Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить
Содержание:
- Рекомендации, которые следует учитывать при заполнении документа, в котором указаны рабочие места организации, подлежащие проведению в отношении них СОУТ
- Периодичность проведения СОУТ
- Учет микроповреждений
- Специальная оценка условий труда: зачем она нужна
- Следует ли организовывать и проводить специальную процедуру по оценке воздействия условий труда для служащих муниципальных и государственных структур
- Кто может проводить СОУТ?
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
- Как составить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке?
- Риск-ориентированный подход
- Новое положение о проверках работодателей
- Ответственность за несоблюдение законодательства
- Что произойдет, если предприятие не проведет СОУТ
- Какие рабочие места подлежат СОУТ?
- Какие существуют требования для правильного оформления перечня, в котором будут отмечены рабочие места, по которым следует провести специальную процедуру по оценке условий труда и их безопасности для сотрудников в 2020 году
- Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности
- «Экономия» может дорого обойтись
Рекомендации, которые следует учитывать при заполнении документа, в котором указаны рабочие места организации, подлежащие проведению в отношении них СОУТ
- Графа 1 – здесь следует указать индивидуальный номер каждого рабочего места, при этом количество знаков должно быть не более 8 (от единицы до 99999999)
- Графа 2 – здесь следует указать название должности, если это служащий и наименование профессии, если это рабочий, при это названия должны четко соответствовать тому, что записано в со штатном расписании предприятия (организации) и справочнику – классификатору профессий, действующему в РФ в 2020г.
- Графа 3 – здесь необходимо прописать коды вышеуказанных профессий и должностей сотрудников предприятия.
- Графа 4 – здесь указываются, при их наличии, так называемые «аналогичные» рабочие места, с обязательным указанием их индивидуальных номеров.
Порядок включения в рабочий перечень мест применения труда по проведению СОУТ для «аналогичных» мест работы на фирме.
Особого рассмотрения требуют так называемые «аналогичные», достаточно часто встречаемые на предприятиях, рабочие места. Принцип, на основании которого при проведении СОУТ определяются «аналогичные» места работы организации, закреплен в ФЗ от 28.12.2013г. № 426-ФЗ. В соответствии с ним, если рабочие места по какому-либо виду деятельности находятся в однотипных зонах производства, оборудованы одинаковыми средствами производства и вентиляционными системами, сходным освещением и отоплением, то, как правило, их относят к «аналогичным» рабочим местам организации. При проведении СОУТ по одному из описанных выше рабочих мест может быть засчитано для всех остальных аналогичных.
Но если по какому из факторов схожести (аналогичности) будет обнаружено несоответствие, то тогда придется организовать проведение СОУТ абсолютно для всех, без исключения, схожих рабочих мест.
Важным моментом при проведении СОУТ для «аналогичных» мест приложения труда является их ограниченное число по отношению к общему количеству рабочих мест на предприятии. Действующим законодательством предусмотрено, что в одной организации «аналогичные» места работы могут составлять только 20% от всех имеющихся на предприятии (в организации) мест работы и в то же время не менее 2-х на всем предприятии.
Периодичность проведения СОУТ
В каких случаях проводить внеплановую СОУТ
Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.
Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.
В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ
Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется. Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы
Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.
Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.
Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.
Учет микроповреждений
Документировать и расследовать производственные травмы и профзаболевания, отражающиеся на состоянии здоровья и работоспособности пострадавшего сотрудника, работодателям приходилось и раньше. Но теперь в ТК РФ появится новая статья 226 «Микроповреждения (микротравмы)». Микротравмы – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности. Требуется вести учет микроповреждений (микротравм) работников в специальном журнале. Учет микротравм позволит работодателю выявлять потенциальные риски травмирования, свести к нулю профессиональные риски и обеспечивать улучшение условий труда. Работодатели будут утверждать локальным нормативным актом порядок учета микротравм работников.
Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.
