Инструкция по выбору контрагентов с учётом рекомендаций фнс
Содержание:
- Как проверить иностранную компанию: 5 способов
- Рекомендуем
- Зачем проверять контрагента?
- Как работать в сервисе
- БЕСПЛАТНАЯ проверка – “Открытые сервисы”
- Проверьте иностранного партнёра по шести пунктам
- Зачем проводить проверку контрагента
- Интерпретация полученной информации
- Возможности сервиса по проверке контрагентов
Как проверить иностранную компанию: 5 способов
Для проверки иностранного контрагента есть несколько способов.
1. Запрос документации. Запросите у иностранного партнёра документы, подтверждающие его существование, права и полномочия. Желательно, чтобы документы были заверены и имелся их нотариальный код.
2. Посредством ФНС В зарубежных странах есть реестры, схожие с российским ЕГРН. Вы можете запросить официальное подтверждение о существовании компании. Сделать это можно самостоятельно, воспользовавшись сервисом «Налоговые администрации стран мира» на официальном сайте ФНС.
Также можно отправить запрос в Государственный реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц. Организацию можно найти по наименованию, адресу, ИНН и КПП, видам экономической деятельности, номеру записи об аккредитации или дате аккредитации. Включение компании в реестр будет свидетельством того, что она ведёт свою деятельность на законных основаниях.
3. Через ТПП. В специальном разделе сайте Торгово-промышленной палаты можно запросить бизнес-справку, выбрав исполнителем одно из территориальных подразделений ТПП. Заявку должны обработать в течение 20 рабочих дней.
4. Порталы российских госорганов. Если иностранная компания уже работала в России, то проверить её на благонадёжность можно посредством порталов российских госорганов. На сайте Арбитражного суда по названию организации, ИНН или ОГРН можно поискать судебные разбирательства с участием контрагента.
5. Через спецплатформы и каталоги.
Воспользуйтесь специальными платформами.
Отечественными:
- портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ;
- справочник предприятий Kompass;
- интерактивная платформа «Экспортный потенциал России» и т.п.
Или международными:
- Международная база данных Europages;
- OpenCorporates;
- European Business Register и т.п.
Помните, что официальными будут считаться документы, полученные от госорганов страны, заверенные печатями и подписями должностных лиц.
Проверка иностранного контрагента существенно облегчит вам жизнь и позволит успешно заключить внешнеторговый контракт.
Рекомендуем
Семинар посвящен детальному анализу основных условий внешнеэкономического контракта с учетом практики заключения, исполнения и разрешения споров
Большое внимание уделяется новым возможностям внешнеэкономической деятельности в 2020 году. Будут рассмотрены виды документации, сопровождающей внешнеторговые операции с учётом изменений в таможенном регулировании, типичные ошибки, допускаемым при заключении контрактов, при предъявлении исков и их рассмотрении в МКАС при ТПП РФ, в арбитражных судах в России и за рубежом
Все вопросы освещаются с учетом самых последних изменений, внесенных в законодательные и нормативно-правовые акты.
Зачем проверять контрагента?
Проверить контрагента – значит обезопасить собственную компанию от возможных рисков и позволить себе стабильно планировать дальнейшую деятельность. При этом процесс проверки – это не одномоментная деятельность, а комплексная и планомерная работа. Проверенные контрагенты в большинстве случаев соблюдают все договорённости, и руководство компании не ждёт никаких неожиданностей.
Основными негативными последствиями плохой проверки контрагента и сотрудничества с неблагонадёжным партнёром являются, например, срывы сроков доставки тех или иных грузов, поставка товаров низкого качества. Для предотвращения таких нежелательных последствий у представителя компании необходимо потребовать для ознакомления следующие документы:
- Копия документа о регистрации юридического лица.
- Копия устава компании.
- Копия документа о нахождении на учёте в ФНС России.
- Бухгалтерская отчётность за последний окончившийся год.
- Копия документа, удостоверяющего личность главы компании.
Как работать в сервисе
На сайте сервиса встроен простой и понятный интерфейс. Проверка контрагента начинается с ввода его ИНН, ОГРН или просто наименования компании или ФИО индивидуального предпринимателя. Встроенные подсказки помогут определиться с выбором нужного запроса.
Но предположим, по каким-то причинам вы не знаете этого реквизита. Если речь идёт про индивидуального предпринимателя, то его ИНН можно официально запросить через налоговую инспекцию по письменному запросу. Для этого надо знать полное имя ИП и регион проживания.
С организациями сложнее. Найти их ИНН можно в реестрах ФНС, зная фирменное наименование (оно, кстати, не уникально, поэтому существует десятки и сотни одноимённых компаний), местонахождение, и основной вид деятельности. Так что проще всего запросить ИНН у самого будущего партнёра.
Следующий этап – формирование отчёта по конкретному налогоплательщику.
Ждать придётся недолго, максимум минуту. Теперь можно скачать готовый отчёт с информацией о возможном партнёре.
Сервис сохраняет готовые отчёты в личном кабинете, но при желании их можно удалить.
БЕСПЛАТНАЯ проверка – “Открытые сервисы”
Практически все основные параметры проверки контрагента можно найти в открытых источниках информации. Единственный минус такой проверки, на сбор и анализ информации потребуется довольно продолжительное время.
Проверка партнёра на официальном портале ФНС России
Конечно, львиная доля информации налогового и иного характера, касающегося деятельности компании, не находится в открытом доступе. Тем не менее перечень данных, доступных для ознакомления, постоянно расширяется. В последнее время на официальном сайте налоговой службы стало доступно много новой информации о деятельности любой организации. Появилась возможность оценить финансовый баланс компании за прошедший год. Также стала доступна усреднённая численность работников организации. Можно уточнить информацию о внесённых налоговых платежах и имеющихся просроченных задолженностях. Всю информацию можно получить бесплатно онлайн.
Реестр неблагонадёжных поставщиков
Федеральная антимонопольная служба составила Единый федеральный реестр неблагонадёжных поставщиков. Данная информация круглосуточно доступна в сети в любой момент.
Картотека арбитражных решений
На данный момент в картотеке находится свыше 15 миллионов арбитражных дел. Простая форма для поиска позволяет в рекордно короткий срок получить всю имеющуюся на компанию информацию из данной картотеки. При этом информационная карточка, которая появляется после обработки поискового запроса, содержит информацию о субъектах дела, самом процессе и его итогах.
Банк исполнительных производств
Интерактивный сервис Федеральной службы судебных приставов позволяет получить информацию об имеющихся задолженностях контрагента, которые были подтверждены в суде. Доступна сумма задолженности, ёё причина и степень погашения.
Единый федеральный реестр позволяет ознакомиться с важными фактами деятельности компании, в том числе с её взаимоотношениями с другими участниками рынка. Для поиска проверяемого контрагента необходимо заполнить достаточно простую поисковую форму. Поиск можно производить по контактным данным, индивидуальному номеру налогоплательщика и т. д.
Реестр действующих лицензий
Если предполагаемый партнёр занимается лицензируемым видом работ, то нелишним будет проверить действительность лицензии компании на осуществление профильного вида деятельности. Это тоже можно сделать в режиме онлайн.
Департамент природопользования располагает информацией о лицензировании деятельности, связанной с обращением опасных отходов. Надзорная организация в сфере связи лицензирует организации, занимающиеся передачей и распространением информации. Другими сферами также занимаются соответствующие ведомства. Сделать запрос можно на их официальных порталах.
Проверка паспорта на действительность
База данных Министерства внутренних дел России всегда актуальна, так как происходит её постоянное обновление. Этот информационный ресурс позволяет произвести проверку паспорта руководителя , потенциального контрагента или индивидуального предпринимателя, с которым предполагается сотрудничать.
Недействительность документа, удостоверяющего личность, может говорить о высоком риске мошеннических действий со стороны контрагента. С таким партнёром лучше не иметь каких-либо деловых контактов.
Государственные контракты
Если потенциальный партнёр регулярно заключает с государственными органами контракты на поставку товаров или оказание услуг, то такого контрагента можно считать благонадёжным. – С ним можно сотрудничать.
Реестр проверок
На официальном портале Генеральной прокуратуры России proverki.gov.ru всегда можно найти актуальную информацию об уже состоявшихся и планируемых официальных проверках любой организации. Простая поисковая форма позволяет быстро получить необходимую информацию.
Контрольные вопросы
Федеральная налоговая служба России рекомендует задать себе несколько простых вопросов, которые помогут оценить степень целесообразности сотрудничества с той или иной организацией. Вот эти вопросы:
- Какого характера взаимоотношения объединяют вас и руководителя компании?
- Знакомы ли вы с сотрудниками организации?
- Имеется ли опыт делового взаимодействия с данным контрагентом?
- Что было предпринято для проверки благонадёжности контрагента?
Проверьте иностранного партнёра по шести пунктам
- Существует ли иностранное предприятие фактически. Нужно убедиться, что оно официально зарегистрировано в иностранном реестре.
- Какие должностные лица имеют право действовать от имени иностранного контрагента.
- Сколько сотрудников работает в компании, сколько у неё офисов, каковы размеры рабочих площадей.
- По каким адресам находятся офисы и другие служебные помещения.
- Имеются ли у компании штрафы, ведёт ли она судебные тяжбы с кем-либо из контрагентов;
- Имеются ли документы, гарантирующие исполнение контрактов.
Всю переписку с иностранным партнёром и найденную информацию обязательно сохраняйте. Так вы подтвердите свою осмотрительность и исключите подозрения со стороны контрольно-надзорных органов.
Зачем проводить проверку контрагента
Если ваш партнёр находится под подозрением у налоговой инспекции (не сдаёт отчётность, не платит налоги, нарушает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность), то будет сложно доказать обоснованность своих затрат по договору с ним.
Более того, из-за такого сотрудничества можно самому оказаться на контроле ФНС, в статусе возможного участника нелегальных налоговых схем. Ведь одним из критериев назначения выездной проверки является ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
Эти данные открыто предоставляет ФНС. Из них можно узнать, кто входит в состав ООО и руководит им, размер уставного капитала, распределение долей между участниками, виды деятельности и др.
Однако такая проверка контрагента – это только первый этап
Не менее важно знать, как идёт бизнес у партнёра, что выражается в конкретных цифрах прибыли или убытков. По крайней мере, надо представлять это хотя бы на уровне официальной бухгалтерской отчётности компании, которая тоже относится к открытой информации
Большое значение имеет и наличие у возможного контрагента других бизнесов в виде коммерческих компаний или ИП. Такой анализ даст возможность оценить надёжность партнёра. Если в анамнезе у него сплошь ликвидированные или исключенные из реестра юрлица, это явно тревожный сигнал.
Наконец, стоит изучить взаимоотношения контрагента со своими предыдущими партнёрами. Большое количество арбитражных дел, в которых он выступает ответчиком, говорит о низком уровне выполнения своих обязательств. А значит, следующим истцом, требующим судебной защиты своих прав, вполне можете оказаться вы.
Интерпретация полученной информации
Специалисты компании «Контур Фокус» советуют делить информацию, полученную о контрагенте, на несколько групп. Во-первых, это объёмы деятельности организации на данный момент. Во-вторых, это существующие спорные моменты. И, в заключение, необходимо провести тщательный анализ возможных рисков. Стоит отметить, что финансовый вектор организации указывает на происходящее – рост либо стагнация.
Анализируя вышесказанное, становится понятно, что проверка благонадёжности потенциального партнёра – дело трудоёмкое и достаточно сложное, особенно для начинающего предпринимателя.
Поэтому целесообразно воспользоваться услугами специализированного сервиса «Контур Фокус». Данный сервис моментально проверит вашего контрагента.
Преимущества сервиса
Поиск информации о той или иной компании производится на основании контактных данных руководителя, ИНН или любого другого параметра. Сервис позволяет получить все вышеописанные сведения в кратчайшие сроки в наглядно оформленном виде.
Карточка организации, которую выдаёт сервис, помимо описанных данных выдаёт информацию о характере упоминаний контрагента в глобальной сети. Помимо этого, пользователю становится доступным знание о характере отзывов о деятельности организации с просторов всемирной паутины.
Любой пользователь сервиса может наблюдать за деятельностью нескольких сотен компаний одновременно. При этом любые значимые изменения не останутся незамеченными, о них сразу станет известно. Пользователь моментально получит соответствующие уведомления. Сервис обладает возможностью гибкой пользовательской настройки. Можно регулировать критерии, по которым будет отслеживаться деятельность организации.
Несколько дополнительных моментов, на которые обратите внимание. Помимо основной онлайн проверки стоит лично посетить офис организации для оценки статуса компании своими глазами
Нужно удостовериться, что организация располагается по заявленному адресу. Поговорите с руководителем или представителем организации. Во время беседы можно не только решить какие-либо деловые вопросы, но и оценить личные качества руководителя. Осмотр офиса организации в некоторой степени позволяет сделать выводы о финансовом состоянии юридического лица. Данный факт важнен при принятии решения о возможности сотрудничества.
Возможности сервиса по проверке контрагентов
Сервис для проверки контрагентов предоставляет следующие данные:
- Официальные сведения об организации или ИП: название, юридический адрес, система налогообложения, размер уставного капитала, регистрационные коды, личности учредителей, руководителей, наличие статуса субъекта МСП, основной вид деятельности.
- Возможные риски: массовый юрадрес, учредитель или руководитель, недостоверность сведений в госреестрах, отсутствие отчётности, упоминание в реестре дисквалифицированных лиц или недобросовестных поставщиков, исполнительные производства через ФССП, иски о банкротстве, задолженность по налогам на сумму более 1 000 рублей.
- Дополнительные преимущества: наличие лицензий, допусков СРО, получение сертификатов и деклараций соответствия, регистрация товарных знаков.
- Участие в арбитражных делах: в качестве истца, ответчика, третьей стороны (количество исков по каждой категории и суммы требований).
- Проведение плановых и внеплановых проверок со стороны ФНС и других государственных органов.
- Финансовые показатели за последние три года.
- Наличие филиалов.
- Другие бизнесы учредителей и руководителей.
По итогу проверки контрагенту присваивается класс риска – низкий, средний или высокий. Графически это выглядит как три цвета светофора.