Значки ссср: обзор, описание, коллекционирование

Другие довоенные выпуски

В предвоенный период самолеты на значках СССР встречались повсеместно

Это закономерно, ведь авиастроение в то время было флагманом технического прогресса, поэтому и внимание к нему было повышенное

В 30-40-е прошлого века заводы выпускали нагрудные знаки с летной техникой сотнями. Тираж каждого образца насчитывал миллионы экземпляров. В этот период появилось множество аксессуаров.

Московский комсомолец

Дизайн в форме самолета с размахом крыльев 6 см. Шасси обвиты ветками лавра, накладной винт окрашен красной эмалью. Над аппаратом видно 3 луча красной звезды. Они расположены на фоне кольца с аббревиатурой «МК ВЛКСМ». Надпись «Московский комсомолец» расположена на плоскостях.

10 лет Советской Армении

В молодом советском государстве авиационную технику часто использовали в оформлении юбилейной атрибутики. Тираж к 10-летнему юбилею Армении не стал исключением.

Аксессуар овальной формы, выпуклый, размеры – 5 х 4,2 см. На овале расположена красная звезда с серпом и молотом. Справа от ее верхнего луча размещен биплан. Слева – заводские трубы, красный факел, здания.

«Свободен от рукопожатий»

Необычное название этого жетона связано с эпидемией гриппа «испанки», охватившей планету в начале прошлого века. Вирус распространялся через рукопожатия, поэтому в Америке на законодательном уровне было запрещено здороваться за руку. В России организовался Союз упрощения приветствий, члены которого призывали отказаться от рукопожатий.

Массово печатались плакаты и листовки с призывом «Долой рукопожатия», а рабочим вручали нагрудные жетоны. Они были круглые, состояли из двух кругов: наружного белого и внутреннего синего или красного цвета. На внутреннем круге размещался летящий биплан и надпись «Свободен от рукопожатий».

Эпидемия прекратилась, но активные участники Союза упрощения продолжали носить жетоны на пиджаках практически до войны.

Правда

Этот аксессуар посвящен пятимоторному моноплану «Правда». Он выполнен как уменьшенное изображение летательного аппарата размерами 3,7 х 3 см. На кабине пилота написано слово «Правда». Сзади на фюзеляже – «СССР №1001». Знак изготавливался из посеребренного металла.

1 мая

Праздничную атрибутику, приуроченную к Международному дню трудящихся, тоже украшал красный летательный аппарат. Он располагался на выпуклом  земном шаре рядом с надписями «1 мая» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

На заре авиации

Создание Совета по гражданской авиации инициировал Владимир Ленин. 9 февраля 1923 года этот орган появился, а после него были учреждены общества «Добролет», «Укрвоздухпуть», «Закавиа». Они и стали фундаментом для формирования и развития авиации молодой страны советов.

Через несколько лет все перечисленные общества объединили в единую структуру – ГВФ, в дальнейшем она была преобразована в Министерство гражданской авиации.

С появлением авиационных обществ стартовал выпуск нагрудных значков. Одним из первых был «Добролет».

Добролет

Нагрудный аксессуар выпускался в 1923-26 годах. Он выполнен в форме кольца размером 3,7 см. Это кольцо образуют шестерня и пшеничные колосья. В верхней части слева на колосья наложена аббревиатура «СССР».

По центру шестеренки – накладка в форме серпа и молота. На накладке – биплан, окрашенный красно-синей эмалью. Размах крыльев у биплана – 2 см. На нем – синие буквы «Д и Л», расположенные одна под другой.

Ниже, на серпе и молоте, расположено слово «Добролет». Для изготовления знаков использовалось серебро. Сегодня такие аксессуары – редкость, на аукционах они иногда встречаются, но стоимость стартует с 50-55 тысяч рублей.

Отличник Аэрофлота

Этот знак учрежден в 1937 году. С 5 ноября 1938-го вручался в качестве награды личному составу ГУ ГВФ. Для получения почетного аксессуара нужно было продемонстрировать особые результаты в работе, перевыполнить план, выиграть социалистическое соревнование.

Знак вручался с 1939 по 1973 годы. В первый год его получили всего 36 человек, а за все время – около 17 тысяч. Первым обладателем «Отличника Аэрофлота» стал герой Советского Союза Волкан Горанов. Это псевдоним военного летчика-истребителя Захария Захариева – сам он родом из Болгарии.