При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.
Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:
- обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
- организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
- физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
- эффективные меры по контролю;
- механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.
Минтруд уже разработал проект приказа с рекомендациями по учету микротравм работников и опубликовал на портале regulation.gov.ru. В приложениях к приказу приведены рекомендуемые образцы: справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника; журнала учета микроповреждений (микротравм) работников.
Специальная оценка условий труда: зачем она нужна
ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦОЦЕНКИ — ОБЯЗАННОСТЬ КАЖДОГО РАБОТОДАТЕЛЯ
Вернемся в детство. Помните, как взрослые строго-настрого запрещали нам смотреть на летящие искры от сварки? Под страхом слепоты мы закрывали глаза
Конечно, отчасти эти меры предосторожности преувеличены, но и доля здравого смысла в них есть
Процесс сварки связан с определенным риском. Сварщики испытывают немалое давление на глаза. Также они подвергаются воздействию инфракрасного и ультрафиолетового излучения. А еще при неправильном обращении с аппаратом, их может попросту ударить током. Таким образом, при неправильной организации рабочего процесса человек может с легкостью получить травму или подорвать здоровье.
Зачем работнику знать о СОУТ. Чтобы уберечь себя от профзаболеваний во времятрудового процесса. За вредные или опасные условия труда работник вправе получать компенсации — дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, повышенную ставку и так далее.
Зачем работодателю знать о СОУТ. Для сохранения здоровья сотрудника(в нашемслучае — сварщика), обеспечения безопасности и комфорта на рабочих местах. Проведение СОУТ — обязанность каждого работодателя, это требование трудового кодекса.
ПЛЮШКИ ЗА ВРЕДНОСТЬ
На любом предприятии (или в организации) за проведение спецоценки отвечает руководитель, который обязан организовать работу службы охраны труда.
Спецоценка позволяет изучить, в каких условиях ежедневно трудятся сотрудники. Все это нужно для того, чтобы определить степень вредности условий труда. Всего существует четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
На что может рассчитывать работающий во вредных условиях труда:
- Повышение оплаты — не менее 4% от оклада.
- Дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней.
- Сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.
СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА: КАК ПРОВЕСТИ СПЕЦОЦЕНКУ
Эксперты Московского городского центра условий и охраны труда подготовили советы, как сохранить благоприятную атмосферу в коллективе и не нарушить законодательство при проведении СОУТ.
Первое. Перед началом работы изучите закон по СОУТ и приказы Минтруда.Познакомьтесь с условиями труда на рабочих местах. Выслушайте предложения и замечания сотрудников вашей организации. Ознакомьтесь с мнением профкома.
Второе. Инициируйте издание приказа о проведении спецоценки.Помните:количествочленов комиссии должно быть нечетным. Подготовьте перечень рабочих мест, определите все вредные и опасные факторы на каждом рабочем месте. Проверьте льготы и компенсации работникам, назначенные по результатам прошлой аттестации рабочих мест.
Третье. Правильно подходите к выбору лаборатории,которая проведет СОУТ.Проверьте у нее наличие аккредитации, это можно сделать на сайте: https://akot.rosmintrud.ru/. Не заключайте договор с лабораторией, которой там нет. Изучите отзывы о выбранной лаборатории.
Четвертое. Не препятствуйте работе экспертов лаборатории.Предоставьте им всенеобходимые документы и предложения работников, ознакомьте их с условиями труда на рабочих местах
Особое внимание уделите местам с наличием вредных и опасных факторов
Пятое. Изучите отчет по СОУТ,проверьте все материалы,укажите на недостатки илинеточности эксперту лаборатории. Подпишите отчет у всех членов комиссии. Не забудьте в течение трех рабочих дней после утверждения отчета уведомить об этом лабораторию.
Шестое. Ознакомьте всех сотрудников с результатами СОУТ под роспись.Если естьвозможность, в течение 30 дней разместите отчет на официальном сайте вашей организации.
Седьмое. Проследите за изданием приказа о предоставлении всех гарантий икомпенсаций, которым положены сотрудникам, работающим во вредных условиях труда. Требуйте исполнения законодательства в полном объеме.
Восьмое. Своевременно декларируйте рабочие места в Роструде,помните,что срок подачидекларации — 30 рабочих дней.
НА ЗАМЕТКУ
Провести спецоценку на нескольких десятках тысяч рабочих мест под силу не каждой испытательной лаборатории. Специалисты Московского городского центра условий и охраны трудауспешносправляются с выполнением госзадания:за2019годпровели спецоценку более чем на 30 тысячах рабочих мест в бюджетных учреждениях здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта, подведомственных учреждениях префектур административных округов города.
Лаборатория принимает заявки на выполнение платных услуг в любых московских организациях. Кроме идентификации, измерений, вычислений, в комплекс мероприятий входит распечатка, оформление отчетов и размещение в единой информационной системе ФГИС СОУТ Минздрава РФ.
Следует ли организовывать и проводить специальную процедуру по оценке воздействия условий труда для служащих муниципальных и государственных структур
СОУТ проводят в обязательном порядке для рабочих мест служащих муниципальных и государственных органов власти, но для них разработаны отдельные требования, закрепленные как законами федеральными, так и законами, принимаемыми субъектами РФ в отношении муниципальной и государственной службы (п. 4, ст.3 ФЗ от 28.12.2013г. № 426-ФЗ).
Рекомендации по составлению полноценного перечня для проведения процедуры по специальной оценке рабочих мест на предмет воздействия условий труда на работника.
- Список для проведения специальной процедуры по оценке безопасности воздействия рабочих мест на сотрудников должен формироваться на основе штатного расписания предприятия.
- Следует соблюдать соответствие общего количества мест, организованных для выполнения работы с количеством работников, которые единовременно на них выполняют свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями.
- В том случае, когда трудовые рабочие места имеют различные наименования, которые при этом незначительно, но отличаются друг от друга или если трудовые рабочие места, имеющие различные наименования, но при этом со сходными функциями труда – то это отличные друг от друга трудовые рабочие места и по каждому из них следует проводить СОУТ,
При соблюдении этих несложных правил можно рассчитывать на хороший результат по итогам проведения СОУТ.
В настоящее время возникает при этом проблема, которая заключается в том, что появилось много профессий, не учтенных указанным классификатором, составленным еще в 1994 году. Например, таких, как «копирайтер», «супервайзер» и другие.
Кто может проводить СОУТ?
Спецоценку проводят совместно работодатель и экспертная организация. Последняя должна иметь документ, подтверждающий ее право проводить процедуру. Таким документом является уведомление о внесение в Реестр организаций, проводящих СОУТ, а также запись в самом реестре. В переходный период, т. е. до 31 декабря 2021 года, процедуру СОУТ также могут проводить организации из другого реестра — организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Когда работодатель принял решение проводить СОУТ в своей компании, он издает приказ о создании комиссии по СОУТ и утверждает график ее деятельности. Приказ должен устанавливать состав комиссии и порядок ее работы. В комиссию должно входить нечетное количество человек, одним из которых должен быть специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
По итогам проведения спецоценки составляется отчет, который должны подписать все члены комиссии, после чего его утверждает председатель комиссии.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
17 августа 2017
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.
В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.
По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.
Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.
В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.
Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда | П.С. Сергеев |
Как составить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке?
Предшествуют проведению СОУТ обязательные подготовительные мероприятия. В первую очередь специальная формируется комиссия. Она составляет график и перечень рабочих мест, которые утверждает председатель комиссии и заверяют все ее члены.
Типового документа для оформления перечня мест законодательством не определено, потому работодателю разрешено составить в произвольной форме. В нем указываются:
- полное наименование организации (перечень может быть составлен на бланке компании);
- под грифом УТВЕРЖДАЮ ФИО председателя комиссии по проведению СОУТ в организации, его подпись и дата утверждения;
- название документа;
- в табличной части перечисляется каждое рабочее место, подлежащее оценке, включая типовые по своим характеристикам и параметрам (аналогичные);
- количество работников, осуществляющих свою трудовую деятельность на указанном рабочем месте;
- полный адрес места расположения рабочего места;
- комментарий, где указывается, являются ли несколько мест аналогичными;
- должности, ФИО, подписи каждого члена комиссии по проведению СОУТ и дата подписания документа каждым их них.
При заполнении наименования рабочего места рекомендуется придерживаться штатного расписания и квалификационных справочников для указания должности, профессии или специальности работника. Например, «рабочее место аккумуляторщика», «рабочее место системного администратора» и т.д.
Риск-ориентированный подход
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Новое положение о проверках работодателей
C 1 июля 2021 года трудовые проверки регулируются нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 утверждено новое положение о федеральном госконтроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, взамен прежнего положения. Новое положение применяется к проверкам ГИТ, начатым с 23 июля 2021 года, и действует до 1 июня 2023 года. Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.
Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.
При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.
Ответственность за несоблюдение законодательства
Если предприятие не провело проверку рабочих мест в соответствии с СОУТ, либо были допущены ошибки в проведении проверки, предусмотрены следующие штрафы:
- для ИП и руководителей предприятий — 5-10 тыс. руб.
- для юридических лиц — 60-80 тыс. руб.
За несоблюдение правила составления дополнительного соглашения к основным трудовым договорам с указанием результатов проверки СОУТ предусмотрен штраф в размере 50-100 тыс. руб.
Не предусмотрение гарантий и компенсаций с момента утверждения результатов СОУТ — 5-25% от суммы средств, использованных не по назначению.
Игнорирование требования по обеспечению сотрудников необходимыми средствами защиты в соответствии с проверкой СОУТ — 130-150 тыс. руб.
Несоблюдение правил проведения медицинских осмотров сотрудников на основании СОУТ — штраф 110-130 тыс. руб.
Что произойдет, если предприятие не проведет СОУТ
По мнению эксперта СОУТ, научного сотрудника центральной лаборатории экспертизы условий труда ВНИИ труда Министерства труда, Натальи Бышовой, работодателю выгоднее провести СОУТ, чем ее игнорировать, поскольку в противном случае его ждут целый ряд финансовых санкций.
Внимательно читая законодательство (с ч.2 ст. 5.27.1 КоАП) мы может увидеть, что на организации (предприятия, фирмы и тд.), которые игнорировали проведение СОУТ, могут быть наложены штрафные санкции в размере от 50,0 до 80,0 тыс. руб. К тому же работодатель уже в текущем, 2020 году, не будет иметь законных оснований для того, чтобы сотрудникам предоставить компенсации за труд с вредными условиями труда, поскольку они начисляются только по результатам проведенной спецоценки.
Налоговые вычеты, причитающиеся за выплату компенсаций работникам, будут недоступны для работодателя, который не провел на своем предприятии СОУТ.
В обязанности работодателя также входит указать в трудовом договоре с работником или в приложении к нему в форме дополнительного, условия труда какого уровня безопасности соответствуют конкретному рабочему месту, основанием для чего могут быть только результаты проведенной СОУТ. Эти нарушения влекут за собой новые штрафы и уложиться в сумму в 80,0 тыс. руб. уже не получится. Размер штрафов существенно превысит указанную сумму.
И в любом случае, при выявлении отсутствия СОУТ работодателя обяжут ее провести и, соответственно, затратить на это денежные средства.
Какие рабочие места подлежат СОУТ?
Все рабочие места в организации должны быть проверены на наличие воздействий внешних факторов. Исключение составляют места:
- сотрудников, осуществляющих рабочий процесс на дому или дистанционно;
- персонала, работающего по трудовому договору с физическим лицом, не имеющим статус индивидуального предпринимателя.
В законодательстве содержится понятие аналогичных рабочих мест. Для них спец.оценка проводится только в 20 процентах от общего количества (но не менее двух). Результаты аттестации будут применимы ко всем одинаковым по условиям и параметрам, т.е. аналогичным, рабочим местам.
Под действие Закона 426 попадают даже работники офисов, чьи рабочие места также необходимо оценить на наличие различных внешних воздействий. Сотрудники с непостоянным местом нахождения, т.е. разъездным характером работы, например, водители, также включаются в перечень аттестуемых, но в отчете фиксируется время непосредственного нахождения за рулем и воздействия соответствующих факторов.
СОУТ обязательно проводится планово один раз в пять лет и внепланово в следующих ситуациях:
- организация сменила место расположения (переехала в другое помещение) или рабочее место было перенесено в другое здание и его необходимо ввести в эксплуатацию;
- в организации созданы новые рабочие места;
- существенно изменился технологический процесс производства, состав применяемого сырья и материалов;
- введено принципиально новое оборудование;
- произошел несчастный случай на производстве;
- трудовым инспектором выдано предписание, требующее проведения внеплановых мероприятий по оценке рабочего места;
- изменены средства защиты (индивидуальные и коллективные), что может повлиять на воздействие вредных факторов на организм работников;
- с инициативой проведения внеплановой СОУТ выступил представительный орган коллектива, например, профсоюз.
Какие существуют требования для правильного оформления перечня, в котором будут отмечены рабочие места, по которым следует провести специальную процедуру по оценке условий труда и их безопасности для сотрудников в 2020 году
Единой формы для оформления перечня на сегодняшний день не существует. Отдельно взятая организация имеет право самостоятельно составить свою форму, утвердив ее внутренним приказом, распоряжением по предприятию
Однако важно
наличие в ней информации следующего характера:
- Название организации, наименование отдельного структурного подразделения данной организации.
- Официально принятое название должности.
- Количество сотрудников.
- Количество действующих рабочих мест сотрудников, по которым надо провести СОУТ.
- Определение аналогичных рабочих мест.
- По каждому из подразделений должны быть итоговые данные.
Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности
Условия труда подразделяются на четыре класса:
- 1-й класс — оптимальные. На сотрудника либо не воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, либо уровень их воздействия соответствует гигиеническим нормативам. Такие условия позволяют сотруднику сохранять высокую работоспособность
- 2-й класс — допустимые. Уровень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые воздействуют на сотрудника, не превышает установленные гигиенические нормативы. Организм сотрудника успевает восстановиться до следующего рабочего дня
- 3-й класс — вредные. Уровень воздействия на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов превышает установленные гигиенические нормативы. В рамках этого класса выделяют 4 подкласса (степени):
- 1-я степень: организм сотрудника не успевает восстановиться до начала следующего рабочего дня. Увеличивается риск для здоровья
- 2-я степень: в организме сотрудника происходят стойкие изменения, которые в долгосрочной перспективе (через 15 лет и более) могут привести к развитию профессиональных заболеваний начальной и легкой степени тяжести
- 3-я степень: в организме сотрудника могут начаться изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям легкой и средней степени тяжести. Сотрудник может потерять профессиональную трудоспособность в период трудовой деятельности
- 4-я степень: у сотрудника могут развиться профессиональные заболевания в тяжелой форме, что приведет к потере общей трудоспособности в период трудовой деятельности
4-й класс — опасные. Уровень воздействия на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов способен создать угрозу для его жизни. Существует высокий риск того, что у сотрудника в период трудовой деятельности разовьется острое профессиональное заболевание
«Экономия» может дорого обойтись
ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.
Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.
Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):
- на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
- на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
- на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.
Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.