Специальность «лечебное дело» (специалитет)
Содержание:
- Сколько нужно учиться
- Требования к образованию, обучению и опыту работы
- Кем можно работать после обучения на врача
- Сколько зарабатывает педиатр?
- Карьерный рост
- Профессиональные знания
- Как выглядит учеба в медицинских учебных заведениях
- Преимущества обучения в аспирантуре
- Кто такой терапевт?
- Куда поступать
- Поступление после 9-го класса
- Плюсы и минусы профессии
- Как фельдшеру стать врачом
- Главные отличия фельдшера и терапевта
- История
- Специализация
- Врач в США
Сколько нужно учиться
Ответить на вопрос, сколько лет надо учиться на хирурга, помогут знания устройства медицинского образования. Обучаться хирург обязан в течение всей жизни. После окончания школы и поступления в медицинский университет студент получает высшее образование в течение шести лет учебы.
Поступая в ВУЗ, студент 3 года обучается по специальности «Лечебное дело». На занятиях его учат основам физиологии, фармакологии, анатомии, микробиологии и латинского языка. Анатомию хирург должен изучать тщательно в силу особенностей выбранной профессии. По окончании трех лет, студентов формируют на группы и далее они получают специальные знания, которые нужны для выбранной дисциплины.
По окончании шести лет высшего образования, еще несколько лет отводится интернатуре и ординатуре. После студент проходит обязательную сертификацию или аккредитацию, которая дает право на осуществление медицинской практики. Проходить аккредитацию врачи обязаны раз в 5 лет.
Требования к образованию, обучению и опыту работы
Требования к образованию и обучению врача-терапевта участкового, в соответствии с профстандартом, включают следующее:
- высшее образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.;
- высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»;
- подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
- дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
Можно сделать вывод, что авторы профессионального стандарта ориентировались на квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (требование 2-4), а также на приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (требование 1).
Тем не менее, предложенная профстандартом редакция требований к образованию предполагает неверное толкование, в соответствии с которым для работы врачом-терапевтом участковым достаточно выполнения одного из указанных выше требований (равно как можно думать, что необходимо выполнение всех 4 требований). На самом же деле первое требование (специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.) по логике должно относиться исключительно к выпускникам медицинских вузов, которые теперь уполномочены (почти) приступать к работе после прохождения первичной аккредитации, минуя этап ординатуры. Остальные же требования очевидно относятся к «полноценным» врачам, получившим также послевузовское образование в интернатуре/ординатуре, притом, что третье требование (подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия») и четвертое требование (ДПО) напрямую привязано к выполнению второго (высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело») и прав на «самостоятельную жизнь» не имеют.
Кроме того, новым профстандартом не предусмотрена возможность назначения на должность врача-терапевта участкового врачей со специальностью «Общая врачебная практика (семейная медицина)», несмотря на то, что это фигурирует в приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н. Квалификационные требования к образованию в этом случае такие: высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», подготовка в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» либо профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии высшего образования (ординатура) по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия». Тем не менее, повторяемся, что данные нормы не нашли отражения в профстандарте.
Если поставить целью полное соответствие профессионального стандарта приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и логике приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061, то требования к образованию и обучению должны иметь такую редакцию (должны быть выделены три альтернативных варианта требований к образованию и обучению врача-терапевта участкового):
- I. Высшее образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.
- II. Высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
- а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
- б) с дополнительным профессиональным образованием — профессиональной переподготовкой по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
- III. Высшее образование — специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
- а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
- б) с дополнительным профессиональным образованием — профессиональной переподготовкой по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии подготовки в ординатуре по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия».
Вместе с тем, мы полагаем, что такой подход не соответствуют современным подходам к медицинскому образованию и нуждается в изменениях.
Кем можно работать после обучения на врача
Большое разнообразие карьерных перспектив у врача по сравнению с фельдшером — неоспоримый факт. После мед института можно выбрать одну из нескольких десятков узких специализаций и устроиться практически в любом мед учреждении. Можно выбрать образовательную область, медицинское представительство, науку и даже место руководителя здравоохранения. Перечисленные карьерные направления недоступны выпускникам училища.
