Гуманитарий: кто это такой простыми словами, отличительные черты

Кому подходят профессии гуманитарного профиля

Гуманитарные специальности больше всего подходят абитуриентам, желающим работать в сфере права, экономики, журналистики и культуры. Предрасположенность ребенка к этим профессиям можно заметить уже в 13-14 лет – тогда он может начать тянуться к буквам, а не к цифрам. Психологи отмечают следующие качества у детей и подростков, которым больше подходят специальности гуманитарного профиля:

  • коммуникабельность;
  • любовь к творчеству;
  • активное мышление;
  • подвижность;
  • любовь к чтению.

Однако далеко не все подростки имеют какую-либо предрасположенность – она является выраженной не более чем у 30% абитуриентов, которые принимали участие в исследованиях.

Особенности понятия

Некоторые люди ошибочно считают, что склонность к гуманитарности является показателем низкого интеллекта. На самом деле такие науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность.

В какой-то степени они противопоставляются биологии, химии и другим естественным наукам. На практике эти сферы часто дополняют друг друга. В психологии условно выделяют несколько типов людей, которые имеют склонности к разным видам деятельности. Гуманитарий — это индивид, который имеет способности к изучению человека и его занятий. Часто у такого ребенка появляются таланты в области изучения родного и иностранных языков, истории, литературы и т. п. В современном мире к гуманитарным наукам относятся:

  1. История. Изучает деятельность людей в прошлом. Этнография является исторической отраслью, ее сфера интересов — народы и этнические образования. В археологии специалисты изучают вещественные источники.
  2. Культурология. Рассматривает культуру и ее особенности.
  3. Филология. Изучает язык и литературное творчество.
  4. Лингвистика. Рассматривает языки разных народов.
  5. Социология. Изучает общество.

Не упрощайте

Но для начала немного занудства. Многие уверены, что главное отличие между гуманитарием и технарем в том, что первый не может стать вторым, а вот второй первым – запросто. Это, конечно, не так. Надо рассказывать почему? В первую очередь потому, что для каждой стези нужны определенные способности – чтобы написать хорошую рецензию на спектакль, недостаточно знать буквы и любить театр, а чтобы преподавать философию в школе, мало прочесть Ницше, нужен определенный характер. А он, кстати, тоже влияет на то, к какой категории можно отнести того или иного человека.

Впрочем, и это упрощение. Людей можно делить на типы очень условно, даже если это касается такой, казалось бы, простой вещи, как градация гуманитарий/технарь. Как правило, у среднестатистического человека есть способности и к тому, и к другому, хотя часто в разной степени.

Во-первых, потому, что в детском возрасте открываются вовсе не все из них. Склонность к логическому мышлению может «прорезаться», к примеру, лишь к двадцати годам, хотя это и крайность. До девяти лет мышление почти всех детей наглядно-образное, склонность к анализу начинает проявляться лишь после этого возраста – вероятно, по этой причине большинство детей в начальной школе испытывают сложности с арифметикой (обычно наклонности ребенка более-менее формируются в средней школе – к 10–13 годам, именно поэтому в большинстве учебных заведений все специальные предметы начинаются с этого возраста).

А во-вторых, любовь к тому или иному уроку часто формирует талант учителя. Причем может играть в этом решающую роль. Хороший педагог способен разбудить в ученике способности, о которых он даже не подозревал. И наоборот, отбить интерес к любимому предмету навсегда.

Кроме того, вешая на ребенка ярлык «гуманитарий/технарь» только на основании школьных оценок, родители, сами того не подозревая, оказывают на него давление. Чуткий ребенок внутренне решает: «дело ясное: я гуманитарий», и даже не пытается «сопротивляться», идя по накатанной дорожке и обнаруживая в сорок лет, что всю жизнь занимался не тем.

А еще нередко бывает так, что ребенка интересуют одни предметы, а способности он проявляет к другим. И занятие тем, что у него действительно получается, не вызывает у него никакого энтузиазма. В этом случае есть смысл задуматься над причиной. Не повезло с учителем? А может быть, он не в курсе, что есть множество специальностей, которые тоже входят в сферу его способностей?..

Плохие новости

В издательстве Forbes роботы уже сегодня создают и проверяют годовые отчеты. В журнале Big Ten Network роботы-журналисты сами пишут и публикуют спортивные новости. В одной из школ Гарлема еще в 2014 году детям преподавал математику робот, который отнюдь не просто надиктовывал лекцию, но следил за решением задач и давал подсказки.

Есть даже робот-адвокат Ross от компании IBM, который ведет дела о банкротстве в одном международном адвокатском бюро: он понимает человеческую речь, предлагает варианты решения, приводит аргументы и ссылки на профессиональную литературу. Как видим, современные машины и программы не только взяли на себя ручной труд, но и могут выполнять основные обязанности интеллектуальных работников. То ли будет через несколько лет!

Плюсы и минусы «технарей»

Преимущества «технарей» как будто созданы, чтобы компенсировать слабые места гуманитариев:

  • высокий уровень организации;
  • сильная логика;
  • абстрактное мышление;
  • способность структурировать информацию;
  • стремление получить результат.

Слабыми сторонами «технарей» являются:

  • низкая эмоциональность;
  • зачастую неумение работать в коллективе;
  • слабые способности презентовать свои идеи;
  • нежелание идти на компромисс.

Однако, при правильно выбранной сфере деятельности, эти «минусы» превращаются в сильные и нужные черты. «Технарям» следует выбирать профессии, связанные с техникой, знаковой системой, а иногда и с природой.

Как им стать?

Таланты человека формируются с самого первого дня жизни. Даже в детском саду и начальной школе учитель может легко определить, к какому социальному типу принадлежит человек.

Если техник думает стать гуманитарием, то для достижения этой цели ему придется сделать следующее:

  • Читайте больше классических произведений и анализируйте их,
  • писать эссе и сочинения, чем они длиннее, тем лучше,
  • тренировать свою память,
  • Попробуйте писать стихи и сочинять песни,
  • анализировать ситуации вокруг себя и обсуждать фильмы.

Гораздо сложнее стать техническим специалистом, если вы гуманитарий. Благонамеренному и хорошо говорящему человеку трудно вникнуть в особенности наук.

Кому подходит гуманитарный профиль обучения

Традиционно гуманитарные науки противопоставляются точным (алгебра, геометрия, физика), но это не более чем условность: большинство гуманитарных дисциплин так или иначе используют методы точных наук, а такие специальности, как социология или экономика, охватывают оба профиля. 

Изучение гуманитарных наук невозможно без понимания принципов точных. Это только одна из причин, по которой не стоит навешивать на ребёнка ярлык «технаря» или «гуманитария», внушая ему, что «противоположные» области науки — не для него.

<<Блок перелинковки>>

Тем не менее склонность детей к гуманитарному или техническому мышлению можно проследить уже в начальной школе. Гуманитарный склад ума — это не только предрасположенность к определённым школьным предметам; прежде всего, это особый способ мышления и набор свойств характера. Перечислим некоторые черты, свойственные гуманитариям: 

  • Коммуникабельность. Если ребёнок любит общение, умеет хорошо формулировать свои мысли, вести диалог и аргументировать свою точку зрения — его могут заинтересовать специальности социально-гуманитарного профиля. Умение находить с людьми общий язык — один из ключевых навыков для управленца, политика, телеведущего, бизнес-тренера и многих других профессий.
  • Развитая эмпатия. Умение сочувствовать, выслушивать, понимать потребности окружающих — очень востребованный навык. Ребёнок, внимательный к чувствам других людей, имеет хорошие шансы построить карьеру в области психологии, конфликтологии и торговли. 
  • Богатая фантазия. Смотреть на мир под нестандартным углом, представлять обыденные вещи в непривычном свете — ключевой навык дизайнеров, фотографов, режиссёров, PR-менеджеров и некоторых других гуманитарных профессий. 
  • Творческие способности. Если ваш ребёнок любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, занимается литературным творчеством или мечтает стать актёром — перед вами ярко выраженный гуманитарий, таланты которого нужно развивать. Бытует мнение, что творческие профессии — удел избранных, но не стоит спешить с выводами. Если ребёнок серьёзно настроен посвятить жизнь своему увлечению — при вашем участии у него есть все шансы на успех. В любом случае бережное отношение к хобби ребёнка позволит ему вырасти полноценной и уверенной в себе личностью.

Как понять, гуманитарий вы или технарь

Экспресс-тест

Этот небольшой тест поможет определить, чего в вас больше — физики или лирики. Разумеется, он не является академическим, ведь чистых гуманитариев и технарей не существует. Но ответив на эти вопросы, возможно, вы поймёте, какая область знаний вам чуточку ближе.  

1. Нравится ли вам книги?

А. Читаю неохотно.

Б. Чтение — одно из главных моих хобби.

2. Легко ли вам даются иностранные языки?

А. Мой уровень — «Лондон из зэ кэпитал оф грэйт британ».

Б. Идут хорошо.

3. Составляете ли вы планы на день, неделю, месяц? 

А. Нет, я творческая натура.

Б. Да, любит точность во всём.

4. В какой руке вы чаще всего держите телефон? 

А. В левой.

Б. В правой.

5. В чём сила?

А. В любви и добре.

Б. В ньютонах. 

Если вы набрали больше ответов «А», вы скорее склонны к гуманитарному типу мышления, а если «Б» — к техническому. 

<<Форма демодоступа>>

Диагностика Skillfolio

Более эффективный способ, как понять, гуманитарий или технарь ребёнок, — диагностика Skillfolio. Это уникальный тест на выявление способностей, навыков и профессиональных ролей ребёнка, который проходят все ученики «Экстерната и домашней школы Фоксфорда». 

Среди интересных и полезных навыков, которые анализирует Skillfolio, можно выделить коммуникацию, сетевую грамотность, умение систематически мыслить, уровень критического мышления. Возможные профессиональные роли ребёнка в команде: аналитик, лидер, креатор, продюсер и другие. Роль определяется исходя из превалирующего типа мышления ученика. 

С помощью Skillfolio вы узнаете склонности ребёнка. Тест определит, гуманитарий или технарь он. Результаты мониторинга покажут, какой индивидуальный образовательный маршрут подходит школьнику.

Какие профессии подходят гуманитариям и технарям

Узнав, к какому типу вы относитесь, можно приступать к выбору профессии, чтобы найти ту, которая вам ближе всего. В современном мире у вас есть огромный выбор среди сотен специальностей, подходящих для человека с любым складом ума и способностями. Стоит обозначить основные.

Ниже приведен ряд профессий для тех, кто имеет логическое мышление, то есть технарей. Это все профессии, где требуются логика, аккуратность, точность и внимательность.

Технарям подходят профессии, где нужны усидчивость и точность

Список может быть довольно обширен, вот лишь некоторые:

  • программист;
  • инженер;
  • учитель и преподаватель точных наук;
  • экономист;
  • финансист;
  • бухгалтер;
  • архитектор;
  • фармацевт;
  • логист;
  • хирург и т.д.

Список профессий, подходящих гуманитариям, тоже немаленький. В него входят все специальности, в которых требуется креативный подход и нестандартное мышление. Немаловажным является умение находить подход к людям.

Если ты — гуманитарий, то работа с людьми для тебя

Самые популярные профессии:

  • художник;
  • фотограф;
  • дизайнер;
  • ведущий мероприятий;
  • актер, танцор;
  • писатель, журналист;
  • пиарщик, рекламщик;
  • филолог, философ
  • политолог, историк;
  • врач-педиатр, педагог, психолог и т.д.

Важно заметить, что существует большое количество специальностей, в которых приходится сочетать аналитический и гуманитарный склад мышления. Социологи, которые работают и с людьми, и с точными данными, доктора разных уровней, управленцы и менеджеры, лингвисты, режиссеры, библиотекари и многие другие

Как определить свой тип

Существует множество способов определить, гуманитарий вы или технарь. Наиболее популярным является тест по психологии или карьерному консультированию, который выставляет оценку на основе полученных ответов. Однако подобные приемы носят скорее развлекательный характер и не всегда точны.

Прохождение теста для определения будущей профессии или специализации в университете не совсем уместно. Прежде всего, вы или ваш ребенок должны быть заинтересованы в той области, в которой вы планируете сосредоточиться.

Если все указывает на то, что у человека технический тип мышления, не стоит отказывать ему в удовольствии заниматься тем, что ему нравится — изучать психологию, посещать курсы иностранных языков или специализироваться на филологии. Аналогичная рекомендация должна быть применена и к гуманитарным наукам.

Куда обратиться за помощью в профориентации

Выбирая жизненный путь, не бойся обращаться за помощью!

Как к самым авторитетным лицам для себя и близким людям, подросток в первую очередь обращается за советом к родителям

Важно не навязывать ребенку свое мнение, а лишь помочь найти то, что ему самому было бы интересно. Задавать наводящие вопросы, предлагать различные тесты, поддерживать

Если вам кажется, что профессия, которую подросток в будущем хочет осваивать, непрестижная, можно предложить ему на выбор похожие специальности, но более востребованные. Но ни в коем случае не осуждать. Необходимо наблюдать за ребенком с раннего возраста, чтобы вовремя выявить его способности и поддерживать в их развитии.

Второй ступенью станет школа. В старших классах часто в качестве дополнительной подготовки проводятся курсы профориентации. На них ученикам объясняют, как не ошибиться с выбором профессии, помогают каждому разобраться в своих индивидуальных особенностях.

В школу приходят представители различных ВУЗов, стремясь заинтересовать подростков, чтобы те поступали в дальнейшем в их заведение. ВУЗы проводят дни открытых дверей, во время которых будущие студенты могут лично ознакомиться со специальностями, которые преподает ВУЗ и решить для себя, что им больше подходит.

Третий уровень – государственные центры занятости населения. Здесь можно ознакомиться со списком востребованных профессий, послушать представителей различных учреждений. Центры занятости также могут проводить консультации для будущих выпускников с целью выявить их навыки и умения.

Существуют еще платные консультации. Их ведут профессиональные психологи и профориентаторы, центры тестирования и развития. На этих консультациях подросток выявляет личностные особенности, получает полезные рекомендации по саморазвитию.

Часто в центры тестирования обращаются и вполне взрослые люди, которые по той или иной причине ошиблись с выбором профессии, не могут разобраться в себе или же просто хотят сменить род деятельности.

В последнее время становятся популярными онлайн-курсы, комплексные мероприятия, направленные на раскрытие и развитие способностей подростка. Они тоже платные, но действенные.

Для того, чтобы жизнь была насыщенной и интересной, а работа доставляла удовольствие, стоит задуматься о будущей профессии задолго до реального поиска работы. Определившись с тем, кто вы — гуманитарий или технарь — и разобравшись, в чем разница, предпринимайте дальнейшие шаги для развития, и вы сможете найти дело по душе.

В этом видео вы узнаете о востребованности на рынке труда технарей и гуманитариев:

Склонности

Как понять, что ты гуманитарий? Определить тип склада ума можно, основываясь на том, к каким наукам лежит душа. Такие личности отдают предпочтение дисциплинам, изучающим духовную сущность человека, требующим красиво излагать речь.

Таковыми являются:

  • культурология,
  • социология,
  • история,
  • литература,
  • философия,
  • психология,
  • экономика,
  • этика.

Технарь лучше осваивает дисциплины, связанные с вычислением: информатика, математика, физика. Родитель может предположить, технарь или гуманитарий его ребенок, изучив отметки в дневнике.

Но этих знаний ему будет недостаточно. Возможно, ученику не удалось полностью освоить предмет или дисциплину ведет недостаточно квалифицированный специалист.

1. Эмоциональность

Гуманитарии предпочитают доверять интуиции. В действиях они руководствуются эмоциями и предчувствиями, но не особо полагаются на холодный расчет. Им свойственны импульсивные поступки. Поэтому технари, для которых важна логичность и обоснованность каждого решения, считают их легкомысленными.

2. Коммуникабельность

Гуманитарии умеют общаться и налаживать контакт с другими людьми. Поэтому они добиваются успеха в сферах деятельности, подразумевающих общение. К примеру, гуманитарий гораздо лучше справляется с преподавательской деятельностью, чем технарь с аналогичным уровнем знаний.

3. Открытость

Поскольку технари обычно глубоко изучают предметную область, им свойственны заносчивость и самолюбие. Они считают себя лучшими специалистами и редко прислушиваются к чужому мнению, если оно не совпадает с их собственным.

Гуманитарии, в отличие от них, демонстрируют гораздо большее уважение к чужому мнению. Они всегда открыты для диалога и обсуждения, выслушивают все точки зрения и легко признают собственную неправоту, если оппонент был достаточно убедителен. В споре они всегда стремятся найти истину, тогда как технари чаще хотят доказать собственную правоту.

4. Творческие способности

Чаще всего гуманитарии связывают свои профессии и увлечения с творческими видами деятельности. Они пишут стихи и рассказы, увлекаются живописью, работают в сфере дизайна. Очень часто они работают совместно с технарями, что позволяет им реализовывать свой потенциал максимально эффективно. К примеру, режиссёр может придумать потрясающие спецэффекты, но для их реализации ему нужны технически подкованные помощники.

5. Развитое воображение

Мышление у технаря и гуманитария работает совершенно по-разному. Если первый мыслит преимущественно логическими и абстрактными понятиями, то в голове второго постоянно возникают и взаимодействуют различные образы. Поэтому творческие способности гуманитария развиты лучше. Он может достаточно отчетливо представить и «рассмотреть» образ непосредственно в своём воображении. Технарь же не умеет визуализировать мысли, поэтому увидеть общую картину может, только сделав набросок на бумаге.

Перечисленных 5 признаков достаточно для того, чтобы однозначно понять, кто такой гуманитарий и чем он отличается от технаря. Различия присутствуют, и они достаточно отчётливые

Но важно учитывать, что людей с чисто гуманитарным или чисто техническим складом ума мало. У большинства из нас присутствуют обе составляющие, просто одна из них превалирует, определяя наши интересы и способности

Многие профессии требуют от специалиста наличия и технической, и гуманитарной составляющей. К примеру, преподаватель физики должен быть и технарем, чтобы понимать предмет, и гуманитарием – чтобы уметь общаться с аудиторией. Дизайнер интерфейсов должен совмещать приятный визуальный стиль с продуманной эргономикой, а архитектор должен не только грамотно спроектировать здание, но и сделать его достаточно привлекательным.

Гуманитарий: кто такие гуманитарии?

Гуманитарии — это не те, кто получили гуманитарное образование, трудится по гуманитарному профилю или любит с готовностью потрещать на гуманитарные темы, высказаться по общественно-значимым проблемам.

Чем же определяется гуманитарный склад ума?

  1. Любой гуманитарий допускает существование противоположной точки зрения, картины реальности, других интерпретаций. Именно способность допускать существование иного, другого, отличного от своего — отличает гуманитария от тех, кто не обладает гуманитарным складом ума. Человек, не обладающий гуманитарным складом ума, даже в мыслях не может допустить, что вы придерживаетесь абсолютной другой точки зрения. Он может с упоением вам рассказывать о прочитанной книге, не допуская даже возможности того, что данный жанр литературы вы вообще никогда не читали и вряд ли будете читать в ближайшее время.
  2. Гуманитариев отличает способность выстраивать с людьми коммуникацию. Что это означает? Даже если гуманитарий не читает тот жанр художественной литературы, о котором вы с упоением можете говорить часами, гуманитарий сможет спокойной поддержать ваш разговор, понимая, что предмет разговора находится за пределами их собственных представлений о мире.
  3. Истинный гуманитарий верит в относительность истины. Он понимает, что истина, которая господствует сейчас в обществе, так же как и истина, прописанная в учебниках, энциклопедиях, обладает историчностью, то есть относится к определенному периоду времени. Он допускает существование истины, отличной от его собственной истины. При этом гуманитарий, подобно марксистам, признает, что «бытие определяет мышление».

Какие типы гуманитарного образования существуют?

Профессор Андрей Зорин выделяет три типа гуманитарного образования:

Гуманитарное образование для «исследовательских» специальностей (филологи, историки и т. д.). Ученые учат будущих ученых.
Гуманитарное образование для массовых гуманитарных профессий — например, библиотекари, учителя, журналисты, пиарщики.
Гуманитарное образование для негуманитариев — это общеобразовательные курсы в рамках естественно-научных направлений, инженерных специальностей и прочее.

Также в современном обществе можно выделить преподавателей-гуманитариев, которые обманывают студента (дают знание, отдаленное от реальности), учат обманывать (производят нужное впечатление с помощью «истин»), учат тому, как не дать себя обмануть.

Что дает гуманитарное образование?

Если рассматривать гуманитарное образование само по себе, вузовское, то это своего рода слепок с нашей действительности. Готовый слепок той действительности, которая вас окружает. Вы будете знать много фактов о нашем мире, но их ценность будет музейной. То, что передается из уст в уста в готовом, «законсервированном» виде. Есть другая сторона гуманитарного образования — непосредственное преображение бытия человека. Чтобы первое, вузовское, знание перешло в непосредственное преображение бытия человека, необходимо самостоятельное действие, необходима воля по претворению знания в жизнь.

Где и как работают гуманитарии?

В обществе, живущем по законам рынка, востребованность гуманитариев, с их обширными знаниями, с их умением думать, анализировать исторические события, низка. Это отражается, прежде всего, на низкой востребованности в таких специалистах на рынке труда, так же как и на низких зарплатах рядовых гуманитариев, если даже вспомнить хотя бы школы и библиотеки. Однако не нужно отчаиваться! Умные люди с хорошими идеями всегда востребованы. Заграничные компании уже сейчас ищут людей со свежими, креативными идеями. Вся работа таких людей заключается в предложении качественно иного взгляда на уже существующие проблемы. Фирмы платят за идеи. Как реализовать идею, думают уже инженеры. Все, что требуется — генерировать идеи.

Тип темперамента и профессия — приговор?

Как тип темперамента влияет на выбор профессии? Как правильно нанимать сотрудников на работу? Ответы на эти вопросы ждут вас в этой занимательной статье!

Как стать востребованным на рынке труда или самореализоваться?

Сейчас молодежь повсеместно сидит в интернете, черпая оттуда свои знания. Может быть, именно в этом причина столь «глубоких» познаний некоторых представителей интернет-сообщества?

Учил-учил — пришел-забыл или выученная беспомощность

Выученная беспомощность — это неспособность контролировать происходящие события или как-то на них влиять. Это справедливо как по отношению к людям, так и по отношению к животным. За это открытие, кстати, Американская психологическая ассоциация присудила в 1976 году престижную премию Мартину Селигману, который впервые предложил этот термин в 1964 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector