Что такое профессиональная переподготовка
Содержание:
- Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих
- Любимая профессия и уровень дохода: как найти компромисс
- Основные характеристики успешно развивающейся компании
- Преимущества обучения в ООО «Наука»
- Как применяется профстандарт педагога
- Специальности
- Курсы профессиональной переподготовки на базе высшего образования
- Курсы переподготовки на базе среднего профессионального образования
- Особенности курсов переподготовки и дополнительного профессионального образования
- Основные разновидности и способы обучения персонала
- Порядок
- Важность непрерывного обучения персонала
- Профессиональная подготовка
- Профессиональная переподготовка: как найти свою профессию?
- Педагогика: направление обучения
- Нелюбимая профессия и переподготовка
- Где проходит
- Аттестация и документы
Как повысить квалификацию — пошаговая инструкция для начинающих
У вас назрела необходимость повысить квалификацию, но вы не знаете, как это сделать? Как всегда, на этот случай у нас есть пошаговая инструкция.
Прочитайте ее, она не займет много вашего времени, а пользу принесет однозначно!
Шаг 1. Выбираем курс
Выбирая курсы повышения квалификации, рекомендую обращать внимания на критерии, от которых зависит качество образовательного процесса и его результат.
Такими критериями выступают:
- продолжительность обучения;
- форма обучения;
- программа курса;
- форма итогового экзамена;
- вид документа, выдаваемый по окончанию;
- преподавательский состав курса.
Каждый из них важен по-своему.
Так, например, зная продолжительность обучения, вы сможете скорректировать свой рабочий график, спланировать очередной отпуск так, чтобы он не накладывался на учебу.
Если повышение квалификации связано с целью получения новой должности, то, возможно, руководство определит срок, к которому вы должны получить нужную квалификацию. В такой ситуации вам необходимо выбрать обучение нужной продолжительности.
Анализируйте программу курса, в ней не должно быть дисциплин, которые вам не нужны на практике. Помните: знания, получаемые на таких курсах, должны иметь практическую ценность.
Форма итоговой аттестации по курсу — ещё один важный фактор. Рассмотрим на примере.
Учтите, если вы хотите кардинально поменять профессию, то повышения квалификации вам будет недостаточно. Здесь потребуется пройти курсы профессиональной переподготовки.
Шаг 2. Подаем заявку
Заявка на обучение подаётся работодателем или самим работником.
Если у работодателя заключен договор с обучающей организацией, то заявку подает его кадровая служба путем ее передачи в офис учебного центра (если компании одногородние) либо направляя заполненную форму по электронной почте или факсу.
В случае, когда обучение планирует физлицо по собственной инициативе, то заявка составляется и отправляется одним из 3 способов.
Способы подачи заявки физлица:
- при личном посещении офиса;
- с помощью электронной почты;
- через сайт обучающей организации.
Шаг 3. Оплачиваем обучение
После принятия и рассмотрения полученной заявки, учебный центр (или иная обучающая фирма) направляет в адрес заявителя перечень необходимых для поступления документов и квитанцию для оплаты.
Оплатить можно по реквизитам через терминалы, с помощью банковской карты и электронных кошельков. Юрлицам выставляется счет на оплату обучения, в котором есть все необходимые сведения для безналичных расчетов.
Шаг 4. Получаем доступ к учебным материалам
После поступления денег на счет обучающей организации у слушателей курсов появляется доступ к учебным материалам. Перечень и доступ к ним зависит от выбранной формы обучения.
Если вы выбрали курсы повышения квалификации дистанционно, то учебный центр предоставит вам доступ в личный кабинет, где есть все необходимые материалы по программе курса.
Если квалификацию повышаете очно, то все методические и учебные материалы выдаются на руки.
Шаг 5. Проходим обучение
Получив программу, вы приступаете к занятиям.
Если учитесь с отрывом от производства, т.е. посещаете курсы в учебном центре, то все понятно и предельно просто. В назначенное расписанием время приходите на занятия и под руководством преподавателя выполняете все необходимые задания, прослушиваете лекции и т.д.
При таком обучении предусматриваются практические занятия, включающие работы, выполняемые под руководством педагога в смоделированных ситуациях или в рамках стажировки.
Если учитесь без отрыва от производства (заочно, дистанционно), то все лекции и задания размещены в личном кабинете студента.