«Отличник Аэрофлота» оформлен как земной шар размерами 3,9 х 3,2 см, на который наложена эмблема Аэрофлота в обрамлении ветвей лавра. Вверху – государственный флаг Советского Союза и знамя летного ведомства. Внизу – лента, покрытая красной эмалью. На ней – название значка, расположенное в две строки.

Для изготовления аксессуаров использовались серебро или бронза. Серебряные аксессуары сегодня стоят 6-7 тысяч рублей, бронзовые – 500-600 рублей.

Особенности

Чтобы разобраться, что такое дорогие значки СССР, следует рассмотреть особенности коллекционных экземпляров. Главной характеристикой, объединяющей все советские значки, можно называть широкий перечень тематик:

  • Космонавтика.
  • Юбилейные даты в истории, политике, культуре СССР.
  • Военное дело.
  • Спорт.
  • Транспорт.
  • Деятели политики, культуры и т. д.

В СССР насчитывалось несколько десятков предприятий, занимавшихся выпуском значков и нагрудных знаков. Некоторые экземпляры выпускались массово, поэтому раздобыть их было просто. Но были и такие значки, выпуск которых ограничивался несколькими экземплярами, и именно они больше всего интересовали коллекционеров. Многие редкие значки высоко ценятся и современными коллекционерами. Причем они готовы выкладывать немалые суммы денег ради того, чтобы пополнить свои коллекции уникальными экземплярами. Так, цена одного редкого значка на аукционе может доходить до тысячи долларов, и это не предел.

Также в СССР изготавливались значки, которые можно было отнести к категории политических. К примеру, это значки, показывающие принадлежность к определенной общественной или политической организации. Такие значки выдавались первоклассникам, когда их принимали в октябрята. Дети должны были на протяжении двух-трех лет носить нагрудные значки в виде пятиконечной красной звезды, по центру которой был изображен портрет маленького Владимира Ульянова (Ленина). К политическим также относили:

  • Пионерские значки.
  • Комсомольские значки.
  • Значки членов добровольной народной дружины.
  • Значки ударников труда и т. д.

В изготовлении всех значков в СССР использовались такие материалы:

  • бронза;
  • алюминий;
  • латунь;
  • нержавеющая сталь;
  • камни-самоцветы;
  • пластмасса;
  • стекло;
  • лаки;
  • эмали и другое.

Советские значки

Кто такие фалеристы?

Фалеристика – это отдельный подраздел исторической науки, занимающийся изучением значков, орденов, медалей и прочих нагрудных знаков. Соответственно, фалеристами называют тех людей, которые собирают все эти предметы и интересуются их историей.

Довольно любопытен генезис термина «фалеристика». Он произошел от латинского слова falerae – так в древности назывались награды римских легионеров. Впервые этот термин был употреблен в 30-х годах прошлого века чешским коллекционером О. Пильцем.

Нагрудный значок – это небольшой знак, выполненный из металла (чаще всего), пластика или стекла, с нанесенным рисунком и надписью. Предназначается для ношения на груди и имеет специальную застежку (булавку). Значки могут выпускаться как государственными структурами, так и отдельными предприятиями или частными лицами. И за первыми, и за другими ведут охоту многочисленные коллекционеры. Далее мы более детально поговорим о значках СССР. Какими они бывают и где их искать начинающему фалеристу?

Знаки-рекордсмены

Стоимость в 100-150 тысяч рублей для посеребреного или бронзового нагрудного знака, выпущенного в прошлом веке, кажется заоблачной. Но есть два экземпляра, которые ценятся в 4-6 раз дороже. Это знаки:

  1. Отличник хозяйства Моссовета.
  2. За индустриализацию страны.

Отличник хозяйства Моссовета

Раритет, который практически невозможно найти в продаже. Все сохранившиеся образцы хранятся в экспозициях музеев или частных коллекциях. Несколько знаков изготовили как пробные в 1940-м. Для изготовления использовалось оксидированное серебро, покрытое позолотой и декорированное эмалью.

Дизайн прост и незамысловат: фигуры рабочего и колхозницы на фоне Мавзолея и Кремля. В одном изделии на маленькой площади уместились все символы пролетариата. Эксперты оценивают его в полмиллиона рублей.

За индустриализацию страны

Получить эту награду мог советский человек, упорно работающий на благо своей страны, ее индустриализацию, выполняющий план «пятилетки» за 3 года.

