Федеральный закон «о государственной гражданской службе российской федерации» от 27.07.2004 n 79-фз ст 33 (ред. от 02.07.2021)
Содержание:
- Добровольное и принудительное увольнение
- Причины для увольнения тех, кто состоит на госслужбе
- Основания увольнения
- Виды увольнения
- Порядок проведения процедуры
- Служебный контракт и трудовой договор
- Законодательство
- Как правильно уволиться по собственному желанию?
- Специальные основания прекращения служебного контракта
- Как оформить заявление
Добровольное и принудительное увольнение
При приёме на работу госслужащему дают испытательный срок, но не более трёх месяцев. Если он не удовлетворит требования работодателя, его могут уволить. По этим же причинам может произойти увольнение муниципального служащего по собственному желанию.
Расторгнуть контракт могут:
- Работник. Если желание расторгнуть контракт возникло со стороны работника, то он должен об этом сообщить за две недели до предполагаемого ухода со службы. В это время он доделывает свою работу, готовит обходной лист, а работодатель подыскивает ему замену.
- Работодатель. В этом случае работника предупреждают за две недели, огласив причину увольнения, ссылаясь на законодательство РФ. Уволенному на руки выдаётся памятка о необходимости хранить государственную тайну, если в работе он имел к ней доступ.
- Причины, не зависящие от сторон (инвалидность, ухудшение здоровья, ликвидация, пенсионный возраст, смерть, пропажа без вести).
При увольнении государственного гражданского служащего по собственному желанию он пишет заявление от руки, в котором может не озвучивать причину ухода. Образец обязан предоставить отдел кадров. Дату последнего рабочего дня следует согласовать с начальством, обычно отсчитываются две недели. За это время работник может передумать и забрать заявление.
Причины расторжения контракта нанимателем:
- несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья;
- недостаточный уровень квалификации;
- невыполнение должностных обязанностей;
- нарушение трудовой дисциплины (мошенничество, воровство, прогулы, появление на рабочем месте в алкогольном или наркотическом опьянении);
- лишение, прекращение гражданства России;
- ликвидация.
Если госслужащий не может занимать должность по причине недостаточной квалификации, то работодатель должен предложить другую вакансию в этом же учреждении. При нежелании сотрудничества работник должен в письменном виде отказаться от предлагаемого места.
Причины для увольнения тех, кто состоит на госслужбе
Перечень случаев увольнения по решению работодателя достаточно велик и подразумевает совершение серьезных правонарушений.
Основание для увольнения | Расшифровка |
При несоответствии должности | По этой причине возможно два варианта: · Служащий не может работать по состоянию здоровья и в подтверждение этому есть заключение врача. При этом увольнение проводится по п.10 ч.1 ст.33 закона №79-ФЗ
· Проведенная аттестация подтвердила низкую квалификацию |
Служащий не выполняет свою работу и при этом уже имеет взыскание | При первом нарушении дисциплины уволить за невыполнение трудовых обязанностей нельзя, а вот если служащий уже был наказан за подобный проступок, то увольнение можно провести |
Если допущено грубое нарушение в работе | Сразу несколько проступков могут послужить причиной увольнения: · Если нет веской причины, а сотрудник отсутствовал на работе более 4 часов
· Нахождение на работе в состоянии опьянения · Разглашение секретной информации · Воровство · Нарушение техники безопасности, которое повлекло последствия |
Утрата доверия | Достаточно новое понятие, введено не так давно. Закреплено в Трудовом кодексе. При увольнении по этому основанию работодатель обязан выдать все причитающиеся при увольнении суммы. Если служащий нанес материальный ущерб, то взыскать его можно будет через суд |
В других случаях | Есть еще несколько случаев, когда работодатель может уволить госслужащего: · Если руководитель принял решение, которое в итоге нанесло урон госимуществу
· Предоставление ложных документов · В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 37 закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года |
Большинство госслужащих дорожат своим местом и стараются не нарушать установленные порядки.
Основания увольнения
Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае:
1. Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:
А) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
Б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
1.1. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2. Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
3. Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:
А) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
Б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
В) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
Г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
Д) нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
4. Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.
5. Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.
6. Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.
7. Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.
8. Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
8.1. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).
9. В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).
Виды увольнения
По собственной инициативе
Согласно 36 статье Федерального закона No79 любой сотрудник, состоящий на службе в государственных органах может в любой момент уволиться с госслужбы по собственному желанию, предварительно оповестив начальство. За две недели до предполагаемого увольнения с государственной и муниципальной службы составляется соответствующее заявление. Работник перед уходом обязан отработать две недели. В этот период начальство осуществляет поиски нового сотрудника на его место либо проводит конкурс на вакансию.
Бесплатная консультация Юриста
+7 800 350-51-81
По инициативе работодателя
Статья 37 Федерального закона No79 содержит основания для увольнения госслужащего по инициативе работодателя. Эти основания во многом пересекаются со статьей 81 Трудового кодекса. Причины для отстранения от должностных обязанностей могут быть следующими:
- несоответствие занимаемой должности (по здоровью, из-за недостаточной квалификации или вследствие утраты доверия);
- неисполнение служащим своих рабочих обязанностей (необходимо наличие хотя бы одного дисциплинарного взыскания);
- по причине прогула, состояния алкогольного опьянения на рабочем месте, разглашения тайны, факта хищения и иных преступлений и др.
По обстоятельствам, которые не зависят ни от госслужащего, ни от работодателя
Отдельным случаем является ликвидация государственного органа или учреждения, а также различные сокращения. Это обстоятельство ни относится не к инициативе работника, не к инициативе работодателя. В такой ситуации госслужащему могут предложить другое место согласно его образованию и квалификации. В некоторых случаях служащий может быть отправлен на переподготовку или повышение профессиональной квалификации. Если сотрудник отказывается от предложенных вариантов, его увольняют.
Справка!В случае реорганизации ведомства или сокращение кадров, руководство обязано известить об этом сотрудников за 2 месяца.
В связи с переводом
Если предполагается перевод государственного служащего в другую местность, начальство обязано известить его об этом за два месяца. В ситуации, когда служащий гос.органов не желает переводиться, согласно статье 1 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» это может быть основанием для его отстранения. В таком случае сотруднику выплачивается двухнедельное выходное пособие.
По состоянию здоровья
Согласно первому пункту статьи 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» состояние здоровья может быть основанием для увольнения госслужащего. Эта причина подпадает под категорию несоответствия служащего занимаемой должности. Увольнение с государственной гражданской службы происходит на основании медицинского заключения.
В связи со смертью
В случае смерти служащего, согласно трудовому кодексу, выпускается соответствующий приказ. Документ, являющийся основанием для издания такого приказа — свидетельство о смерти. В приказе проставляется только подпись руководителя, подпись родственника не нужна.
Порядок проведения процедуры
Порядок увольнения государственного гражданского служащего будет следующим:
- Госслужащий предоставляет заявление с просьбой о расторжении служебного контракта.
- Сотрудник кадрового подразделения на основании полученного заявления готовит приказ о расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении со службы.
- Госслужащему выдается обходной лист, который необходимо заполнить до момента увольнения.
- В трудовую книжку увольняющегося лица вносится соответствующая запись.
- В день увольнения госслужащий знакомится с приказом о прекращении с ним служебных правоотношений.
- В последний день работы сотрудник должен сдать подписанный обходной лист, и получить памятку о соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих.
- В этот же день ему выдается трудовая книжка с записью об увольнении.
- В последний день работы представитель нанимателя производит с увольняемым окончательный расчет.
Служебный контракт и трудовой договор
В Федеральном законе от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон N 58-ФЗ) законодатель, упоминая впервые о служебном контракте, не раскрывает в полной мере, что же это такое и какую роль он играет в служебных отношениях. В отличие от Закона N 58-ФЗ, Закон N 79-ФЗ много внимания уделяет служебному контракту, его форме и содержанию, особенностям заключения, изменения и расторжения, тем самым отграничивая государственно-служебные отношения от трудовых.
В соответствии со ст. 23 Закона N 79-ФЗ служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Одна сторона служебного контракта — это представитель нанимателя, которым является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. Другая сторона контракта — гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий.
Несмотря на то что по своему содержанию служебный контракт достаточно близок трудовому договору, он имеет свои специфические особенности. Выделим некоторые принципиальные различия.
Например, в качестве основания возникновения трудовых правоотношений между работником и работодателем выступает трудовой договор. Основанием же возникновения служебных отношений является акт государственного органа о назначении на должность гражданской службы, и только потом заключается служебный контракт. Еще отметим, что предмет трудового договора — соглашение об осуществлении работником определенной трудовой функции, предмет же служебного контракта — должностные обязанности гражданского служащего.
Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в личном деле нанимателя. Для придания служебному контракту особого статуса законодатель выделяет его существенные условия (ст. 24 Закона N 79-ФЗ):
- наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
- дата начала исполнения должностных обязанностей;
- права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
- виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
- права и обязанности представителя нанимателя;
- условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за такую деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
- условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности);
- виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
Обращаем внимание на п. 2 ст
27 Закона N 79-ФЗ: в случае установления государственному служащему испытательного срока данное условие должно содержаться и в служебном контракте, и в акте о назначении. Иначе гражданский служащий будет считаться принятым на работу без испытательного срока. При этом в отличие от испытательного срока, установленного ТК РФ, который не может превышать трех месяцев, продолжительность испытания гражданского служащего может колебаться от трех месяцев до одного года.
Отметим, что законодатель достаточно четко регламентирует форму служебного контракта. Его примерная форма установлена Указом Президента РФ N 159 <1>.
<1> Указ от 16.02.2005 N 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
Законодательство
Отдельный Федеральный закон предусматривает все нюансы прекращения трудовой деятельности для лиц, занятых на государственной службе.
Основания для возможного увольнения указаны в 37-й статье этого закона. А статья под номером 39 позволяет чётко разграничить процесс увольнения и освобождение от служебных обязанностей (должности).
Также к служащим применяются некоторые положения 81-й статьи Трудового кодекса,
но в основном при расторжении трудовых контрактов работодатели ориентируются на федеральное законодательство.
А в 2013 году на основании правительственного постановления под номером 700, принятого в сентябре 2010 года, была дополнительно разработана отдельная памятка. Цель этого документа заключается в помощи служащим при расторжении контрактов и получении окончательного расчёта.
В настоящее время существует несколько примеров такой памятки. Например, документ, изданный Министерством труда, Федеральным казначейством и Министерством природных ресурсов.
Как правильно уволиться по собственному желанию?
Статья 36 Федерального закона №79-ФЗ позволяет государственному служащему расторгнуть контракт с нанимателем и уволиться со службы по собственному желанию. Данная статья повторяет положения статьи 80 Трудового кодекса РФ.
Имеет ли особенности процедура ухода государственного служащего по собственному желанию и в чем они заключаются, рассказано далее.
Для того, чтобы прекратить служебные правоотношения, служащему необходимо за две недели сообщить о принятом решении нанимателю, представив письменное заявление об увольнении. До истечения двухнедельного срока служащий вправе отозвать свое заявление и продолжить работать.
Если на его место уже приглашен иной сотрудник, служащий подлежит увольнению.
В двухнедельный период со дня подачи заявления о прекращении служебного контракта до даты увольнения сотруднику следует:
- Осуществить передачу дел.
- Подписать обходной лист.
- Получить трудовую книжку.
- Получить окончательный расчет.
По состоянию здоровья
Пункт 2 части 2 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ в качестве основания прекращения правоотношений сторон предусматривает состояние здоровья сотрудника, не позволяющее ему продолжать исполнять свои служебные обязанности. Однако государственный гражданский служащий может расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе по причине ухудшения своего здоровья.
Разница между увольнением по статье 36 и пункту 2 части 2 статьи 39 Федерального закона № 79-ФЗ заключается в том, что во втором случае невозможность продолжения службы должна быть подтверждена соответствующими медицинскими заключениями.
В соответствии со статьей 36 Закона № 79-ФЗ служащий при наличии уважительных причин, включая состояние здоровья, вправе требовать расторжения служебного контракта до истечения установленного законом двухнедельного срока, а представитель нанимателя обязан выполнить данное условие и расторгнуть контракт в день, указанный сотрудником.
Расторжение контракта и увольнение производится на основании заявления сотрудника. Какой-либо определенной формы такого заявления не предусмотрено, однако в случае, если лицо намерено уволиться до истечения предусмотренного законом срока, данное обстоятельство необходимо обосновать в заявлении, приложив при необходимости подтверждающие документы.
Увольнение в связи с невозможностью продолжения служебной деятельности по состоянию здоровья (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона №79-ФЗ) требует от сотрудника предоставления соответствующего медицинского заключения.
Просто по желанию
Государственный служащий имеет право расторгнуть служебные правоотношения с нанимателем по собственному желанию. При этом закон требует от него предварительного уведомления представителя нанимателя о принятом решении (статья 36 Закона №79-ФЗ).
Срок уведомления, указанный в законе, составляет две недели. Для того чтобы прекратить правоотношения, служащему необходимо представить представителю нанимателя письменное заявление о расторжении контракта по собственному желанию.
Заявление служащего должно содержать следующую информацию:
- шапку с указанием Ф. И. О. и наименованием должностей представителя нанимателя и самого сотрудника;
- название документа – заявление;
- основную часть, содержащую просьбу о прекращении контракта по собственному желанию;
- в случае, если служащему необходимо расторгнуть контракт до истечения двухнедельного срока, в заявление следует указать дату увольнения, а также обоснование такого требования;
- дату написания заявления;
- подпись лица.
Заявление можно передать представителю нанимателя несколькими способами:
- Лично. В этом случае заявление следует написать в 2 экземплярах, на одном из которых поставить входящий номер и подпись сотрудника, его принявшего.
- Направить по почте. Заявление об увольнении следует направлять заказной корреспонденцией с уведомлением о получении адресатом и описью вложения.
Специальные основания прекращения служебного контракта
К специальным основаниям, необходимым для прекращения служебного контракта, а также освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы причисляют:
- Расторжение служебного контракта по обоюдному соглашению сторон (статья тридцать четыре Закона № 79-ФЗ).
- Расторжение срочного служебного контракта по окончанию срока его действия (статья тридцать пятая Закона).
- Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего, который поставил об этом в известность представителя нанимателя строго в письменной форме в срок за две недели (стать тридцать шестая Закона).
- Расторжение служебного контракта по собственной инициативе официального представителя нанимателя (статья тридцать седьмая); в такой ситуации в Законе есть несколько ограничений по отношению к представителю нанимателя в свободе расторжения контракта. Оно допустимо исключительно в тех ситуациях, которые перечислены в пунктах с первого по пятый статьи тридцать третьей Закона № 79-ФЗ. Перечень подобных ситуаций не ограничен, он содержит в качестве основания даже единоразовое грубое нарушение гражданским служащим, который замещает должность категории «руководитель», собственных должностных обязанностей, что повлекло за собой причинение вреда госоргану и (либо) нарушение российского законодательства. Формулировки данных оснований нередко расплывчаты и несоразмерны.
- Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, которые никак не зависят от воли сторон (часть вторая тридцать девятой статьи ФЗ № 79-ФЗ). Такими случаями считаются точно указанные в Законе следующие основания: осуждение гражданского служащего к наказанию, которое исключает возможность замещения должности гражданской службы, по судебному приговору, который вступил в законную силу; признание гражданского служащего в полной мере нетрудоспособным согласно официальному медицинскому заявлению; признание гражданского служащего недееспособным либо же ограниченно дееспособным судебным решением, которое уже имеет законную силу; достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на данной гражданской службе. Гибель или же смерть гражданского служащего или признание его безвестно отсутствующим либо же объявление его умершим согласно решению суда, уже имеющему законную силу тоже считаются основаниями для прекращения служебного контракта с исключением данного служащего из реестра гражданских лежащих; применение непосредственно к гражданскому служащему административного наказания, такого как дисквалификация.
- Прекращение служебного контракта из-за нарушения обязательных правил во время заключения такового контракта (статья сорок Закона).
- Расторжение служебного контракта из-за выхода гражданского служащего из гражданства РФ (статья сорок один).
Замечание 1
Считается, что данные основания прекращения госслужбы носят трудовой характер в намного большей мере, чем государственно-служебный. В значительной степени роднит с трудовым правом редко применяемое в сфере госслужбы информирование выборного профсоюзного органа во время расторжения служебного контракта, которое предусматривается тридцать восьмой статьей Закона № 79-ФЗ, в котором говорится о том, что во время принятия решения касательно возможного расторжения служебного контракта с гражданскими служащими, согласно статье тридцать третьей данного ФЗ, представитель нанимателя строго в письменном виде информирует об этом выборный профсоюзный орган не позже, нежели за два месяца до сокращения данной должности гражданской службы. Отсылка к профсоюзу делает госслужащего не в полной мере государственным, так как интересы госслужащего не способны иметь отличия от интересов государственных, и поэтому не способны защищаться профсоюзными организациями. Помимо этого, согласно современному трудовому законодательству России профсоюзов в одной организации может быть сразу несколько.
Трудным с теоретической точки зрения можно назвать вопрос о том, может ли Президент страны либо иное должностное лицо, которое было избрано населением на срок в несколько лет, уйти с поста по своему желанию? Разве не считается безответственным оставить доверившихся ему граждан без избранного ими в соответствии с законом индивида у власти? Но конкретно это и случилось 30 декабря 1999 года во время смены Б.Н. Ельцина и.о. Президента страны В.В. Путиным. Свобода расторжения служебного контракта превращает госслужбу в обычный трудовой найм.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Как оформить заявление
Основанием для увольнения с госслужбы считается заявление. Гражданин обязан подготовить его самостоятельно. Форма бумаги нормативно-правовыми актами не закреплена. Документ оформляется в соответствии с форматом, используемым в конкретном учреждении. Бумага обязательно пишется от руки. Машинописные заявки не принимаются. Обращаться нужно непосредственно к работодателю или его представителю. Если в бланке указать руководителя отдела, в котором осуществляется госслужба, это будет признано ошибкой. Потребуется переоформление бумаги.
Заявление должно содержать ряд обязательной информации. В бланке потребуется отразить:
- данные руководителя органа исполнительной власти;
- ФИО и должность заявителя;
- название;
- просьба об увольнении с указанием должности;
- дата, с которой гражданин хочет расторгнуть трудовой контракт по собственной инициативе;
- дата подготовки заявления и подпись с расшифровкой.
Заполнение заявки требует соблюдения стандартных норм делопроизводства. Так, данные о руководителе и заявителе отражаются в шапке, которая располагается в правом верхнем углу. Название документа нужно разместить чуть ниже по центру. Затем следует основная часть. Бумага заканчивается датой и подписью. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется использовать готовый образец.
Устного уведомления недостаточно. Документ в обязательном порядке должен быть составлен письменно. В иной ситуации действия работодателя считаются незаконными. Лицо в последующем сможет обжаловать подобное увольнение.
Готовая бумага предоставляется в отдел кадров. Действие нужно выполнить, чтобы уведомить работодателя о собственном желании. Правила двухнедельной отработки на госслужащих распространяется.
Если сторонам удалось договориться, допустимо освобождение раньше указанного срока. Момент прекращения трудовой деятельности выбирает само лицо, если уходит на заслуженный отдых, переезжает в новое место жительства, или имели место быть нарушения со стороны руководителя.