Каждый блок сопровождается подробными инструкциями, пошагово расписывается последовательность ваших действий, предусмотрены видеоуроки и обратная связь с куратором курса и преподавателями.
Нередко проводится промежуточная проверка знаний по каждому блоку. Это позволяет своевременно обнаружить проблемные места и вернуться к их повторному рассмотрению. В случае необходимости всегда можно получить дополнительную консультацию у сотрудников обучающей компании.
Шаг 6. Сдаем экзамен
Итогом обучения, независимо от его формы, служит аттестация. Она проводится письменно, устно или в форме тестирования.
Шаг 7. Получаем удостоверение о повышении квалификации
В случае успешного прохождения итогового испытания вам будет выдан документ установленного образца с указанием следующих сведений: наименования обучающей организации и программы повышения квалификации, количества часов обучения, период обучения, перечень сданных экзаменов.
Любимая профессия и уровень дохода: как найти компромисс
Наверное, каждый сможет назвать несколько своих друзей или знакомых, которые являются хорошими специалистами своего дела и любят свою работу, но их не устраивает уровень доходов. Профессиональная переподготовка это реальный шанс изменить свою жизнь к лучшему! Человек может получить новую квалификацию и расширить сферу своей деятельности. Смежную профессию можно получить вследствие совмещения разных профессий и получения новых профессиональных навыков. Но она обязательно должна быть связана с основным видом деятельности: например, токарь-слесарь, парикмахер-визажист, медсестра-массажист, водитель-экспедитор, терапевт-педиатр.
Дополнительная профессия повысит ваши шансы на рынке труда и поможет сохранить рабочее место. Чтобы определиться с выбором дополнительной профессии, проанализируйте, чем вы давно хотели заниматься в пределах своего рода деятельности, но не могли раньше. Бухгалтер может стать аудитором, налоговым консультантом, финансовым менеджером, экономистом, а педагог без проблем сможет работать в реабилитационных центрах, частных детских садах, органах опеки, репетитором. Юрист также сможет быть экономистом, оказывать консалтинговые услуги, стать HR-менеджером, риелтором.
Основные характеристики успешно развивающейся компании
Существует несколько ключевых критериев, которые необходимы современному предприятию для успешного осуществления своей деятельности:
- полный штат сотрудников;
- необходимый уровень квалификации персонала в зависимости от занимаемых должностей и профессии;
- правильная структура компании для эффективного управления персоналом;
- быстрое пополнение штата сотрудников на случай увольнения работающих специалистов. В этом аспекте ключевую роль играет подготовка рабочих кадров, улучшение профессиональных навыков и обучение кадрового резерва;
- непрерывная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Два последних критерия доказывают важнейшую роль обученных специалистов при современном ритме ведения бизнеса.
Преимущества обучения в ООО «Наука»
ООО «Наука» ведёт свою деятельность с 2017 года, в течение этого времени став образовательным учреждением, которое всегда предлагает слушателям лучшие курсы и методики. Все программы разработаны опытным преподавательским составом и полностью соответствуют федеральным государственным стандартам. Работа ООО «Наука» официально лицензирована.
Диплом о профессиональной переподготовке, который слушатель курса получает после окончания учёбы — это документ, свидетельствующий о получении им новой профессии с правом работы в профильной организации, имеющей вакантное место.
Как применяется профстандарт педагога
Переход на профстандарты стал еще одним поводом задуматься о повышении квалификации педагогического состава. О неизбежности такого перехода заговорили еще в 2012 году, когда стало понятно, что замена морально устаревших тарифно-квалификационных справочников новыми стандартами, разработанными в соответствии с реальным состоянием рынка труда, жизненно необходима. И тогда же в российском трудовом кодексе впервые появилась статья, раскрывающая понятие «профстандарт».
Несмотря на то, что профстандарт педагога был разработан одним из первых, вопрос его практического применения долгое время оставался нерешенным. Но сегодня педагогические профстандарты, которых с того времени стало больше, получили статус обязательных, и работодатели обязаны считаться с их требованиями при наборе, аттестации и обучении научно-педагогических работников.