Этот знак входил в тройку наиболее значимых, поэтому получали его единицы – те, кого лидеры КПСС, сочли самыми достойными. Награда чеканилась небольшим тиражом – отсюда и столь высокая цена. По мнению экспертов, она стоит не менее 600 000 рублей.

Но даже с такими ценниками приобрести редкие значки проблематично, потому что почти никто из коллекционеров не хочет с ними расставаться. Причины у каждого владельца разные. Безусловно одно: с каждым годом стоимость аксессуаров увеличивается и то, что 60-70 лет назад стоило копейки, сегодня оценивается в десятки и сотни тысяч.

В каком году ввели знак качества СССР?

Естественно, проставлялся он не на всей подряд продукции, а только на той, которая проходила специальный экзамен на соответствие ГОСТу (государственному стандарту). Знак качества СССР утвердили в 1967 году. На сегодняшний день, к сожалению, большинство продуктов на полках магазинов бывшего Союза производится по ТУ (техническим условиям).

Клеймо наносили на товары массового или серийного выпуска. Первым товаром, который был удостоен знаком качества СССР, был электродвигатель. Это произошло на московском заводе им. Ильича. Дата нанесения — 22 апреля 1970 года. Отметку ставили на лучших товарах вплоть до момента его распада. Некоторая продукция маркировалась до 1993 года.

Тематика значков

Советские люди через одного что-то коллекционировали. Значки пользовались популярностью у детей и молодежи, но и некоторые взрослые с удовольствием собирали их.

Причин такой популярности было несколько:

  • огромный ассортимент изделий;
  • копеечная цена;
  • многообразие тематик.

Сказывалась и отличная работа советской пропаганды, отсутствие развлечений для подрастающего поколения. Было время, когда на детские журналы проблематично было оформить подписку, а литературу по возрасту купить – и того сложнее. Вот и увлекались коллекционированием значков, марок, дальнейшим их обменом.

Тематика была разнообразной. Особой популярностью пользовались тиражи, посвященные:

  • спортивным событиям;
  • космосу и космонавтам;
  • юбилейным датам;
  • войнам;
  • истории;
  • портретам знаменитых людей;
  • памятникам архитектуры;
  • политикам.

Одни образцы выпускались многомиллионными тиражами, другие – в малом количестве. Самые ценные экземпляры сохранились в единичном количестве.

Почетный член НТО

В 80-е годы первичные общественные организации поощряли своих почетных членов. Им вручали специальные нагрудные аксессуары. Они состояли из медальона и колодки.

Медальон выполнен в том же дизайне и тех же размерах, что и массовый знак. Разница – в цвете накладки, на которой расположена аббревиатура «НТО». В этом варианте она не светло-синяя, а черная.

Аксессуар изготовлен из алюминия. Медальон соединяется с колодкой с помощью кольца и ушка. Колодка прямоугольная, окантована золотистой каймой. На ней в две строки расположена надпись «Почетный член». Она выполнена золотистыми буквами на красном фоне.

История авиации СССР

К концу 30-х в СССР уже была сформирована мощная научно-производственная база для авиационной отрасли. Это позволило серьезно увеличить выпуск воздушной техники. За несколько лет до войны бюджет отрасли оценивался в 40% от всего военного бюджета Советского Союза.

К началу Великой Отечественной войны на заводах страны производилось в 1,5 раза больше летательной техники, чем в Германии. В сериях послевоенных лет прослеживается вся история авиации. Она охватывает образцы с 1924 по 1966 годы.

Значки, вошедшие в эту серию, выполнены в едином дизайне. Они ромбовидной формы, с голубым, зеленым, красным или оранжевым фоном. На цветном фоне изображен самолет, его название и год выпуска.

Внизу – надпись «История авиации» и аббревиатура «СССР» с пятиконечной звездой. На значках изображены разные модели:

  • АНТ;
  • Ил;
  • Ту;
  • Утка;
  • Миг.

У каждого самолета – своя история. «Уткой» образца 1945-го прозвали легкий экспериментальный аппарат МиГ-8. Его разрабатывали, чтобы проверить управляемость и устойчивость аэродинамической схемы «Утка». 13 августа 1945-го МиГ-8 совершил свой первый полет – управлял им летчик-испытатель Жуков. Испытания на устойчивость прошли успешно, после чего «Утку» отправили на завод. Там инженеры занялись ее усовершенствованием.

Есть своя история и у Ту-73 образца 1947 года. Советские конструкторы не раз пытались создать реактивный самолет – ничего не получалось из-за слабых двигателей.

Ту-73 задумывался как высотный фронтовой бомбардировщик. Государственных испытаний он не прошел, поэтому на вооружение принят не был. Но в исторической серии эта модель есть, так как стала первым шагом к созданию советских бомбардировщиков.

Советские значки: где покупать и как хранить?

Почти всех начинающих фалеристов интересует один и тот же вопрос: где можно купить значки для своей коллекции? Первая очевидная локация – так называемые барахолки и блошиные рынки. Второй вариант – всевозможные интернет-аукционы. Кроме того, нелишним будет заглянуть на чердак к своим бабушкам и дедушкам. Вполне возможно, что там пылятся интересные и редкие экземпляры.

Когда в вашей коллекции накопится достаточно большое количество значков, ее нужно будет правильно оформить. Существуют специальные альбомы для фалеристов, листы которых выполнены из поролона или обшитого тканью синтепона. Также для хранения значков можно использовать глубокие рамки с бархатной подложкой

Очень важно, чтобы ваша коллекция была и оформлена презентабельно, и чтобы в нее можно было легко добавлять новые экземпляры

Отличник ВВС

Минобороны Советского Союза учредило его 17 апреля 1957 года. Знак выполнен в форме щита, наложенного на дубовый венок. Листья венка окаймляют щит с двух сторон, ветви перевивает лента.

Вверху находится белый диск, в его центре – звезда с серпом и молотом. Звезда покрыта красной эмалью, серп и молот выполнены в золотистом цвете. Под звездой – 3 золотистых точки, над звездой – надпись: «Отличник ВВС».

Поверхность щита покрыта голубой эмалью, в его нижней части – золотистое изображение крыльев пропеллера. Размеры «Отличника ВВС» — 40 х 30 мм.

В общей сложности было 5 разновидностей аксессуаров:

  1. С 57-го года их производили из тяжелого металла, для декора использовали горячую эмаль, для крепления – винты или булавки.
  2. С 67-го выпускались армейские атрибуты только с булавочным креплением.
  3. С 69-го для производства использовался томпак, но уже были пробные партии из алюминия. Покрытие выполнялось синтетическими эмалями, крепление было винтовое.
  4. С 76-го тиражи выпускали из анодированного алюминия с булавочными замками.
  5. С 84-го аксессуары производили только из алюминия.

Как определить дорогие советские значки и их ценность

Невероятно повезло людям, которые смогли сохранить ценные экземпляры до наших дней. В первую очередь это касается значков особенно памятных, поскольку цена некоторых из них на аукционах может превышать несколько сотен тысяч рублей. Возможно, на вашем чердаке или в ящике комода лежит настоящее сокровище, благодаря которому можно пополнить семейный бюджет.

Существует несколько критериев, которые помогут определить стоимость значка:

  • Тираж. В СССР пропагандировалась активная социальная жизнь, поэтому действовало множество общественных, молодежных организаций, постоянно происходили различные памятные события. Каждое предприятие старалось создать ряд собственных значков, которыми награждались люди за особые заслуги. Некоторые из них выпускались в большом количестве, а другие – небольшим тиражом. Именно последние сейчас пользуются спросом у коллекционеров, поскольку их мало.
  • Тематика. Спорт, космос, война, политика – эти категории считаются самыми ценными, особенно если значки имеют гравировку.

    Каждый из них хранит уникальную историю, благодаря которой их стоимость значительно увеличивается.

Советских значков много, но далеко не каждый из них действительно имеет большую ценность.

  • Год выпуска. Радостью любого коллекционера станет значок, выпущенный в довоенное время, примерно до 1927 – 1930 годов. Все дело в том, что при его создании задействовали станки, которые работали еще со времен российской империи. Кроме того, над эскизами трудились известные художники, а воплощали задумку в реальность специалисты ювелирного дела. Поэтому значки не просто олицетворяют определенное событие, а считаются настоящим произведением искусства.
  • Материал. При создании определенного изделия использовались различные материалы, которые напрямую говорили о том, насколько значимо оно было.
  • Состояние. Если даже на самом редком изделии будет дефект, то оно потеряет свою значимость. Конечно же, речь не идет о естественных изменениях, которые появляются на металле со временем. А вот вмятины, царапины или другие умышленные повреждения ослабят интерес коллекционеров.

Каждый человек, желающий получить выгоду от своих раритетных сокровищ, должен провести их оценку согласно указанным критериям. Если нет уверенности в собственных силах, то можно обратиться к специалисту. Он тщательно осмотрит значок и даст свое экспертное заключение, а потом подскажет, как поступить далее: стоит ли становиться участником аукциона или достаточно обратиться в антикварный магазин.

Товары со знаком качества

Продукция, которая успешно прошла аттестацию, получала возможность «носить» государственный знак качества СССР в течение трех лет. Когда срок заканчивался, то приходилось снова проходить проверки, но, как правило, товары были отличными, и результаты не ухудшались.

Некоторая техника работает до сих пор, хоть и сильно морально устарела. Советскую оптику ищут на специализированных сайтах сегодня не как антикварные вещи, а как продукцию, которая не имеет аналогов по качеству во всем мире.

Одним из самых популярных товаров, который был награжден знаком качества СССР, был телевизор «Весна». В каждом пятом доме семья собиралась вечерами у его экрана. Только представьте себе: в СССР производили в год миллион советских пылесосов «Ракета», которые также удостоены пометки со звездой. Кухонный комбайн под названием «Марина» мог надоесть, но сломаться — никогда.

О некоторых товарах со знаком качества СССР мечтали не только советские люди, но и поляки и болгары. Ребята из дружественных стран просили у родителей мопеды «Верховина», которые производил львовский завод. В год предприятие выпускало около 50 тыс. экземпляров. Часто из них была экспортирована.

Еще одной культовой вещью со знаком качества СССР были часы «Победа». Продолжительное время эта модель была одной из самых популярных во всем мире. Советский концерн под названием «Электроника», также отмеченный этой маркировкой, предоставлял бухгалтерам возможность работать с отличными калькуляторами, а предприятия могли себе позволить качественные компьютерные системы.

А какой же фотолюбитель забудет фотоаппарат «Зенит-Е»? Все, кто имел какое-либо отношение к фотографии, мечтали о таком агрегате или копили на него деньги. Фотоаппарат был признан лучшим не только в советских странах, но и за рубежом. Он экспортировался во многие страны Европы.

А кто же не помнит вкуснейшую советскую колбасу и сосиски, сделанные исключительно по ГОСТу! Многие граждане, которые жили в СССР, наверное, много бы отдали сейчас, чтобы снова вкусить этот продукт высочайшего качества! Звездой маркировались также яйца, тушенка, сгущенка и много других продовольственных товаров. Практически все производители детского питания могли похвастаться знаком отличия!

Какие советские значки с Лениным имеют высокую ценность

Основателя первого и самого крупного социалистического государства Владимира Ильича Ленина знают не только в СССР, но и далеко за его пределами. Еще при жизни его именем стали называть не только улицы и заводы, но также целые города, а памятник вождю можно увидеть даже в такой далекой стране, как Австралия. Не удивительно, что Ленина изображали на различных значках, часть из которых считается настоящим сокровищем.

Для коллекционеров представляют особый интерес изделия, выпущенные еще при жизни вождя. Очень редким считается знак «Делегату III конгресса Коминтерна от Красной Пресни», созданный в 1921 году. Он представляет собой пятиконечную звезду, в центре которой находится портрет руководителя Октябрьской революции. Ее примерная стоимость на различных аукционах составляет от 20 до 25 тыс. рублей.

Конечно же, после смерти Владимира Ильича Ленина появилось множество новых значков – траурных. Чаще всего они представляли собой флаг с изображением вождя и его годами жизни.

А вот за изделия, выпущенные после 1961 года, получить высокую прибыль не получится. Все дело в том, что они изготовлены из алюминия и встречаются достаточно часто. Их максимальная стоимость оценивается в 200 рублей.

Знак «Делегату III конгресса Коминтерна от Красной Пресни считается редчайшим. И ценится он соответствующе.

Купить действительно редкий значок, которым награждались выдающиеся личности СССР, практически невозможно. Но вот продать изделие из собственной коллекции за хорошую сумму вполне возможно.

Военные

Такими значками награждали исключительно за выдающиеся заслуги в период Второй мировой войны, что и объясняет их ценность среди коллекционеров.