Если медику хочется выбрать наиболее близкую к прежней профессии деятельность, можно учиться на врача «неотложки», реаниматолога, акушера, педиатра или терапевта. Можно будет работать в своем кабинете в менее стрессовых условиях и получать достойную зарплату. После мед университета и ординатуры проще устроиться в частную клинику с более приятными условиями труда.
Во время прохождения обучения в ординатуре можно продолжить трудиться в ургентной медицине и получать ценный клинический опыт. Особенно полезной такая подработка будет в случае, если выпускник университета учится в ординатуре платно. В большинстве случаев ординаторам нужна дополнительная подработка для оплаты обучения.
Сколько зарабатывает педиатр?
В государственных больницах педиатрам предлагают не слишком высокие заработные платы, что особенно касается молодых социалистов, не имеющих квалификации. Коммерческие центры более высоко оценивают деятельность детских врачей, однако для трудоустройства необходимо иметь хотя бы 1-2 года опыта. Чаще всего заработная плата складывается из фиксируемой ставки, доплаты за дополнительные смены, выслугу лет. Коэффициенты зависят от занимаемой должности, стажа, места работы и региона.
Карьерный рост
Педиатр может повышать категорию, что окажет положительное влияние на уровень оплаты труда: II категория – не менее 3-лет опыта, I – не менее 7-лет опыта, высшая – 10-лет опыта и более.
Профессиональные знания
- Врожденные пороки развития.
- Диагностика, методы лабораторных исследований.
- Нервно-психическое и физическое развитие ребенка.
- Виды инфекционных, хронических и других заболеваний, характерных для детей.
- Патронаж новорожденного.
- Календарь прививок.
- Реабилитационные мероприятия для детей.
Как выглядит учеба в медицинских учебных заведениях
Процесс обучения в американской медицинской школе состоит из четырех лет. Все эти годы будут посвящены медицинскому обучению и воспитанию студента. Первые два года своего обучения в школе начинающий медик посвятит изучению специализированных книг и лабораторным работам, основной целью которых будет подготовка учащихся к диагностике и лечению заболеваний.
В течение второго года обучения в школе учащиеся проходят первую часть медицинского экзамена на лицензирование в Соединенных Штатах, который проводится Национальным советом медицинских экспертов.В течение последних двух лет обучения в медицинской школе студенты начинают свой клинический опыт, проходя практику в клиниках и больницах. Студенты работают под присмотром врачей, чтобы начать практическую подготовку в области медицины.
На четвертый год обучения в медицинской школе выдается второй экзамен на получение лицензии, а также студенты начинают обучение по месту жительства. В качестве альтернативы степени бакалавриата и выпускника медицинской школы, некоторые учреждения позволяют студентам проходить 6-летнюю программу комбинированного обучения и обучения, которая дает студентам сжатое медицинское и академическое образование.
Преимущества обучения в аспирантуре
Ординатура – не последняя форма обучения для студентов. Они могут поступить также и в аспирантуру, что поможет им значительно повысить уровень своих профессиональных знаний и навыков
Немаловажное преимущество аспирантуры – значительно большее количество практических занятий, которые помогают лучше освоить программу
При обучении в аспирантуре студент получает также навыки преподавания основных дисциплин. По окончанию учебы выпускник имеет право преподавания в высших учебных заведениях. Также аспиранты приобретают важные навыки управления и ведения медицинской документации, что позволит им в будущем занимать управленческие должности.
Кто такой терапевт?
Несмотря на то, что терапевта можно назвать специалистом широкого профиля, не углубляющегося в какие-либо узкие медицинские темы, именно на это врача ложится одна из важнейших в лечении задач – постановка правильного диагноза. В рамках первичной диагностики терапевт выслушивает пациента, собирает анамнез, проводит осмотр, назначает анализы или аппаратные исследования, подбирает способы лечения. Если заболевание не является серьёзным, терапевт, скорее всего, останется единственным врачом, к которому обращался пациент, то есть, его действий будет достаточно для эффективной терапии. При более сложных случаях болезни терапевт выдаёт направление к узкопрофильным специалистам. Именно поэтому терапевт должен обладать обширными знания в самых разных областях медицины.
Среди задач, которые стоят перед терапевтом, можно выделить следующие:
- Первичная диагностика.
- Этиология и патогенез различных заболеваний.
- Проведение консервативного лечения.
- Реабилитация после перенесённых заболеваний.
- Проведение профилактики.
В целом, терапевт может проводить лечение тех заболеваний, которые не требуют хирургического вмешательства. К ним относятся не только обычная простуда, грипп и вирусные инфекции, но также бронхит, пневмония, гипертония, сосудистая дистония, почечные нарушения, анемия, нарушения работы ЖКТ, остеохондроз, некоторые ревматические болезни и т.п. Если терапевт хочет заниматься именно лечением детей, он выбирает профессию педиатра.
В настоящее время выявились специализации терапевтов. Это участковый терапевт, который принимает больных в поликлинике по месту жительства, а также ходит по вызовам на дом, врач общей практики (занимается лечением широкого круга несложных заболеваний, особенно востребован в сельской местности), семейный врач (наблюдает членов одной семьи на протяжении многих лет, знает склонности к определённым заболеваниям, наследственные особенности).
Куда поступать
Для того чтобы поступить на обучение по данной специальности, необходимо обратить внимание на следующие вузы Москвы и других городов РФ:
- Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО);
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (РНИМУ);
- Московский институт восстановительной медицины (МИВМ);
- Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей (НГИУВ);
- Ставропольский государственный медицинский университет (СтГМУ);
- Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова (ПСПбГМУ).
Поступление после 9-го класса
При поступлении после 9 класса не придется терять 2 года на подготовку к ЕГЭ. Студенты колледжей начинают работать раньше остальных и нарабатывать стаж быстрее сверстников.
Преимущества учебы в колледже:
- Легко поступить.
- Обучение длится до 4 лет.
- Возможность пройти стажировку во время учебы.
- Несложное обучение.
- Гарантированное трудоустройство.
Для поступления после 9 класса необходимо сдать экзамены ОГЭ. Всего их 4, из которых обязательными предметами являются русский язык, математика, и 2 остальных должен выбрать сам школьник.
Перед поступлением в колледж, необходимо обдумать выбор профессии и подготовить некоторые документы. К ним относятся:
- Аттестат о получении среднего образования.
- Заявление (выдается в учебном заведении).
- Копия паспорта.
- ПОМС.
- Фото размером 3×4.
- Мед. справка (формы 086У).
Заранее стоит позаботиться о получении медицинской справки. Необходимо сдать несколько анализов и посетить некоторых врачей.
Можно подавать документы сразу в несколько учебных заведений. Их количество не ограничено. Это увеличивает шанс на поступление. Необходимо заранее уточнить у сотрудников колледжей даты работы приемной комиссии и, какие документы необходимо принести.
Для большинства учеников, поступивших после 9 класса, решающим при выборе, после какого класса поступать, стали экзамены ЕГЭ. Они сложные и к ним нужно готовиться в течение двух лет. Кроме того, в ВУЗах требуются высокие баллы экзаменов. С низкими баллами ЕГЭ возможно поступить только на коммерческой основе или вовсе не поступить.
Для творческих людей обучение естественным наукам является долгим и сложным. Поэтому многие художники, архитекторы, дизайнеры выбирают колледж, техникум. Но поступить в такие учебные заведения не просто. Для этого необходимо сдать сложные вступительные испытания.
Многие мальчики после 9 класса выбирают военные или спортивные учебные заведения. В них обучают полицейских, мореплавателей, пожарных. Для поступления в военное училище необходимо сдать нормативы физической подготовки, пройти психологический тест, внутренний творческий экзамен (в музыкальных училищах). В учебное заведение берут здоровых абитуриентов без серьезных патологий. Поступить в них могут не только мальчик, но и девочки. Для этого существуют специальные военные училища для девушек.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Профессия имеет колоссальное социальное значение.
- Широкий выбор направлений подготовки, врач в любой момент может сменить специализацию.
- Достойный уровень оплаты труда в частных клиниках и медицинских центрах.
- Постоянное профессиональное развитие – от международных конференций до миссий ООН. В последнем случае врачу понадобится знание иностранного языка.
- Профессия связана с карьерным ростом, многие врачи открывают собственные медицинские центры.
- Врач, не желающий заниматься практической работой, может сделать выбор в пользу научно-исследовательской деятельности.
Минусы
- Уровень оплаты труда не всегда высокий, что особо актуально для сектора государственной медицины.
- Врач постоянно коммуницирует с пациентами, поэтому высок риск заражения вирусными, инфекционными и другими заболевания.
- Ненормированный график, пациенты могут беспокоить врача даже после полуночи.
- Длительное обучение.
Как фельдшеру стать врачом
Есть только один способ, как выездному младшему специалисту работать врачом — получить высшее медицинское образование, то есть поступить в мед институт или вуз. Но этот вариант имеет множество «подводных камней» и нюансов:
Во-первых, поступать в мед институт во взрослом возрасте, чтобы начать карьеру врача — очень времязатратно, но возможно. Стоит учитывать и особенности учебы в меде, а именно длительность учебного процесса — от 5,5 до 6 лет минимум. И это не считая ординатуры, которая потребуется в некоторых случаях. Поступать в мед вуз в 25−30 или даже 35 лет достаточно проблематично. Институт не позволит совмещать учебу в медицинском и работу даже с частичной или проектной занятостью. Теоретическая база очень объемна, а сам образовательный процесс требует высокой скорости усвоения материала в связи с интенсивным темпом учебной нагрузки. Если работник твердо уверен, что хочет продолжать учебу в институте, ему следует заранее подготовиться о собственном финансовом обеспечении на несколько лет вперед.
Во-вторых, потребуется подготовиться к внутренним испытаниям, которые проводятся в институте, либо же сдать ЕГЭ. В этом плане у людей, которые поступают на базе колледжа, есть небольшое преимущество перед одиннадцатиклассниками: у них есть выбор — сдавать госэкзамены (русский язык, биологию и химию) или пройти внутренние испытания. Но есть и минус — после небольшого перерыва в образовании взрослому человеку придется сильно постараться, чтобы заново включиться в учебный процесс и начать подготовку к экзаменам на врача. Это связано с профессиональной деятельностью фельдшера.
Итог: чтобы фельдшеру поступить в мед институт и быть врачом, ему требуется сдать ЕГЭ или пройти внутренние испытания при вузе; учиться 5,5 или 6 лет. При собеседовании на стартовые позиции опыт значения не имеет, так как все студенты проходят практику в мед заведениях еще во время учебы.
Из всего вышеперечисленного следует сделать вывод, что подходить к вопросу о собственном образовании стоит со всей ответственностью. Крайне желательно, чтобы учащийся старших классов как можно раньше определился с будущей профессией, чтобы потом не пришлось жалеть о своем выборе.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Главные отличия фельдшера и терапевта
Самое главное отличие фельдшера от терапевта заключается в уровне профессиональной подготовки. Врач, который работает в медицинском заведении, имеет высшее образование.
Скорее всего, у него была такая траектория поступления и обучения:
- Сначала он закончил 11 классов, после чего сдал ЕГЭ и поступил в медицинский институт или вуз. Первые 5,5 лет учился на врача общей практики. А потом еще около года проходил ординатуру в медицинском учреждении, повышал качество знаний, параллельно работал и набирался опыта.
- Либо врач сначала поступил в мед колледж, закончил его и вскоре решил продолжить учебу в высшем учебном заведении, чтобы иметь больше карьерных перспектив.
Младший же специалист закончил только мед колледж по специализации «Лечебное дело».
Отдельно стоит отметить, что мед институты и вузы заметно отличаются образовательной программой и степенью подготовки от колледжей медицинского профиля. Да, есть примерно одинаковые дисциплины, которые проходят и там, и там. Но в колледжах дается базовая информация, которой недостаточно для проведения независимой квалифицированной врачебной диагностики и составления лечебно-терапевтического плана. Речь идет именно о долгосрочной терапии.
Однако среднего профессионального медицинского образования достаточно, чтобы оказывать срочную доврачебную помощь и проводить базовую диагностику, выписывать лекарственные препараты и рецепты на них.
Именно из-за разницы в фундаментальном образовании вытекают все последующие отличия: заработная плата, функции и обязанности специалистов, вероятность карьерного роста, объем ответственности.