Обратите внимание! Иметь диплом педагога, чтобы работать в школе, теперь не обязательно. Учитель, получивший среднее профессиональное или высшее образование в своей предметной области, имеет полное право преподавать эту дисциплину в школе
Подробнее читайте здесь >>>
По мере внедрения новых требований и ограничений оказалось, что им соответствуют не все педагоги, работающие в детских садах, школах, техникумах, летних лагерях и других учебных и воспитательных учреждениях. Дело в том, что многие сотрудники принимались на работу еще до вступления профстандарта в силу. Но закон не позволяет работодателю оформить увольнение, опираясь лишь на несоответствие профессиональному стандарту. «Несоответствие профстандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации», предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — это разные вещи. И письмо Минтруда России №14-0/10/В-2253 лишний раз это подтверждает.
Как же поступить? Ситуация далеко не безвыходная, поскольку сотрудника всегда можно направить на обучение в порядке, предусмотренном статьей 196 ТК РФ. Регулярные аттестации педсостава помогут держать процесс под контролем, заранее планировать расходы на профессиональное обучение и развитие педагогов, поддерживать качество образования на стабильно высоком уровне.
Специальности
Современная система переподготовки располагает огромным выбором обучающих программ и дает возможность получить практически любую профессию. Например, большим спросом пользуются следующие специальности:
Направления | Специальности профессиональной переподготовки | Необходимый образовательный уровень | Требования к профилю базового образования | |
---|---|---|---|---|
На базе высшего профессионального образования | На базе СПО | |||
ИТ-технологии | Программист | + | + | Технический, математический |
Системный администратор | + | + | Желательно технический | |
Веб-дизайнер | + | + | Желательно художествен-ный или технический | |
Администратор баз данных | + | + | Желательно технический или математический | |
Юриспруденция | Юрисконсульт, налоговый юрист, медицинский юрист, семейный юрист, адвокат и т. д. | + | + | Желательно юридический |
Финансы и бухгалтерский учет | Бухгалтерский учет | + | + | Любой |
Бухгалтерский учет и аудит | + | + | Любой | |
Внутренний аудит | + | — | Финансовый или экономический | |
Охрана труда и безопасность | Инженер по пожарной безопасности | + | + | Любой |
Специалист по ГО и ЧС | + | — | Любой | |
Техносферная безопасность | + | + | Любой | |
Информационная безопасность | + | + | Технический или ИТ-профиль | |
Специалист по охране труда | + | + | Любой | |
Психология | Психолог-тренер (коуч) | + | — | Желательно психологический |
Педагог-психолог | + | — | Педагогический или психологический | |
Дошкольный психолог | + | — | Педагогический или психологический | |
Семейный психолог | + | — | Психологический | |
Психоаналитик | + | — | Медицинский или психологический | |
Клинический психолог | + | — | Медицинский или психологический | |
Социальный психолог | + | — | Психологический | |
Социальная работа | Специалист по работе с семьей | + | — | Педагогический, психологический |
Руководитель организации соцобслуживания | + | + | Любой | |
Госслужба | Государственное и муниципальное управление | + | + | Любой |
Управление закупками | + | + | Любой | |
Менеджмент | Менеджмент в ритейле, в СМИ, в промышленности, в туризме и т.д. | + | + | Любой |
Оценочная деятельность | Специалист в оценочной деятельности | + | + | Любой |
Возможностями системы дополнительного профессионального образования широко пользуются медицинские работники. Они не только постоянно проходят обязательные курсы повышения квалификации, но и нередко меняют специализацию, пройдя профпереподготовку. Например, терапевты переквалифицируются в педиатров, аллергологи и иммунологи – в инфекционистов и т. д.
Подготовкой и переподготовкой кадров регулярно занимаются силовые ведомства – Министерство обороны и ФСБ. Например, для военнослужащих, которые уходят в запас, курсы переподготовки организуются непосредственно при военных вузах. Выбор гражданских специальностей достаточно широк:
- управление персоналом;
- безопасность жизнедеятельности;
- менеджмент;
- педагогика высшей школы;
- техобслуживание и ремонт транспортных средств;
- радиосвязь, радиовещание и телевидение;
- компьютерная графика и веб-дизайн;
- защита информации и т. д.
Сотрудники ФСБ при уходе со службы никак не ограничиваются в выборе учреждения ДПО и новой гражданской специальности.