«Отличный торпедист»

Относится к самым редким значкам СССР. Начал выпускаться с 1942 года. Выполнен в виде венка из дубовых веток с позолотой. На экземпляре расположен треугольный щит с 4 выемками по краям.

С правой и левой стороны ветки украшены лентой. В верхней части расположена круглая пластина, в центре которой изображены серп и молот. По краям золотыми буквами выполнена надпись «Отличный торпедист». Под пластиной размещена позолоченная торпеда.

«Отличный пожарник»

Утвердили знак в 1944 году. Создавался в двух разновидностях – цельноштемпельной и сборной. Выполнен из латуни в виде щита, обрамленного дубовыми ветвями с лентами. По центру красного щита изображен белый диск с надписью «Отличный пожарник» и гербом внутри. Внизу экземпляра – символ пожарной службы.

Стоимость

Прежде чем рассмотреть самые дорогие и ценные значки времен СССР, следует выяснить принципы ценообразования. На стоимость значков влияют такие факторы:

  1. Материал, из которого изготовлен экземпляр: самую высокую цену имеют значки, состоящие из тяжелых металлов или их сплавов (бронза, латунь). А вот значки из алюминия являются дешевыми, поскольку алюминий имеет небольшой вес.
  2. Год выпуска: самыми дорогими будут экземпляры, выпущенные до пятидесятых годов прошлого века.
  3. Тираж: чем меньше выпущено экземпляров, тем выше будет их стоимость. Это правило распространяется на все виды коллекционирования.
  4. Состояние: чистые, блестящие значки без каких-либо повреждений ценятся всеми коллекционерами.

Отдельно следует выделить категорию значков, которые считаются наиболее дорогостоящими. Такие экземпляры выпускались единицами и служили наградами за достижения в труде, спорте, учебе и т. д.

  1. Военные: в 1942 году был учрежден знак «Отличный минер», стоимость которого ныне составляет около 20 тысяч рублей. Такой награды удостаивались солдаты, которым удавалось успешно отыскивать минные поля врага, а также делать минные установки. Знак «Отличник ВМФ», выпущенный в 1939 году, встречается в двух вариациях — это экземпляры, изготовленные из серебра или из бронзы. К дорогостоящим военным знакам относят и «Отличный торпедист».
  2. Трудовые: за 45 тысяч рублей можно купить значок «Отличник соцсоревнования», высокая стоимость которого объясняется его уникальностью. Экземпляр «Отличник хозяйства Моссовета» довольно сложно приобрести, поскольку он находится в частной коллекции. Знак изготовлен из высокопробного серебра, на которое нанесена эмаль и позолота. Стоимость значка «Отличник хозяйства Моссовета» составляет 50 тысяч рублей. Нагрудный значок «Ударник» (1932 год) также изготовлен из эмалированного и позолоченного серебра, а его стоимость составляет 50 тысяч рублей. На таком значке выгравирован портрет Ленина, а также красная звезда и флаг СССР.
  3. Космонавтика: к этой категории относится один из наиболее дорогих нагрудных знаков. Речь идет об экземпляре «Заслуженный летчик-испытатель СССР», изготовленном из серебра и золота. Такой награды были удостоены только космонавты, причем было это в 1959 году. Стоимость «Заслуженный летчик СССР» составляет 2 тысячи долларов США.
  4. Другие: значок «Добролет», выпущенный до Великой Отечественной войны, оценивается в 450 тысяч рублей. Эмблема общества «Друзья радио» доступна на аукционе за 10 тысяч долларов. Чем объясняется столь высокая стоимость этих значков? Ответ прост — они выпускались до ВОВ в двадцатых-тридцатых годах. Производились экземпляры на станках царских времен. Также многие значки изготавливались с применением ручного труда, что не позволяло выпускать их в больших количествах. Поэтому такие экземпляры считаются очень ценными.

Многие коллекционеры, желающие стать обладателями наиболее дорогостоящих значков, задаются вопросом о том, где искать и покупать желаемые экземпляры. Ценные значки можно купить у опытных коллекционеров (к тому же многие продают экземпляры сериями). Также пользуются популярностью интернет-аукционы, на которых предложены десятки и сотни лотов. Здесь со 100% гарантией продаются подлинные экземпляры, поэтому риск приобретения подделки сводится к минимуму.

Подчеркнуть качество

Что означает знак качества СССР? Он подчеркивал исключительное качество товаров. Этот знак также должен был обязательно находиться на всей сопровождающей документации, этикетках, ярлыках. Товары маркировались для того, чтобы подталкивать производителей к высоким стандартам продукции и к здоровой конкуренции между предприятиями, ведь все хотели заполучить такую отметку.

Для того чтобы решить, какую именно продукцию наградить знаком качества, собирали специальные аттестационные комиссии. В их состав входили:

  • научные организации;
  • представители покупателей;
  • министерства;
  • Государственный комитет стандартов.

История

Общества создавались по отраслевому принципу. Первичные организации работали при заводах, фабриках, шахтах, предприятиях автомобильного транспорта, сельского хозяйства, НИИ, проектных бюро и других учреждениях и ведомствах.

На областном, краевом и республиканском уровнях действовали отраслевые и межотраслевые советы. Во главе всей структуры стоял Всесоюзный совет (ВСНТО).

До их появления в СССР действовали инженерно-технические общества. В 1954 году ЦК КПСС издал постановление об их реорганизации в массовые отраслевые НТО. В 1970-м в них уже числилось 4,5 миллиона человек, а еще через 3 года количество достигло 6 миллионов.

Идея не новая – ведущие инженеры и ученые озвучивали ее еще во второй половине 19-го столетия. Прототипом советской структуры можно считать Русское техническое общество, организованное в 1866 году, а следом за ним появлялись химическое, горное, металлургическое и другие.

Эти структуры привлекали в свои ряды научную интеллигенцию, поддерживали ее инициативы и содействовали в их реализации. Регулярно проходили съезды, конференции, собрания, на которых члены обществ обменивались тематической информацией.

В Советском Союзе НТО уделяли особое внимание вопросам автоматизации народного хозяйства, усовершенствованию организации труда, использованию вычислительной техники. Их авторитет был настолько высоким, что предложения, исходившие от них, рассматривали в профильных министерствах и включали в планы развития отраслей

Научные работы публиковали в популярном журнале «Наука и жизнь» и других изданиях.

Некоторые технические общества советского государства являлись членами международных институтов и комитетов. Среди них – Международный институт сварки, Всемирная федерация инженерных организаций и другие структуры.

Самолеты Великой Отечественной войны

Эта серия значков СССР посвящена самолетам ВОВ. Все аксессуары, вошедшие в нее, выполнены в едином стиле.  Это квадрат со скошенными углами. Слева, справа и внизу – георгиевская лента. В центре нижней ленты – пятиконечная звезда. Красные звезды также изображены на крыльях техники, за что фалеристы называют серию «Со звездами».

В центре – круг синего цвета. На нем изображен самолет и его название. Вдоль окружности заглавными буквами написано «Самолеты Великой Отечественной войны».

В этот тираж вошли модели:

  • ПО-2 (1928);
  • И-16 (1933);
  • СБ (1935);
  • ПЕ-8 (1939);
  • ИЛ-2 (1939);
  • ПЕ-2 (1940);
  • МиГ-3 (1940);
  • И-153 (1940);
  • ЯК-1 (1940);
  • ЯК-7 (1941);
  • ЯК-3 (1943);
  • ТУ-2 (1943);
  • ЛА-7 (1943);
  • ЯК-9 (1943);
  • Ил-10 (1943).

Советские самолеты успешно участвовали в боевых вылетах, управлявшие ими летчики совершили немало героических поступков.

И-16 к началу войны состоял на вооружении советской армии как основной истребитель. У него был каркас из дерева, обшивка из фанеры, вооружение морально устарело и было откровенно слабым. Противостоять в боях новейшей немецкой технике И-16 было сложно. Но именно на этих истребителях звено советского летчика Ивана Иванова вступило в неравный бой с немецкими истребителями.

В бою летчики-красноармейцы быстро израсходовали боекомплект. Топлива оставалось мало. Тогда Иван Иванов пошел на воздушный таран, чтобы остановить врага. Это был первый воздушный таран в истории Великой Отечественной войны.

Як-9, разработанный специалистами конструкторского бюро Яковлева, не раз заставлял нервничать немецких летчиков. Советские пилоты ласково прозвали самолет «убийцей», так как он был маневренным, укомплектованным мощным вооружением. Як-9 обладал выдающимися летными характеристиками и стал самым массовым советским истребителем, настоящим символом победы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector