Создание некоммерческой организации
Содержание:
- Формы НКО
- Требования к уставу НКО
- Пакет документов для регистрации НКО
- Преобразование некоммерчеких организаций: особенности отдельных форм
- Как это происходит и какой нужен список документов на выход учредителя?
- Что такое АНО? Зачем нужна АНО?
- Подача документов на регистрацию НКО в Минюст
- Список документов для регистрации
- Сложности регистрации НКО онлайн
- Заявление для регистрации в Минюсте
- Подготовка документов к регистрации НКО
- Что такое НКО. Законодательное регулирование
Формы НКО
Полный перечень форм некоммерческих организаций содержится в четвертой статьей ГК РФ и включает в себя: Каждая из вышеперечисленных НКО может быть разделена на подформы и осуществляет свою деятельность на некоммерческой основе и не получает прибыль от работы.
Государственная корпорация
Деятельность государственных корпораций регламентирована статье 7.1 ФЗ-7. Они представляют собой некоммерческие предприятия, созданные Федеративным Правительством РФ. Одними из ярких примеров государственной корпорации являются Росатом, Внешэкономбанк, а также агентство по страхованию вкладов населения.
Публично-правовая компания
Публично-правовые компании, так же, как и государственные корпорации, создаются Федеративным Правительством или Президентом РФ. Зачастую их образование происходит при утверждении соответствующего Приказа, но иногда их формирование может происходить в результате реорганизации государственных корпораций. Деятельность ППК регламентирована отдельным законодательным актом, ФЗ 236, который был утвержден в 2016 году.
Автономная некоммерческая организация
АНКО создается юридическими или физическими лицами за счет взносов ее членов. Деятельность Автономной некоммерческой организации регламентирована десятой статьей ФЗ-7. Основной целью образования НКО является предоставление населению следующих услуг:
- жизнеобеспечения;
- здравоохранения;
- образования;
- физической культуры и спорта;
- науки;
- культуры и др.
Учреждение
Учреждения создаются для осуществления некоммерческой управленческой или социально-культурной деятельности. Их формированием могут заниматься муниципалитеты, федеративные власти, а также частные лица. К государственным учреждениям относят всем знакомые организации, например школы, детские сады, поликлиники, подразделения, оказывающие услуги социального обслуживания.
Фонд
Фонды могут быть организованы, как юридическими, так и физическим лицами. Их уставный капитал наполняется за счет средств участников. Фонды выполняют общественно полезные функции. Например, они могут заниматься культурной или благотворительной деятельностью.
Товарищество собственников недвижимости
ТСН делится на несколько типов от вида недвижимости, которой владеют участники организации. Например, жители частного дома могут создать товарищество собственников жилья (ТСЖ), а владельцы садовых участков и огородов – садовые или огородные товарищества (СНТ, ОНТ). Целью формирования ТСН является совместное распоряжение имуществом, которое находится в общей собственности всех участников НКО.
Ассоциация (союз)
Ассоциации и союзы – это некоммерческие организации, которые делятся на несколько категорий. Они включают в себя:
- объединения работников и работодателей;
- профсоюзы;
- некоммерческие партнерства;
- торгово-промышленные палаты;
- саморегулируемые организации;
- общественные кооперативы.
Ассоциации создаются инициативной группой физических или юридических лиц. Целью организации является взаимная защита интересов и деятельность, связанная с выполнением основной задачи НКО.
Общественное движение
Полное определение общественного движения содержится в статье 9 седьмого Федерального закона. Если говорить простыми словами, то ОД – это компания людей, объединенных единой социально-значимой целью. К ОД можно отнести организации, которые борются за чистоту улиц в городах, с нарушителями правил дорожного движения, с недобросовестными продавцами и так далее. ОД может быть зарегистрировано соответствующим образом. При этом утверждается высший орган руководства.
Общественная организация
Общественные организации представляют собой НКО, членами которой являются граждане, объединенные общими интересами. Их деятельность направлена на взаимную защиту прав участников ОО, на разработку социально-значимых мероприятий. В число ОО входят кооперативы, профессиональные союзы, ассоциации пенсионеров, ветеранов, а также политические партии.
Потребительский кооператив
Деятельность потребительских кооперативов регламентирована отдельным нормативно-правовым актом, а точнее Законом Российской Федерации, зарегистрированным под номером 3085-1 в 1992 году. Потребительский кооператив создается юридическими и физическими лицами, объединенными общими интересами. Уставный капитал формируется за счет взносов членов ПК.
Требования к уставу НКО
Начинать необходимо с устава НКО, поскольку это самый главный документ для НКО, регулирующий ее деятельность.
Требования к уставу НКО определены в ст. 14 ФЗ 7 «О НКО», однако нужно учитывать, что для каждой организационно-правовой формы НКО и разного направления деятельности может существовать дополнительные условия, которые содержатся либо в отдельных статьях ГК РФ, либо в специальных законах, например: ФЗ № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», ФЗ № 82 «Об общественных объединениях», ФЗ № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ФЗ № 54 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ № 5 «О ветеранах», ФЗ № 100 «О добровольной пожарной охране» и это только часть законов, которые регулирует социальную сферу, предназначенную для НКО.
Но существует достаточно много общих положений, которые находятся в каждом уставе, независимо от формы НКО. Их не так мало, но мы постараемся максимально перечислить все общие правила. И так, в каждом уставе НКО должны содержаться:
- организационно-правовая форма НКО
- полное название НКО и при наличии сокращенное наименование НКО
- цели, предмет, виды деятельности НКО
- сведения о символике НКО – описание эмблемы, гербов, гимнов, флагов
- права и обязанности членов или участников НКО;
- условия и порядок приема в члены или в участники НКО и порядок выхода из нее
- сведения о представительствах, филиалах или отделениях НКО
- структура НКО и ее органы управления
- порядок формирования органов управления НКО, их компетенция, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов или единогласно
- источники формирования имущества НКО
- порядок изменения устава НКО
- порядок реорганизации НКО
- порядок ликвидации НКО и распределение ее имущества после ликвидации НКО.
Я думаю, что на каждой особенности нет необходимости останавливаться, но некоторые мы выделим и расскажем о них более подробно.
В частности, для будущей деятельности НКО весомое значение играет правильно подобранные цели и предмет, соответствующие ее характеру деятельности, вынесенному в полное наименование НКО. Очень ценно прописать цели и предмет деятельности объемно и понятно.
Если этого не сделать грамотно, негативные последствия повлияют не только на деятельность НКО, но и на ее имидж и авторитет. Для полного понимания возможных последствий в случае осуществления неуставной деятельности, т.е. при реализации направлений, не указанных в уставе — это возможность вынесения Минюстом решения о приостановке деятельности НКО до устранения замечаний и даже принудительная ликвидации НКО через суд.
Помимо целей и предмета в уставе указываются виды деятельности НКО и деятельность, приносящая доход, которые опять же должны соответствовать целям создания НКО
И тут снова возникает тонкость, которую предпочтительно учитывать при написании данного раздела устава. Если деятельность, приносящая доход — это право для НКО, то виды деятельности — обязательное условие Минюста, и хотим обратить внимание, что речь идет не об ОКВЭДах (экономических видах деятельности по Российскому классификатору), а о том, чем организация будет заниматься
Символика НКО
Думаю, отдельно стоит остановиться еще и на описании символики НКО, так как о ней практически нигде не прописана информация с рекомендациями и пояснениями. В законе сказано только то, что описание эмблемы, герба, флага указывается в уставе НКО. Мы же вам советуем включать в устав не только описание, но и их изображение. Подробнее с требованиями к ее описанию вы можете ознакомиться в статье Символика НКО. Ведь если вы этого не сделаете, ваше графическое изображение будет юридически не защищены, а значит, его могут использовать и другие организации, причем на законных основания. Особенно, если их впишут себе в учредительные документы ранее вас. А в случае если вы вообще не пропишите символику, то не сможете нанести изображение на печать, документы и использовать ее в своей деятельности, поэтому к данному вопросу необходимо подойти более тщательно. А то, что изображение эмблемы, герба, флага уникально в своем роде, и ни в коем случае, не пересекается с государственной символикой, полагаю, вам и так известно.
Пакет документов для регистрации НКО
Мы с вами прошли весть путь по составлению полного пакета документов, и осталось его скомпоновать. По делопроизводству документ более одного листа должен быть прошит, пронумерован и скреплен подписью. Это касается всех документов, которые будут поданы на государственную регистрацию в Минюст. Прошиваются документы нитками (просто скрепить степлером недостаточно). Подписывает документы заявитель, избранный учредительным собранием или учредителем и указанный в протоколе или решении.
Таким образом, для государственной регистрации необходимо представить пакет составленных документов в следующих экземплярах:
- Устав – 3 экземпляра
- Протокол (или решение) – 2 экземпляра
- Заявление по Форме Р11001 – 2 экземпляра
- Гарантийное письмо – 2 экземпляра
- Выписка из ЕГРН — 2 экземпляра
- Квитанция об уплате государственной пошлины при наличии — 1 экземпляр
- Согласие на использование имени (наименования) при наличии– 1 экземпляр
Расписка в Минюст о сдаче документов
Во многих приемных специалисты Минюста самостоятельно оформляют поступившие документы при их представлении на государственную регистрацию, но если вы в этом не уверенны, лишним этот документ не будет. В расписке необходимо перечислить все документы, представленные на государственную регистрацию с их количеством экземпляров и страниц, а также указать номер для связи с заявителем.
Преобразование некоммерчеких организаций: особенности отдельных форм
Не каждую некоммерческую организацию можно реорганизовать в другую некоммерческую организацию. Законодательство четко установило список организационно—правовых форм в которые могут преобразоваться некоммерческие организации. Реорганизация в форме преобразования представляет собой изменение организационно-правовой формы Организации.
Так, некоммерческое партнерство можно преобразовать только в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество только в случае и порядке, установленном действующем законодательством Российской Федерации. Подробнее о некоммерческом партнерстве в 2021 году — в статье Регистрация некоммерческого партнерства. Автономную некоммерческую организацию можно преобразовать исключительно в фонд. При этом законодательство не устанавливает ограничения, каким этот фонд будет – благотворительным или просто некоммерческим фондом.
Частное учреждение можно преобразовать в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразовать государственные или муниципальные учреждения в некоммерческую организацию допускается только в случаях и порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Ассоциацию на основании решения своих членов можно преобразовать в фонд, общественную организацию и автономную некоммерческую организацию.
Законодательством не предусмотрена возможность реорганизации фонда, за исключением негосударственных пенсионных фондов.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» гласит, что адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию. Также адвокатское бюро не может быть преобразовано в другую некоммерческую организацию. Исключением является преобразование адвокатского бюро в коллегию адвокатов. Также и коллегию адвокатов нельзя преобразовать в коммерческую организацию. Коллегия адвокатов не может быть преобразован в другую некоммерческую организацию, кроме преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро.
При выборе новой организационно-правовой формы, некоммерческая организация должна помнить том, что законодательством установлены различные требования к учредителям, наименованию, структуре органов управления, целям и предмету деятельности различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Изменения в деятельности общественных организаций
Очень часто изменение территориальной сферы общественных организаций называют реорганизацией. Это неправильное убеждение. Если у Вас есть зарегистрированная в качестве юридического лица общественная организация и Вы желаете изменить ее территориальную сферу деятельности, например, из Региональной общественной организации в Межрегиональную общественную организацию, или из Межрегиональной общественной организации в Общероссийскую общественную организацию. Данная процедура не является реорганизацией, так как не меняется организационно-правовая форма некоммерческой организации. Соответственно данные изменения происходят в течение двух месяцев, а не более четырех как при реорганизации. Подробнее об изменениях устава общественных организаций — на странице Общественные организации и Территориальная сфера деятельности ОО.
Изменение устава фонда
Также, зачастую поступают вопросы о реорганизации некоммерческого фонда в благотворительный фонд. Реорганизацией данная процедура не является, так как не изменяется организационно-правовая форма некоммерческой организации. В данном случае необходимо внести изменения в наименование — изменить наименование с Фонда на Благотворительный фонд. В случае данных изменений в устав фонда необходимо будет внести изменения в цели и предмет деятельности и включить в Устав раздел благотворительные программы. Стоит отметить, что благотворительные фонды осуществляют свою деятельность также на основании Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Подробнее — на странице Фонды.
Остались вопросы?
Пишите или Звоните!
8(495)003-45-71 (МСК),
8(812)629-00-03 (СПБ),
8(800)100-60-71 (по России).
Как это происходит и какой нужен список документов на выход учредителя?
Для того, чтобы выйти из состава учредителей Некоммерческой организации, необходимо совершить ряд действий. Первое это подготовить необходимые документы на выход учредителя из состава Некоммерческой организации (Общественной организации, Ассоциации, Коллегии адвокатов, Адвокатского бюро, Автономной некоммерческой организации, Фонда).
Требуется подготовить заявление по форме Р13014 на выход учредителя, заявление-уведомление о выходе на имя действующего руководителя Некоммерческой организации, а также сопроводительное письмо в УФНС. В заявление по форме Р13014 указываем реквизиты юридического лица, паспортные данные исключаемого учредителя, телефон, почту, а также заявителя
Обратите внимание, что заявителем в данном случае выступает именно выходящий учредитель, а не действующий руководитель компании, как это бывает в иных изменения в Некоммерческой организации. Заявление по форме обязательно необходимо заверить у нотариуса заявителю, то есть подпись заявителя должна быть поставлена в присутствии нотариуса. Тем самым нотариус удостоверяет волеизъявление учредителя выйти состава учредителей Некоммерческой организации
Сопроводительное письмо и заявление на имя руководителя подписывается каждый в двух экземплярах. При подаче документов в УФНС на втором экземпляре ставится отметка налогового органа и возвращается Вам обратно. С возвратным экземпляром потом можно получить выписку НКО из ЕГРЮЛ с внесенными изменениями.
С многочисленными проблемами сталкиваемся при заверении формы Р13014 на выход учредителя. Как уже говорилось ранее, такая форма должна быть заверена у нотариуса, да вот только не все нотариусы знают законодательство о Некоммерческих организациях в следствие чего они требуют корректировать документы, которые и так подготовлены в соответствии действующему законодательству Российской Федерации. Например, часто нотариус просит поменять заявителя с учредителя на руководителя Организации, обосновывая это тем что при внесении изменений в НКО заявителем выступает именно руководитель НКО, при этом совсем не учитывая положения статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. От 02.07.2021) «О некоммерческих организациях». Также при оформлении заверении такого заявления нотариус часто приравнивает НКО к ООО и требует предоставить уставные документы Некоммерческой организации, а также решение высшего органа управления НКО об исключении учредителя, что также является ошибкой. При выходе учредителя из состава учредителей НКО решения никаких органов управления Некоммерческой организации не требуется, так как это дело добровольное и требуется только волеизъявление учредителя.
Возникают сложности при оформлении нотариальной доверенности, также по аналогии с ООО нотариус спешит подготовить доверенность от юридического лицо, когда в данном случае доверенность должна предоставляться физическим лицом – исключаемым учредителем.
Как видите, процедура не очень сложная на первый взгляд, но по факту возникает очень моментов, которые вызывают массу вопросов. Без проблем вывести учредителя из состава НКО Вам поможет только опытный юрист, знающий все законодательство о НКО, а также имеющий большой практический опыт в данной сфере.
Что такое АНО? Зачем нужна АНО?
Согласно Закону о некоммерческих организациях, автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Важно! Для регистрации АНО достаточно одного физического лица. Минюст несколько раз менял свои требования и трактовку закона, но сейчас мы успешно создаем АНО с одним физическим или юридическим лицом
Целью создания и регистрации автономной некоммерческой организации является оказание населению услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, медицины, физкультуры, права, спорта, культуры, искусства и других сферах. Подробнее на странице Профессиональные НКО. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». АНО может создаваться для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, благотворительных и управленческих целей. АНО открывается с целью удовлетворения духовных потребностей общества, развития детского и юношеского спорта, охраны здоровья населения, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, оказания помощи гражданам и организациям.
Важно! Оказание услуг в социально-ориентированных направлениях не запрещена другим формам НКО, но форма АНО имеет для этого максимальное удобство и гибкость. Также АНО имеет право принимать добровольные взносы на развитие своих уставных целей, которые не облагаются налогами
Например проведение бесплатных занятий.
Подача документов на регистрацию НКО в Минюст
И напоследок подскажем, что документы можно подать в Минюст следующими способами:
- лично, обратившись в территориальный орган Минюста
- ыыдать нотариальную доверенность доверенному лицу для представления документов в Минюст
- по Почте России
- через портал государственные услуги без ЭЦП
- по электронной цифровой подписи (с ЭЦП) через портал государственные услуги.
Желаем вам пройти регистрацию НКО без отказов и приостановок. Если у вас оставались вопросы, наши специалисты с радостью вас проконсультируют и помогут в создании НКО.
Остались вопросы?
Пишите или Звоните!
8(495)003-45-71 (МСК),
8(812)629-00-03 (СПБ),
8(800)100-60-71 (по России).
Вам также может быть интересно:
Заказать выписку из ЕГРН
Список документов для регистрации
Список документов для государственной регистрации установлен :
-
заявление;
-
учредительные документы (3 экземпляра);
-
решение о создании и утверждении учредительных документов;
-
сведения об учредителях;
-
сведения о месте нахождения;
-
документ об оплате госпошлины;
-
документ, подтверждающий согласие правообладателя на использование его имени или символики, наименования иного юрлица как части своего ;
-
документы, подтверждающие статус учредителя – иностранного лица (копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя – иностранного лица);
-
для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, нужно заявление о включении некоммерческой организации в соответствующий реестр (форма бланка утверждена приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223).
Собранный пакет документов в течение 3 месяцев после утверждения решения об учреждении НКО направляется в Минюст. Документы на нескольких страницах должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью заявителя на месте прошивки.
Для регистрации НКО используется такая же форма заявления Р11001, которая подается при государственной регистрации обычных юридических лиц (это прописано в приказе Минюста №68 от 07.05.2012). Форма Р11001 утверждена Приказом Федеральной налоговой службой № ММВ – 7 от 25.01.2012.
Сведения об учредителях прописываются в приложении к заявлению Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.
Сведения о месте нахождения НКО указываются в бланке заявления Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.
Заявление подписывается руководителем или учредителем НКО либо уполномоченным лицом.
Учредительные документы предоставляются в 3 экземплярах. В большинстве случаев это устав НКО. У некоммерческих ассоциаций и союзов это может быть устав или учредительный договор. У бюджетных, государственных, муниципальных учреждений может быть положение для казенного учреждения.
Решение об учреждении некоммерческой организации должно содержать информацию о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления и др. Оно подписывается учредителем единолично, либо председателем и секретарем учредительного собрания в форме протокола общего собрания учредителей, либо издается нормативный акт для создания государственного бюджетного или муниципального учреждения.
За государственную регистрацию НКО взимается госпошлина. Её размер устанавливает Федеральная налоговая служба (ФНС). В 2021 году за регистрацию юридических лиц взимается 4000 рублей, политической партии – 3500 рублей, обществ инвалидов – 1400 рублей.
Документы иностранной организации должны быть предоставлены на официальном языке своего государства вместе с удостоверенным переводом этого документа на русский язык.
Список документов, предоставляемых религиозными организациями, общественными объединениями и политическими партиями, установлен Регламента предоставления услуги по регистрации.
При сдаче пакета документов для регистрации НКО в Минюст все перечисленные документы регистрируются. Копия описи документов выдается заявителю.
Сложности регистрации НКО онлайн
Поясню, почему же МИНЮСТ до сих пор так не делал. ООО и ИП давно можно зарегистрировать электронно, почему же НКО нельзя было? Для этого есть несколько причин:
1. Сложность подготовки документации. Если взять самостоятельные подачи без привлечения регистраторов НКО, процент регистраций без отказа и доработки составляет ничтожные 15%. В отличие от регистрации коммерческих организаций документация НКО проходит правовую экспертизу 3 недели. Экспертиза — это суждение конкретного специалиста МИНЮСТА, соответствуют ли Ваши документы всем законам или нет. И тут важны не только знание, но и опыт по работе с конкретным МИНЮСТОМ и особенности их требований и видения этого закона.
2. Отсутствие точного списка документов. Дело в том, что форм некоммерческих организаций довольно много. Каждая подчиняется своим специальным законам, в связи с чем требуются дополнительные документы. Подавая на регистрацию НКО документы, Вы можете создать:
- АНО, в том числе образовательную АНО (ДПО, ВО, ДО)
- Фонд: Благотворительный фонд, Фонд развития, Фонд целевого капитала
- Общественную организацию: Местную, Региональную, Межрегиональную, Общероссийскую, Федерацию.
- Ассоциацию
- Союз
- Частное учреждение
- Коллегию адвокатов или Бюро адвокатов
- Казачьи общества
- Партию
- Религиозную организацию
- Это не полный список возможных форм НКО!
Если создавать электронную форму для регистрации НКО, она будет просто огромной и запутанной. И простому человеку не поможет. А специалисту будет только мешать. Все документы возможно подать через Госуслуги просто скан копиями, заверенными ЭЦП заявителя.
3. Отсутствие целесообразности. МИНЮСТ резонно считает, что если в большинстве случаев заявителю все равно приезжать на доработку документов, а у профессиональных регистраторов есть для этого курьер и он в любом случае каждый день приезжает. Электронная подача не сэкономит время. Более того, «пилотные» попытки показали, что заявители начинают заваливать «сырыми» уставами, безответственно относятся к доработкам и получают отказы в несколько раз больше. В итоге, у МИНЮСТА в два раза больше работы, у заявителей в два раза больше потерянных пошлин и нотариальных расходов.
4. Плохой, похожий пример. По закону, комплект документов можно подать почтой на адрес МИНЮСТА. Никогда так не делайте! Процент успешных регистраций у такого метода вообще стремится к нулю. Не скажу наверняка почему, но к таким подачам МИНЮСТ относится, мягко говоря, прохладно.
5. Постоянное изменение законов. Большое количество форм НКО, подчиняются разным законам. Соответственно и форма электронной заявки для разных форм НКО, должна постоянно обновляться. Это создает дополнительные трудности и требование постоянных обновлений программы.
Как видите, регистрация НКО это ручная, уникальная работа в каждом отдельном случае. В отличие от ООО и ИП, которые давно поставили на конвейер однотипные операции, с некоммерческими организациями такое сделать сложно.
Остались вопросы?
Пишите или Звоните!
8(495)003-45-71 (МСК),
8(812)629-00-03 (СПБ),
8(800)100-60-71 (по России).
Вам также может быть интересно:
- ЭЦП для НКО
- Регистрация НКО
- Внесение изменений в НКО
Заявление для регистрации в Минюсте
Один из обязательных документов к предоставлению при регистрации — это заявление установленного образца. Обычные компании и фирмы регистрируются через налоговую инспекцию. Некоммерческие организации — через Министерство юстиции РФ.
Бланк заявления един для всех юридических лиц. Формуляр закреплен Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Структура документа довольно сложная. Учитывайте важные требования по оформлению:
- Отразите в форме полное наименование юридического лица, регистрируемого в Министерстве юстиции. Этот реквизит должен полностью соответствовать уставу НКО.
- Если компанию создают сразу несколько учредителей, то придется оформить сведения по каждому в отдельности.
- Заявителем при регистрации должен быть указан конкретный гражданин. Это может быть физическое лицо — учредитель, директор организации, выступившей учредителем, либо иное уполномоченное лицо. Если заявителей несколько, то придется оформить листы отдельно на каждого.
- Подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальной конторе. Подпись в готовой форме следует ставить только в присутствии нотариуса.
- К заявлению придется приложить полный пакет документов, обозначенных в п. 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017).
ВАЖНО!
Срок подачи документов на регистрацию в Минюст — три месяца с момента утверждения протокола о создании НКО.
А вот период рассмотрения заявления зависит от категории регистрируемого экономического субъекта:
- 17 дней — в общих случаях;
- 33 дня — для общественных организаций;
- 30 дней — для политических партий;
- 33 дня — для религиозных компаний, либо 6 месяцев и 3 дня — при необходимости проведения госэкспертизы.
Подготовка документов к регистрации НКО
Этот этап создания некоммерческой организации можно разделить также на несколько фаз. После определения с формой и учредителями нужно придумать название будущей НКО. Оно должно содержать указание на деятельность организации и придуманное организаторами название.
Наименование НКО не должно повторяться.
Если организация с таким названием, даже с другим видом деятельности уже существует, то в регистрации откажут. Посмотреть существующие названия можно на различных ресурсах, например портале «Открытые НКО» или едином реестре юр. лиц (по коду деятельности).
Следующий этап — создание устава. Здесь все достаточно просто. В этот документ включают стандартные разделы:
- общие положения;
- цели деятельности;
- органы управления;
- внутренние документы организации;
- порядок реорганизации или прекращения деятельности;
- заключительные положения.
Отличительной особенностью устава НКО будет раздел, фиксирующий источники дохода. Это необходимо для того, чтобы организация смогла финансировать свои потребности из собственных средств. Если доходную деятельность не прописать в этом основном документе, НКО не сможет принять даже добровольное пожертвование.
Далее идет пакет документов на всех учредителей НКО. Для физ. лиц необходимо предоставить все персональные данные, включая ИНН. Для юр. лиц также стандартный набор регистрационных данных. Эти сведения предоставляются в установленной ФНС форме (приказ № ММВ-7-6/25@).
После того, как все основные документы готовы, собираются учредители. Они утверждают устав и принимают решение о создании НКО. Если учредитель один, то просто выносится решение учредителя. Если таких людей или компаний несколько — решение о создании некоммерческой организации оформляется протоколом.
Также необходимо подтвердить наличие у НКО физического адреса. Помещение может, как принадлежать одному из учредителей, так и быть арендованным. В последнем случае понадобится гарантийное письмо от собственника помещения о согласии на аренду.
Подача документов на регистрацию
Последний и самый важный этап создания НКО — это собственно ее государственная регистрация. После того, как все документы собраны и оформлены нужно заполнить заявление установленного образца (приказ ФНС № ММВ-7-6/25@).
Перед подачей заявления нужно оплатить пошлину за регистрацию.
Для основной массы НКО она равна 4 тыс. рублей. Исключения составляют политические партии (3,5 тыс. рублей) и объединения инвалидов (1,4 тыс. рублей). Реквизиты для оплаты госпошлины можно взять на интернет-ресурсе местного регистрирующего органа или в портале Госуслуги.
Регистрацией НКО занимается Минюст. В эту организацию нужно подать пакет документов, заявление на регистрацию и квитанцию об оплате пошлины.
Дальше остается только ждать решения регистрирующего органа. Если в документах будут допущены какие-либо неточности, то в регистрации могут и отказать. Если огрехи незначительны, то учредителей НКО проинформируют о необходимости их исправления.
Процедура регистрации НКО занимает много времени.
Сначала у Минюста есть 14 рабочих дней на принятие решения о регистрации. Если требуется дополнительная проверка НКО, например, как в случае с религиозными организациями, то этот срок отодвигается до получения результатов соответствующих экспертиз и заключений.
Затем документы перенаправят в ФНС. Срок перенаправления законом не установлен, но, как правило, занимает несколько дней. Затем в течение 5 дней налоговики вносят данные новой НКО в реестр юр. лиц. Еще через три дня учредители получают свидетельство о регистрации.
На этом процедура создания НКО заканчивается и можно начинать работу.
Что такое НКО. Законодательное регулирование
НКО – это организация, созданная на некоммерческой основе, целью которой является осуществление благотворительной, социальной, культурной деятельности. Кроме того, деятельность НКО может быть связана с организацией повышения оздоровления людей, развития их физической активности, удовлетворения финансовых, бытовых и духовных потребностей.
Члены НКО не получают доход от деятельности организации. Несмотря на то, что некоммерческое предприятие создано не для получения прибыли, иногда на их счет могут поступать денежные средства, которые, в дальнейшем направляются на выполнение разработанных мероприятий. Как уже было сказано, деятельность НКО регулируется при помощи ГК РФ, а также Федерального закон, зарегистрированного в 1996 году под номером 7.