Курсы профессиональной переподготовки на базе высшего образования
Все более распространена ситуация, когда профпереподготовку выбирают взрослые люди, уже имеющие диплом о высшем образовании, постоянную работу и часто – семью. Они хотят научиться чему-то новому и сменить профиль деятельности сравнительно быстро, не теряя при этом в деньгах и продолжая уделять время работе и близким. Прохождение профессиональной переподготовки на базе высшего образования дистанционно позволяет, как уже отмечено, сэкономить время и средства, отказавшись от поступления в вуз во второй раз, и заниматься в любой удобный для себя момент в комфортной обстановке.
Случается, что люди желают сменить направление работы кардинально: например, бухгалтер решает стать портным, экономист – психологом. Следует учитывать, однако, что не во всех сферах переподготовку можно пройти, не имея именно смежного высшего образования. Иногда желающим обучиться выставляют требования к квалификации. Например, к профпереподготовке для медработников допустят только со средним либо высшим медобразованием.
Уточнить, подходят ли вам те или иные курсы профпереподготовки, можно в Едином квалификационном справочнике.
Программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования предлагают многие вузы, в том числе крупные, и учебные центры. При этом диплом установленного образца о прохождении профпереподготовки сейчас приравнивается к диплому о получении высшего образования и дает право заниматься новым видом деятельности.
Источник фото freepik/freepik
Курсы переподготовки на базе среднего профессионального образования
Пройти профессиональную переподготовку при среднем профессиональном образовании – распространенное решение в основном для тех, кто хочет сменить профиль в рамках выбранного направления, по которому диплом о среднем образовании уже есть. Соответствующие курсы проходят в различных институтах и учебных центрах. Переподготовка на базе среднего профессионального образования дистанционно также возможна. И если для получения навыков по дополнительной квалификации по закону требуется не менее 1 тыс. часов, то чтобы сменить профиль в рамках уже имеющейся специальности (без присвоения квалификации), надо всего лишь более 250 часов.
Источник фото freepik/freepik
Особенности курсов переподготовки и дополнительного профессионального образования
Профпереподготовка – это вид дополнительного профобразования, направленный на глубокое изучение той или иной области для освоения нового вида деятельности. Цель – получить кардинально новую профессию либо дополнительную квалификацию.
Основная особенность профессиональной переподготовки в том, что она позволяет освоить новое дело в краткие сроки: по сравнению с программами второго высшего образования курс переподготовки сжат и содержит только необходимые предметы. Никакой «воды», никаких общеобразовательных дисциплин. В итоге вместо 3-4 лет, которые потратил бы на получение «вышки», человек тратит в среднем от пары месяцев до полутора лет и в разы меньше денег. Вступительные экзамены сдавать не требуется. Часто не требуется даже посещать образовательное учреждение или учебный центр: многие предлагают студентам освоить курсы профессиональной переподготовки дистанционно.
Кроме того, профпереподготовку можно пройти на базе среднего образования, тогда как получить второе высшее (что логично) – только на базе законченного первого.
Основные разновидности и способы обучения персонала
Система подготовки кадров состоит из трех основных аспектов – базовое обучение, повышение квалификации и переквалификация.
Подготовка резерва кадров – это первоначальный этап, которым занимаются профильные учреждения (старшая школа со специализированным уклоном, профтехучилища и вузы).
От качества и актуальности полученных знаний и практических навыков зависит уровень начальной подготовки молодого специалиста, который пришел на работу в определенную фирму
Обучение резерва кадров – это фундаментальный процесс, важность которого трудно переоценить
Повышение квалификации преследует цель усовершенствовать знания и практические навыки специалиста в связи с появлением новых технологий в профильной сфере или исходя из требований к занимаемой должности. Такие мероприятия проводятся в специальных профильных учреждениях (ИПК – институт повышения квалификации), которые созданы на базе организации или являются общегосударственными.
Здесь ключевую роль играет профиль, например, подготовка научных кадров проводится в одних учреждениях, а чтобы подготовить управленца определенного ранга, необходимо пройти совершенно другую программу.
Переквалификация – это мероприятия, направленные на обучение сотрудника основам и нюансам новой профессии. Переподготовка может проводиться непосредственно на предприятии (период стажировки) под руководством наставника (мастер, начальник отдела, более опытный сотрудник).
Что же является предметом обучения?
Первый аспект – это знания, которые помогают сотруднику выполнять свои непосредственные обязанности на рабочем месте. Второе – это специальные умения, без которых сотрудник не сможет выполнять свои непосредственные обязанности. Третий предмет обучения – это навыки, которые помогают эффективно использовать полученные знания на практике.
Многолетний опыт отечественных и зарубежных специализированных компаний позволил разработать три основные концепции обучения персонала:
- специализированное обучение. Суть концепта выражается в подготовке узкопрофильного специалиста, который на профессиональном уровне выполняет ограниченное количество заданий (например системный администратор по локальным сетям);
- многопрофильная концепция. Этот метод является наиболее выгодным для руководителя, ведь он получает специалиста, который может решать задачи разных направлений и уровней. Такой сотрудник является универсальным и всегда может заменить другого работника или совмещать в одной должности несколько направлений (например кладовщик-товаровед-грузчик);
- ориентированность на личность. Такой тип обучения развивает различные человеческие качества. Подготовка руководящих кадров, деятелей науки и педагогов осуществляется с обязательным применением методов личностного образования.
На выставке «Электро» одним из важных разделов является вопрос обучения персонала и подготовки профессиональных сотрудников для профильных отраслей.
В международном мероприятии примут участие ведущие специалисты, производители оборудования, научные деятели из различных стран мира.
Выставка ждет своих посетителей на территории ЦВК «Экспоцентр».
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективностиМероприятия по энергосбережениюЭнергосбережение в сельском хозяйстве
Порядок
- учитывать профстандарты, разработанные для конкретной специальности, или требования к квалификации, указанные в справочнике ЕКДС;
- учитывать ФГОС – образовательные стандарты, разработанные для соответствующих программ высшего или среднего профессионального образования.
Зачисление на курсы проводится по заявлению, без вступительных экзаменов. Главное требование при поступлении на переподготовку – наличие диплома вуза или колледжа.
Учеба по программам профессиональной переподготовки обязательно должна завершаться итоговой аттестацией. Согласно пункту 19 приказа № 499 учреждение ДПО вправе самостоятельно решать, каким образом она будет проводиться. Чаще всего ее организуют в форме тестирования, чуть реже – в виде междисциплинарного экзамена. В некоторых случаях выпускники пишут и защищают квалификационную работу.
Если аттестация проходит успешно, учебное заведение выписывает диплом установленного образца. Если же выпускник заваливает выпускной экзамен, он получает справку об обучении с указанием перечня дисциплин и количества прослушанных часов. Однако многие учреждения ДПО дают возможность повторного прохождения итоговой аттестации, а некоторые и вовсе не ограничивают количество попыток.
Важность непрерывного обучения персонала
Обучение кадров – это важный системный и непрерывный процесс, целью которого становится освоение новых технологий и совершенствование профессиональных навыков сотрудника под руководством опытного наставника, тренера или преподавателя.
Почему так важна подготовка и повышение квалификации кадров?
Причин существует много, но наиболее актуальными из них являются следующие:
- появление новых технологий. Специалист, который вовремя освоил новые методики работы, имеет массу преимуществ перед сотрудником, который не применяет более эффективные технологии;
- постоянно меняющаяся модель ведения бизнеса, развитие конкуренции между компаниями. Организация, у которой налажена подготовка управленческих кадров и повышение квалификации всего персонала, быстрее приспосабливается к новым методам ведения бизнеса и выигрывает в конкурентной борьбе;
- подготовка кадров и улучшение профессиональных навыков сотрудников, которые уже работают на фирме, существенно выгоднее по сравнению с процессом набора новых сотрудников. Экономится время на обучение с нуля и переквалификацию, не нужно тратить дополнительные ресурсы.
Грамотный работодатель прекрасно понимает важность обучения и всегда старается проводить различные мероприятия – тренинги, внешние и внутренние семинары, практические и теоретические занятия. При этом руководитель компании преследует свои цели:
При этом руководитель компании преследует свои цели:
- организация и подготовка управленческого персонала;
- обученные сотрудники могут самостоятельно принимать решения на местах в зависимости от ситуации;
- адаптация сотрудников к различным нововведениям;
- более гибкая и функциональная структура предприятия, сформированная на базе опытных специалистов;
- возможность внедрения новых моделей управления, производства и современных технологий.
Главная цель с точки зрения работодателя – это повышение эффективности работы путем формирования коллектива специалистов.
При этом долгосрочные перспективы постоянного обучения очевидны:
- экономическая составляющая. Обученные сотрудники, которые применяют прогрессивные технологии, работают быстрее, вероятность сбоев в производственных процессах и появление брака существенно снижается, экономятся ресурсы;
- моральный аспект. Психологами доказано, что в дружном сложившемся коллективе сотрудник работает с удовольствием, что положительно влияет на общую атмосферу в организации;
- повышается престиж фирмы. Если компания на рынке длительное время и у нее отсутствует массовая текучесть кадров (кроме естественного увольнения сотрудников на пенсию, в декрет или по болезни), то формируется положительный имидж организации. Получить работу в такой фирме становится престижным, что выгодно руководителю организации и сотрудникам;
- максимально высокий КПД работников.
Сотрудники компании, где правильно реализована подготовка и переподготовка кадров, тоже имеют некоторые преимущества от процесса обучения.
В первую очередь это бесплатное получение новых знаний, что как минимум интересно. Второе – это возможность практического применения полученных навыков непосредственно на рабочем месте, чтобы проверить их эффективность или доказать отсутствие таковой. Третье – это самоорганизация и дисциплина.
Процесс обучения предполагает приобретение опыта в планировании и правильную оперативную реакцию на нестандартные ситуации в рамках работы.
Профессиональная подготовка
Целью получения профессионального образования является приобретение гражданином определенной квалификации.
Закон об образованиипредусматривает следующие виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В соответствии с Законом об образовании первой ступенью профессионального образования является среднее профессиональное образование (СПО). Ее основной целью является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Среднее профессиональное образование может осуществляться с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации (работодателя), в учреждениях среднего профессионального образования
Важно отметить, что оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося
Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые функции, работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.
Программы СПО включают теоретическое и производственное обучение, а также производственную практику.
Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта. Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.
Учебная и производственная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе гражданско-правовых договоров. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.
В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики. В этом случае на них распространяется трудовое законодательство, им выплачивается заработная плата.
По договору с организацией (работодателем) может проводиться ускоренная профессиональная подготовка.
Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях экономики, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.
Освоение профессиональных образовательных программ может иметь несколько ступеней, число которых зависит от требований заказчика (работодателя). Каждая ступень заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим курс профессиональной подготовки и аттестацию, учреждение профессионального образования присваивает соответствующую квалификацию по профессии (специальности) и выдает документ установленной формы.
Документ государственного образца об уровне образования выдается по результатам аттестации только теми образовательными учреждениями, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации.
Работодатель может направить работников на обучение не только по программам среднего профессионального образования, но и по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения.
К освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются только лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Профессиональная переподготовка: как найти свою профессию?
Среди множества профессий можно растеряться или сделать ошибочный выбор. Но этого можно избежать, следуя нашим советам:
- выбирайте вторую профессию, только исходя из своих интересов и умений (любовь к детям – педагог, логическое мышление, математический склад ума – экономист, организованность и коммуникабельность – менеджер, осведомленность в компьютерной сфере, интерес к новым технология – IT-специалист);
- если вы не можете определиться с желаемой сферой деятельности или у вас нет особенных творческих способностей, то выбирайте нейтральные профессии, которые не будут требовать от вас узконаправленных знаний и умений (например, секретарь, кассир, администратор, кондитер или косметолог);
- самым неуверенным имеет смысл выбирать те профессии, которые не требуют длительного обучения (например, оператор Call-центра, телефонист, водитель, санитар и т.д.). Это позволит быстро понять, подходит вам работа или нет, и, в случае необходимости, продолжить поиски «своей» сферы деятельности.
Педагогика: направление обучения
Профессиональная переподготовка «Педагогика» является отличной возможностью для людей, которые решили сменить род деятельности, получить другое профильное образование и работать по новой специальности. Такой курс вы можете пройти на базе общества с ограниченной ответственностью «Наука», предоставляющего широкий спектр услуг в сегменте ДПО.