История
История избавления людей от заболеваний уходит корнями в глубокую древность. Еще до изобретения препаратов находились знахари и целители, которые успешно использовали травы и другие природные компоненты для лечения. Но именно научный подход к лечению зародился в период жизни и деятельности Гиппократа, клятву которому дают все медики после окончания обучения. Она включает в себя основной принцип врача – «не навреди». Во времена этого великого ученого уже было доказано единство человека и окружающей среды, а также необходимость соблюдения постельного режима для ускорения процесса выздоровления.
В этот же период практиковал и изучал науку лечения больных великий Авиценна. В своих трудах он писал о том, насколько сильно влияет желание пациента выздороветь на вероятность его исцеления, а также связь болезни и психоэмоциональных особенностей. В 18 веке Антон де Гаен предложил способ изменения температуры тела, а Леопольд Ауэнбруггер ввел в обследование перкуссию с обстоятельным описанием обоснования ее необходимости.
Медицинская наука в 19 веке обогатилась новыми открытиями. Рене Лаэннек изобрел стетоскоп для выслушивания сердца и других органов, появились первые инструментальные способы диагностики, а в 90 годах этого столетия были открыты рентгеновские лучи. Врачи многих специальностей до сих пор пользуются этим уникальным открытием для выявления легочных, суставных и других патологий.
В России терапия базировалась на основе открытий великих физиологов (Сеченова, Павлова, Боткина). Остроумовым была создана пальпаторная методика для обследования
Терапевтов стали учить согласно постулату Мудрова, который призывал «лечить не болезнь, а больного», тем самым обращая внимание на индивидуальные особенности организма и его способности к восстановлению
Специализация
Учеба на лечебном факультете длится 5,5 — 6 лет. За это время будущие врачи изучают общеобразовательные и профильные дисциплины. На первых курсах ученикам объясняют особенности работы и устройства организма в рамках фундаментальных предметов, вроде анатомии, физиологии и гистологии. Позже начинается изучение заболеваний. На последних трех курсах ученики посещают клинические кафедры и изучают основы разных врачебных специализаций.
Вопреки распространенным представлениям, выбрать конкретную врачебную специальность во время поступления невозможно. Все ученики проходят одинаковые предметы и изучают медицину в целом. Специализация проходит в рамках постдипломной учебы в ординатуре в течение 2−5 лет. Только после окончания университета можно стать профильным доктором, поскольку в университете нельзя получить все навыки и специфические знания. Если нет желания учиться после получения диплома, можно сдать аккредитацию и устроиться терапевтом в поликлинике.
Многие школьники заранее уверены в своем дальнейшем профессиональном будущем. В каждой группе учеников 1 курса обязательно будет несколько будущих нейрохирургов или кардиологов. Мечты и связанная с ними мотивация — это хорошо, однако в большинстве случаев настоящие планы на постдипломную учебу появляются только после окончания 3 или 4 курса, когда ученик уже ознакомлен с особенностями выбранного профиля.
Врач в США
Медики в Соединенных штатах всегда в десятке самых престижных и высокооплачиваемых специальностей. Однако требования к ним так же высоки – врач должен иметь высокий уровень образования и все время совершенствовать свои знания. Американцы гордятся своей медициной и уверенны в высоком профессионализме своих медиков. Обучение в США достаточно долгое. Перейти к самостоятельной практике можно только к годам 40. Каждый американец уверен, что его врач не совершит грубой ошибки. После средней школы в 18 лет будущий медик должен получить бакалавра в университете. Вид дисциплины не особо важен, но лучшими считают естественные науки. Одновременно студент посещает курсы Pre-Med для ввода в медицину. От выбранной специальности зависит вид экзамена, сдающего по Pre-Med. К примеру, дантисты сдают DAT для зубоврачебных колледжей, а офтальмологи – OAT. Продолжительность программы не ограниченна, как только студент заканчивает курсы, он может сдавать экзамен. Все зависит от самого студента – многие сдают вступительные тесты на 3 и 4 курсе обучения. Попасть в медицинскую школу можно только после университета. Интернатура длиться несколько лет в зависимости от сложности выбранной профессии: терапевт – 3 года, хирург – 5-9 лет.
Путь к врачебной практике в России и США
Важно!
Вступительный экзамен разрешено сдавать множество раз. Однако в медицинском учреждении обязательно узнают обо всех попытках
При «завале» более трех раз за студентом закрепляется «черная метка». Не стоит спешить со сдачей тестов. Плюсом будут рекомендации научных руководителей.