам «король инструментов» отнесён в этой системе к классу Аэрофонов.

Каких-либо упоминаний о существовании этих понятий невозможно найти также ни в одной академической энциклопедии, ни в одном «официальном» музыкальном словаре или справочнике. Во всех подобных источниках под музыкальным инструментом «орга́н» всегда подразумевается именно и только «король инструментов», то есть хорошо всем известный большой духовой (а точнее трубный) клавишный инструмент, конструкцию которого в XIX веке довели до совершенства Аристид Кавайе-Коль, Фридрих Ладегаст и другие выдающиеся органные мастера.

И.С. Бах, Токката и фуга ре минор

Ханс Фагиус исполняет И.С. Баха на цифровом органе

В тоже самое время, несмотря на инертность и консерватизм в этом вопросе всех известных академических источников, здравый смысл, а также восприимчивость к прогрессу и реалиям времени подсказали выделять духовой орган в качестве особого инструмента в классе (семействе) органов составителей многих неакадемических музыкальных энциклопедий и справочников, особенно электронных.

Ну а первым важным толчком в пользу придания «королю инструментов», то есть большому трубному органу, особого статуса явилось появление и массовое производство беструбных (сугубо язычковых) духовых органов.

Внешний вид («фасад») современного органа

В качестве хотя и косвенных, но очень знаковых признаков, подтверждающих верность и своевременность выделения духового органа в качестве особого инструмента в классе (семействе) органов, можно считать следующие:

— нарастающая в англоязычной литературе тенденция специального обозначения духовых органов устойчивым термином «pipe organ»;

— достаточная распространённость понятия «духовой орган» в русском языке как свидетельство естественной необходимости выделения этого «короля инструментов» из целого класса (семейства) родственных ему инструментов — орга́нов, причём так называют данный инструмент не только любители органной музыки, но и сами строители органов.;

— объединение разработчиками спецификационного стандарта «General MIDI» многочисленных видов и подвидов музыкальных инструментов в единую группу «органы», в которой «король инструментов» фигурирует под названием «Church Organ» (церковный орган).

— факт использования в большинстве церквей западных стран (США, Канады, Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии…) современных электронных органов, которые ни по своему внешнему виду, ни по звучанию совершенно не отличаются от органов духовых, что естественным образом побуждает людей называть такие инструменты не «электроорганами», а просто «органами», причисляя их таким образом к определённому классу (семейству) музыкальных инструментов, не учтённому системой Хорнбостеля-Закса. Точно также, в мире рок-музыки все электронные органы тоже давно уже называются просто «органами».;

— абсолютная идентичность звучания, которая не позволяет отличить на слух, особенно в записи, игру на органе реальном от игры на органе «мидийном». Поэтому если человек услышит на какой-нибудь записи «органную партию» и скажет, что «там звучит орган», подразумевая при этом орган духовой, то ошибётся, потому что там звучит орган мидийный, но если этот человек будет подразумевать под «органом» инструмент, относящийся по своему звучанию к целому классу органов, то он уже в подобных ситуациях никогда не ошибётся;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector