Как рассчитать товарооборот компании
Содержание:
- Формулы
- Ежемесячная периодическая выручка (MRR)
- Изменение параметра
- ARPU – средний доход от каждого клиента за определенный период
- Подготовка к планированию продаж
- Структура продаж
- Стоимость сделок в работе (Pipeline value)
- Что это такое?
- SOW – доля кошелька
- География продаж
- Как применять коэффициент ROS – рентабельность продаж
- Средний чек
- Формула расчета
- Объем продаж в балансе
- Созданные возможности продаж
- Количество пробных запусков и установленных триал-версий
Формулы
Различные виды доходности считаются с применением собственных показателей деятельности фирмы. Это формулы рентабельности различных видов.
Предприятия
Обозначается как RO и представляет собой общее значение эффективности работы предприятия. Формула выглядит так: RO = Вид прибыли деленный на показатель, доходность которого требуется рассчитать. Все это умножается на 100 процентов для получения соответственного соотношения.
Активов
ROA (доходность активов) равна отношению прибыли к цена активов и умноженное на 100%. В общей сумме активов следует учитывать не только принадлежащие компании, но и привлеченные при помощи дебиторской задолженности или кредита.
Продукции
Для проданной продукции, рентабельность, формула которой указывает о соотношении прибыли, которая была получена в процессе продажи продукции, и себестоимости реализуемого товара: РП = (П / СП) х 100%.
В этом случае:
- РП — показатель рентабельности;
- СП — себестоимость реализуемой продукции;
- П — прибыль.
Основных средств
Указанный показатель обозначается как ROA. Формула выглядит таким образом: ROA равняется прибыли, деленной на цену активов, и умноженную на сто процентов.
В общей сумме следует учитывать не только активы компании, а также и те, которые были получены от кредита или дебиторской задолженности.
Доходность основных средств
Продаж
В конкретном случае, имеется два вида доходности продаж:
- продаж по валовой прибыли = Валовая прибыль / Выручка
- продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка
Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью продаж.
Представленная формула указывает процент прибыли, который включен в каждую единицу денежных средств, которые были заработаны компанией. Стоимость продукции определяется именно с использованием полученного коэффициента. Также можно получить понятие об общих издержках предприятия.
Персонала
Формула для расчета выглядит следующим образом: ROL (рентабельность) = (Чистая прибыль / численность штата) × 100.
Однако, посчитав таким образом, получается только выработка одного сотрудника. Более корректно будет применить такие формулы:
- доходность всего штата = затраты на весь персонал / чистая прибыль.
- Личная доходность работника = затраты на сотрудника / доля прибыли, принесенная им.
Проекта
Указанный показатель даст возможность собственнику понять, стоит ли продолжать определенный проект. Рассчитать рентабельность проекта одной формулой невозможно. Следует учитывать множество показателей и значений:
- NPV — чистая стоимость проекта;
- PI — доходность вложенных инвестиций;
- IRR — внутренняя норма доходности;
- PP — срок окупаемости вложений.
Следует провести большое количество расчетов, чтобы определить конкретное значение доходности целого проекта. Кроме этого, расчет укажет только приблизительную цифру, поскольку точное значение зависит от множества переменных факторов, влияние которых сложно предсказать.
Порог
Порог рентабельности показывает количество продаж, при котором компания будет способна покрыть все свои расходы, не получая прибыли.
Рассчитывается в двух видах:
- формула расчета показателя в денежном выражении: ПРд = (выручка*постоянные затраты) / (выручка-переменные затраты);
- расчет показателя в натуральном выражении: ПРн = переменные затраты / (цена-средние переменные затраты)
Определение порога
Ежемесячная периодическая выручка (MRR)
Для компаний, которые работают на рынке по модели SaaS, нет более важной метрики, чем ежемесячная периодическая выручка (MRR). Упрощенно этот показатель рассчитывается как число платежеспособных клиентов, умноженное на средний размер чека.. MRR = Customers х ARPU,
MRR = Customers х ARPU,
Где Customers – общее число платящих клиентов,
ARPU – средняя выручка на одного пользователя.
В реальности расчет усложняется из-за появления новых клиентов, апгрейда существующих подписок и оттока клиентов. Для корректной оценки метрики, необходимо будет рассчитать несколько видов MRR:
- MRR за счет привлечения новых клиентов (new MRR) – увеличение регулярного дохода, за счет привлечения новых клиентов или снижения CAC;
- MRR расширенный – за счет роста выручки от существующих клиентов (expansion MRR) – это дополнительный регулярный доход, который получен от существующих клиентов за счет дополнительных услуг, изменения условий подписки (апгрейт подписки);
- MRR выпадающий (churn MRR) – к сожалению, и это неизбежно, часть клиентов перестает пользоваться и платить за подписки, и тот доход который они приносили ранее в дальнейшем учитывать уже нельзя. Сюда же можно отнести ситуацию, когда клиент перешел на менее дорогую подписку.
Учитывая указанное выше, полный MRR рассчитывается по формуле:
MRRf = MRRnew + MRRexp — MRRchurn,
где MRRf – полный,
MRRnew – MRR новый, ежемесячная регулярная выручка от новых пользователей,
MRRexp – MRR расширенный, ежемесячная регулярная выручка от апгрейда подписки,
MRRchurn – MRR выпадающий, потерянная ежемесячная регулярная выручка.
Современные отделы продаж, особенно SaaS-сервисов должны знать, за счет чего растет их выручка
Например, если запускается новая стратегия продаж и MRR при этом снижается, важно знать из-за чего.
Изменение параметра
Формула объем продаж универсальна для всех видов предпринимательской деятельности. Однако итоговое значение можно оценивать только в отношении предприятия, по данным которым был произведен расчет. Анализируя показатели невозможно сопоставить их с аналогичными параметрами других компаний или даже со среднеотраслевыми значениями. Их оценивают только с показателем, рассчитанным за прошлые периоды или по планируемым данным.
Коэффициент будет снижаться при сокращении производственных объемов или при падении показателей продаж, а также при снижении стоимости единицы продукции. Он будет увеличиваться в росте цены на товар, а также при увеличении количества произведенной и реализованной продукции.
По показателю объемов продаж можно оценить не только результаты деятельности компании, но и общую рыночную ситуацию. Он будет сокращаться при снижении спроса на продукцию, что может быть причиной не только уменьшения выработки ввиду сложностей в компании, но и ввиду выхода на рынок серьезного конкурента или применения законодательных ограничений.
ARPU – средний доход от каждого клиента за определенный период
Для чего считать:
Чтобы понять, какой доход вы имеете с каждого активного клиента за конкретный период (месяц, квартал, год), спрогнозировать прибыль и определить ценность товара — это понадобится, когда нужно будет сравнить успешность проектов или предугадать реакцию покупателей на изменение цены.
Не путайте ARPU со средним чеком. При расчете среднего чека учитывают оборот и квитанции, а при определении ARPU — всех клиентов, которые как-либо взаимодействовали с бизнесом, даже если они не заплатили полную стоимость услуги или товара (например, пользовались пробным периодом).
Как считать:
ARPU = общая выручка за конкретный период / число покупателей за этот же период
Пример: в феврале сервисом по обучению английскому языку воспользовались 30 человек. Среди них были те, кто попробовал бесплатные 7 дней, постоянные клиенты и те, кто купил доступ PRO. Доход составил 100 000 рублей. Значит, ARPU за этот месяц составит 100000 / 30 = 3333 рублей.
Что делать с результатами:
ARPU показывает, сколько клиенты готовы платить за ваш товар или услугу. Например, если вы предлагаете три разных курса английского по стоимости 3000, 9000 и 12000 рублей, а ARPU составляет 3333 рублей, это означает, что большая часть ваших клиентов предпочитает самый дешевый курс — пора поработать над маркетинговой стратегией и привлечь тех, кто готов платить больше. Если же все наоборот, и большая часть клиентов предпочитает дорогой тариф, то велика вероятность, что они готовы платить еще больше. Стоит подумать над тем, чтобы поднять цену.
Подготовка к планированию продаж
На что нужно опереться при составлении плана продаж? Процесс подготовки зависит от того, насколько опытна данная компания, то есть на чьих ошибках ей предстоит совершенствоваться – на своих или на чужих.
Каков будет первый шаг к составлению плана продаж? Изучение прошлых показателей продаж по своей фирме (если она существует и действует уже несколько лет) или по аналогичным в отрасли. Анализировать информацию нужно с учетом вышеприведенных факторов. Например, влияние сезонности несложно определить, изучив раскладку объема продаж по месяцам, столь же очевидна динамика рынка и самого предприятия в целом.
ВАЖНО! Изучить финансовую информацию по продажам нужно за длительный период, не менее трех лет. Данные за меньший срок могут иметь недостаточную достоверность для планирования, поскольку могут содержать погрешности операционного и управленческого характера, а также не исключать элемента случайности
Формирование показателей для планирования
Какую информацию нужно «вытащить» из анализируемых данных? Для адекватного составления плана продаж нужно знать следующие показатели:
- Охват рынка вашей отраслью – может быть определен только приблизительно, так как получить данные на все компании отрасли невозможно. Может помочь заказ в Росстате аналитической записки, однако ее достоверность будет примерной. Объем рынка измеряется в рублях.
- Степень участия в этой доле рынка планирующей организации. Вычисляется в процентах от общего объема рынка. Для вычисления нужно объем продаж вашей компании за изучаемый год разделить на объем рынка за этот год и умножить на 100%.
- Товарная динамика – насколько изменился ассортимент и качество товаров (и в какую сторону).
- Себестоимость товара — если она год от года не меняется, цену все равно придется увеличивать, чтобы скомпенсировать другие факторы, например инфляцию.
- Средняя цена такого товара на рынке.
- Среднемесячные расходы компании на единицу товара. Для определения нужно объем продаж по данному товару разделить на общий объем продаж (в рублях) и умножить на сумму общих годовых трат.
- Коэффициент продаж вашей компании (рост или падение объемов) – за последние несколько анализируемых лет лучше разбить его по месяцам.
- Уровень инфляции в стране определяется по данным Росстата.
- Положение национальной валюты (девальвация) – учитывается, если планируются валютные закупки или импортные компоненты и детали.
Перспектива планирования продаж
Прежде чем приступить к конкретному составлению плана, нужно четко определить, в течение какого времени должны быть решены поставленные задачи:
- стратегическое планирование определяет направление развития компании на 5-10 лет вперед;
- текущее планирование позволяет строить прогнозы не более чем на пятилетку, тем самым корректируя стратегический план;
- оперативное планирование ставит задачи на короткие временные промежутки – год квартал, месяц.
Факторы будущих периодов
Все необходимые показатели для расчета плана продаж мы получили из анализа предыдущих периодов, то есть из открытой статистики. Дополнительно к прошлой информации необходимо учесть некоторые прогнозы на будущее:
- не собирается ли компания значительно расширять или, наоборот, сворачивать деятельность;
- планируется ли увеличение ассортимента или снятие товара с производства;
- что будет с неценовыми факторами спроса (клиентской базой и ее особенностями).
Структура продаж
Закрытая сделка – один из лучших источников данных о продажах. Эта метрика показывает, какие методы контактов с потенциальными клиентами наиболее эффективны для генерирования продаж. Например, для какого контакта больше шансов закрыть сделку – для холодного звонка, почтовой рассылки или для личной встречи?
Также важно понимать, какой контакт наиболее эффективен. Первое впечатление – самый сильный фактор для принятия решения, ведь «у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление»
Если к потенциальному клиенту впервые обратились посредством «кривого» в плане дизайна и текста электронного письма, изменить первое впечатление другим письмом или звонком уже вряд ли получится.
Предоставляя менеджерам информацию о том, какой метод контакта с целевой аудиторией с наибольшей вероятностью приведет к продаже, можно с самого начала процесса «направить их в правильную колею».
Стоимость сделок в работе (Pipeline value)
Данная метрика суммирует стоимость всех сделок, находящихся «в работе» у отдела продаж, тех сделок, которые с разной степенью вероятности могут состояться. Метрика показывает ожидаемый доход от всех возможных продаж. Этот показатель дает оценку «наилучшего сценария» и информацию о соответствии вероятности достижения планов по продажам:
- если нет сделок в работе, не будет и продаж;
- если сумма сделок в работе меньше планов на данный период – этих планов точно не достичь;
- если Pipeline value выше, чем планы продаж на данный месяц, есть шанс закрыть их в этом месяце и выполнить запланированное, в противном случае надо приложить дополнительные усилия чтобы этот показатель вырос.
Формула проста – сумма выручки от всех сделок, которые планируются к завершению в прогнозируемый период:
PLV = ∑Saleft,
где PLV – стоимость (сумма выручки) по всем сделкам в работе (Pipeline Value),
- Salef– возможные сделки,
- t – прогнозируемый период.
Что это такое?
Рентабельность — это отношение или значение, которое является показателем прибыльности организации в целом или только одного проекта, процесса. Благодаря этому коэффициенту, можно понять, насколько качественно и эффективно работала компания на протяжении определенного периода, позволяет понять результат ее деятельности. Нормальное значение указанного показателя может находиться в различных пределах, в зависимости от сферы работы предприятия, вида деятельности и других норм. Качественно рассчитать все важные финансовые показатели организации, невозможно без учета такого показателя, как рентабельность.
В русском языке представленное понятие появилось из немецкого. В языке происхождения есть понятие rentabel, что дословно можно перевести, как доходность или прибыльность.
Рентабельность компании рассчитывается как процентное соотношение или числовая единица. Значение указывает часть собственной прибыли от каждой единицы финансовых средств, которые были вложены в развитие производства. Также, можно посчитать рентабельность как прибыль от каждой единицы в денежном эквиваленте, которая была получена в процессе деятельности предприятия.
Важно! Если говорить о работе любой компании, то основным показателем ее успешности всегда будет прибыльность — это главный показатель суммы, которая получена после выплаты всех налоговых отчислений. Если рентабельность показывает, что значение маленькое или минусовое, то компании приходится стараться реализовывать больше продукции и наращивать потенциал
Оценка и определение этого показателя может означать, что владельцы предприятия имеют представление о реальном состоянии дел
Если рентабельность показывает, что значение маленькое или минусовое, то компании приходится стараться реализовывать больше продукции и наращивать потенциал. Оценка и определение этого показателя может означать, что владельцы предприятия имеют представление о реальном состоянии дел.
Одно из важнейших значений в деятельности
Нормальная работа предприятия любой формы собственности, зависит от большого количества различных условий и факторов
Максимально важное значение имеют показатели рентабельности производства, активов, а также прибыльность или убыточность существующих производственных процессов, качество выпускаемого товара, наличие спроса на него. Должны учитываться также цены, выставляемые конкурентами и другие нормы внешних факторов
Большинство зарубежных фирм считают максимально важным показателем именно количество полученной прибыли до выплаты налогов.
Обратите внимание! Помимо рассматриваемого показателя, существует большое количество других значений, которые отображают эффективность работы. Примеры рентабельности простыми словами — это отношение прибыли к затратам
Поскольку, расчет доходности может выполняться по разным показателям, требуется делать комплексный анализ процессов компании и учитывать реальное экономическое положение. А уже на основе выявленных данных, проще будет прийти к выводу о том, что конкретно, и каким методом следует улучшать, чтобы привести компанию к максимальному успеху
Примеры рентабельности простыми словами — это отношение прибыли к затратам. Поскольку, расчет доходности может выполняться по разным показателям, требуется делать комплексный анализ процессов компании и учитывать реальное экономическое положение. А уже на основе выявленных данных, проще будет прийти к выводу о том, что конкретно, и каким методом следует улучшать, чтобы привести компанию к максимальному успеху.
Однако, следует принимать тот фактор, что даже если значения выручки аналогичны у нескольких предприятий одновременно, как и затраты на операционную деятельность вместе с прибылями до выплаты налогов, то средняя доходность может значительно отличаться. Это происходит вследствие большого влияния количества процентных выплат на показатель чистой прибыли.
Как влияют некоторые факторы на доходность
SOW – доля кошелька
Для чего считать:
Чтобы понять, насколько лояльно клиент относится именно к вашим продуктам или услугам в сравнении с другими продуктами или услугами, которые есть на рынке. Например, у вас он регулярно покупает крема и шампуни, а декоративную косметику – в других магазинах. Можно сравнить, на что он тратит больше денег, и понять, насколько вы лучше других (или нет). Получить данные можно с помощью маркетинговых исследований или сбора фокус-групп.
Как считать:
SOW = сумма покупок ваших товаров / общая сумма покупок товаров аналогичной категории
Пример: клиент покупает продукты питания у вас и ваших конкурентов. В вашей компании он потратил 1000 рублей, а всего за определенный период он потратил на продукты питания 5000 рублей. Доля кошелька составляет 1000 / 5000 = 0,2, или 20%.
Что делать с результатами:
Сравнить качество своих услуг с конкурентами и подумать, что можно изменить, чтобы больше привязать клиентов именно к вашему бренду. Возможно, снизить цены на ходовые товары, улучшить атмосферу в торговых залах или сделать ряд заманчивых акций. Чтобы понять, меняется что-то или нет, нужно регулярно делать расчет SOW и смотреть на динамику.
География продаж
Углубляясь в анализ данных о продажах, можно выяснить еще много полезных вещей, например, откуда пришли покупатели. Можно сформировать метрику продаж по каждому региону присутствия. Для онлайн и мобильных проектов можно по IP определять географию лидов, пробных запусков и загрузок триал-версий. Эта метрика отслеживает продажи по конкретным регионам, чтобы сказать вам, какие рынки наиболее восприимчивы и ценны.
Каждый удачный массовый запуск продаж начинался с понимания идеального клиента, целевой аудитории. Пониманию целевой аудитории также поможет срез продаж по регионам. Кроме того, информация по географии продаж поможет понять какие рекламные компании, менеджеры, заточенные под конкретные регионы, сработали лучше или хуже.
Как применять коэффициент ROS – рентабельность продаж
Продажи в абсолютном выражении – это суммы, поступающие на счет компании, но информацию о том, насколько продажи эффективны, дает рентабельность продаж (Return On Sales (ROS)). Она рассчитывается как отношение операционной прибыли к выручке:
ROS = Операционная прибыль / Выручка
Рентабельность продаж характеризует эффективность ценовой политики и контроля над издержками, показывая, какая доля прибыли содержится в каждом полученном рубле выручки.
Если учетные системы позволяют распределить операционные расходы по производимым продуктам, мы можем рассчитать рентабельность продаж по каждому продукту и сопоставить вклад любого из них в общую рентабельность (см. таблицу 7).
Таблица 7. Рентабельность продаж в разрезе номенклатурных единиц за 2014–2019 годы
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
ROS |
15,0% |
15,0% |
14,0% |
13,1% |
12,5% |
12,1% |
в т.ч.: |
||||||
мишки |
4,0% |
4,8% |
5,0% |
5,0% |
5,0% |
5,0% |
мышки |
24,0% |
25,9% |
25,0% |
25,0% |
25,0% |
25,0% |
шалунишки |
20,0% |
20,0% |
20,0% |
20,0% |
20,0% |
20,0% |
Из расчетов видно, что рентабельность продаж в среднем по компании снизилась, хотя по всем номенклатурным единицам выросла. Все дело в том, что сильно снизились продажи самого рентабельного продукта – мышек, а выросла, и очень заметно, реализация низкорентабельных продуктов.
Средний чек
Есть много рычагов, которые вы можете использовать, чтобы увеличить доход. Но один из самых эффективных – продавать больше каждому клиенту. Средний чек дает информацию о средних тратах клиента на покупку и в динамике показывает, как меняется эта величина, если растет – это хорошо, падает – плохо, сигнал о необходимости срочных мер. Кроме падения среднего размера чека, решение о дополнительных усилиях на рост продаж – это повод искать меры стимулирования клиентов тратить больше, делать дополнительные продажи, предлагать более гибкие тарифные планы.
Формула расчета:
AOV = Revenue / Sales,
где AOV – средний чек, от английского Average Order Value,
Revenue – выручка,
Sales – число сделок за период.
Увеличение стоимости каждой покупки способствует эффективному умножению результатов усилий по продажам. Кроме того, высокая средняя стоимость покупки компенсирует высокую стоимость привлечения клиента CAC, поскольку есть возможность тратить больше, чтобы приобрести более ценного клиента.
Формула расчета
Чтобы правильно посчитать весь объем прибыли, обязательно пользоваться специальными формами, при помощи которых можно легко и быстро рассчитать всю сумму объема и не только.
Существует несколько формул, которые предназначены для различных вычислений:
- Формула валового объема производится следующим образом:
От всей выручки за определенный срок отнимается сумма стоимости всей проданной услуги либо продукции.
- Для вычисления убытков и прибыли, то есть реализации, проводится следующее вычисление:
От валовой прибыли отнимаются издержки. Что такое издержка? Это те расходы, которые были затрачены для управления и коммерции.
- Убытки до налогообложений и прибыль:
От всей прибыли продаж отнимаем либо прибавляем к ней доходы и расходы операционные. Ко всему прибавляем или отнимаем расходы вне реализации.
- Для расчета убытков или чистой прибыли необходимо:
отнять от выручки себестоимость товаров и расходы (в них входят коммерческие и управленческие затраты) и минус остальные расходы и налоги.
- Чтобы вычислить общий доход нужно:
От выручки отнять закупочную цену товара (услуг)
Объем продаж в балансе
В бухгалтерской отчетности, в раздел «Объем продаж» вносится, поступление средств, исключительно от операций, которые осуществляются предприятием на регулярной основе. Другие денежные зачисления, заносятся в отчет о прибылях и убытках, в графе «Прочие доходы».
Объем продаж в балансе подразделяют на следующие виды:
- Текущие — продукция или услуги, которые являются специализацией, данного предприятия;
- Остатки – имеющиеся в наличии, но уже снятые с производства товары;
- Непрофильные — не относящиеся к основной специализации фирмы.
Реализация товаров или услуг – итоговый этап, кругооборота средств, в цикле хозяйственной деятельности предприятии. При занесении в учет факта реализации, нужно, во-первых, зафиксировать отгрузку по факту, во-вторых, определить, покрывают ли, поступившие от покупателя средства, затраты предприятия на её производство и реализацию. При ведении учета, необходимо показать финансовый результат от данной реализации. Стоит отметить, что результатом, может оказаться, как прибыль, так и убыток.
Созданные возможности продаж
Не имеет значения, сколько звонков или электронных писем делают торговые агенты или менеджеры, если никто не заинтересован в том, что они продают. Если продуктом никто не заинтересовался, то проблема не в менеджерах.
Соответствующая метрика – созданные возможности продаж – фиксирует заинтересованных клиентов, до которых «достучались» менеджеры. Этот показатель позволяет спрогнозировать будущие продажи и ранжировать возможности, исходя из их ценности и вероятности реализации. На этом этапе выясняется, соответствует ли контакт из «холодной» базы профилю вашего идеального клиента, попал ли он в воронку и готов ли двинуться по ней дальше к сделке.
Формула проста – число потенциальных продаж инициированных за отчетный или планируемый период:
SOC = ∑Customerspt,
Где SOC – созданные возможности продаж (Sales opportunities created),
Customersp– потенциальные покупатели – те, кому позвонил менеджер и кто заинтересовался сделанным ему предложением;
t – отчетный период.
Отслеживать созданные возможности продаж очень важно, особенно если цикл до сделки длинный. Показатель дает бесценную информацию об эффективности всего процесса продаж:
- Эффективно ли продвижение? Сопоставим количество созданных возможностей с количеством звонков на одного менеджера.
- Эффективен ли используемый скрипт продаж? Сравним число созданных возможностей с числом состоявшихся сделок.
Эта метрика помогает оценивать эффективность процесса продаж, воронки, а также прогнозировать выручку.
Количество пробных запусков и установленных триал-версий
Не всегда клиент приобретает продукт, увидев рекламу, описание или оферту. Часто, чтобы купить, надо попробовать. Это особая форма продаж принятая, например, в SaaS-модели бизнеса. При таком варианте значительную часть усилий по продвижению берет на себя сам продукт.
Отслеживание пробных запусков и установок позволяет оценивать работу команды коммерсантов, чем больше – тем лучше, тем больше «теплых» клиентов на следующем шаге к продаже, тем больше информации от потенциальных клиентов.
Лидов, которые так далеко «опускаются вниз» по воронке, гораздо легче довести до финальной сделки, чем просто заинтересовавшихся рекламой или перешедших на лэндинг-страницу. Мониторинг того, как эта метрика меняется от месяца к месяцу, является мощным способом отслеживать работоспособность вашей воронки продаж.