- педагогика в сфере начального образования;
- психологические особенности детей разных возрастов (младший, средний, старший школьный возраст);
- особенности анатомии, физиологии и гигиены у детей разного возраста;
- методики, применяемые в начальном образовании по математике;
- методики, применяемые в начальном образовании по русскому языку и литературе;
- художественно-эстетическое образование и его специфика;
- окружающий мир и способы его изучения и т.д.
Также участники курса освоят применение современных технологий, которые позволяют осуществлять максимально эффективную коммуникацию в педагогической и образовательной среде.
Нелюбимая профессия и переподготовка
В случае если вы ошиблись с выбором профессии, переподготовка поможет вам вернуть радость жизни! Для педагогов с хрупкими нервами, врачей с тонкой душевной организацией, бухгалтеров, которым надоели цифры и сидячая работа, она может подарить новые и эффективные возможности для успешной работы.
Выбирайте вторую профессию, только исходя из своих интересов и природных задатков. Если вы с детства любите математику, хорошо считаете, то выбирайте профессию в экономической сфере. В случае наличия эстетического мышления, художественного вкуса и коммуникабельности, вы без проблем сможете стать, например, сотрудником салона красоты (в любом направлении) парикмахером, художником-декоратором, дизайнером.
Помните, что лучший стимул к профессиональному усовершенствованию, карьерному росту, это самомотивация и любовь к своему делу.
Где проходит
Многие крупные компании, холдинги и даже федеральные агентства открывают собственные корпоративные университеты и академии, которые занимаются лицензированным обучением и переподготовкой работников разных подразделений. Несколько примеров:
- Корпоративная система обучения Роснефти (11 полигонов практического тренинга и 63 учебных центра и класса);
Обучение и переподготовка персонала организации в корпоративных университетах ведется с учетом особенностей производственного процесса и по собственным образовательным стандартам. В систему развития кадров включаются сотрудники всех категорий – от рабочих и линейных служащих до топ-менеджеров. Такой подход к обучению можно назвать подготовкой и переподготовкой кадров на предприятии.
И все-таки большинство компаний, организаций и предприятий для переподготовки кадров пользуется услугами учебных заведений, специализирующихся на дополнительном профессиональном образовании, – центров, школ, факультетов вузов и подразделений колледжей.
Аттестация и документы
Обучение по программам дополнительного профессионального образования завершается итоговой аттестацией, которая может осуществляться в разных формах:
- зачет;
- экзамен;
- защита итоговой работы (реферата, проекта, методики и других);
- тестирование;
- круглый стол;
- собеседование и так далее.
Каждая образовательная организация самостоятельно определяет порядок и форму проведения аттестации, утверждая их локальными нормативными актами.
Повышение квалификации завершается выдачей удостоверения, дающего право на осуществление определенной трудовой деятельности или выполнение конкретного вида и уровня работ. Например, слесарь или токарь может быть допущен к некоторым видам высокопрофессиональных заданий только при наличии 5-6 разрядов.
Срок действия самого документа законодательно никак не контролируется и в нем не указывается. Однако, как было сказано выше, практически любая деятельность и должность регулируется ТК РФ и профстандартами, предписывающими проходить повышение квалификации с определенной периодичностью. В среднем она составляет 5 лет, а для ряда специалистов – 1-3 года.
По окончании профессиональной переподготовки слушатели получают диплом, в котором указывается новая специальность или присвоенная квалификация. Документ значительно расширяет поле трудовой деятельности, во многих случаях заменяя второй диплом ВУЗа или ССУЗа.
Так, если человек с музыкальным или художественным образованием пройдет педагогическую переподготовку, перед ним открывается широкая перспектива преподавательской деятельности в своей сфере: ведение кружков, творческих студий для детей и взрослых, работа в ДМШ и ДХШ и так далее.
Однако если специалист с гуманитарным образованием решит стать программистом, у него могут возникнуть сложности при поиске работы. Получить на законных основаниях соответствующий диплом о профпереподготовке не составит труда, но серьезные IT-компании вероятнее всего предпочтут специалиста с профильным образованием.
Переобучение не является обязательным мероприятием и осуществляется только по инициативе самого сотрудника, решившего приобрести новые профессиональные и карьерные возможности. Направить человека на курсы может и работодатель, если в этом есть практическая необходимость.
Действие диплома о переобучении не ограничено по сроку.