Об ответственности за неуплату налогов

Содержание:

Виды налоговых нарушений

Нарушение Статья НК РФ Штраф
Порядка и правил постановки на учет в контролирующем органе

10 000 рублей

или

10 % от дохода (не менее 40 000 рублей)

Порядка, правил и способа предоставления отчетности и иных документов , ,

От 200 рублей до 5 % от суммы фискального платежа, но не менее 1000 руб.

(в зависимости от вида документа)

Неверная информация о размере налогооблагаемой базы 10 000–40 000 руб.
Неуплата или неполная уплата обязательных сборов , 20–40 % от суммы фискального платежа
Несоблюдение порядка пользования имуществом, находящемся в залоге (в качестве обеспечительной меры) или под арестом 30 000 руб.

Непредоставление сведений

От 200 р. за документ до 1000 р. за каждый месяц задержки

Привлечение налогоплательщика к административной ответственности по такому нарушению, как неуплата налогов, КоАП РФ устанавливает по принципам и нормам, изложенным в перечислены нарушения в области налогообложения, финансов и сборов. Большинство статей относится к крупным участникам рынка.

За такое правонарушение, как неуплата налогов физическим лицом, привлекают к ответственности по статьям Налогового кодекса, если нет состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ.

Основания для привлечения налогоплательщиков к ответственности

Неуплата налогов и иных обязательных платежей считается разновидностью правонарушения, понятие которого четко регламентируется статьей 106 Налогового кодекса РФ (НК). Так, налоговым правонарушением считается деяние, которое характеризуется следующими особенностями:

  • виновность налогоплательщика (лица, совершившего данное деяние);
  • противоправность совершенного деяния (это может быть как действие, так и бездействие, нарушающее правила налогового законодательства);
  • за подобные деяния нормами налогового законодательства установлена надлежащая ответственность.

Физические лица могут привлекаться к установленной ответственности за правонарушения (преступления), связанные с выполнением обязанностей по внесению следующих платежей:

  1. Подоходный налог (НДФЛ). Его начисление и уплата регламентируются нормами главы 23 НК. С зарплаты наемного работника НДФЛ удерживается и перечисляется работодателем (налоговым агентом). Если гражданин получил доход не от налогового агента (например, за сдачу своего жилья в аренду), он самостоятельно декларирует и перечисляет НДФЛ. Помимо этого, обязанности по уплате НДФЛ возникают у гражданина-предпринимателя, работающего на общем режиме налогообложения.
  2. Транспортный налог. Он взимается по правилам главы 28 НК. Его плательщики – собственники транспортных средств.
  3. Земельный налог. Этот обязательный платеж регламентируется нормами главы 31 НК. Его должны перечислять граждане, которые являются собственниками, бессрочными пользователями или пожизненными обладателями наделов земли.
  4. Имущественный налог, перечисляемый физическими лицами в бюджет. Его взимание регулируется главой 32 НК. Он уплачивается собственниками различных объектов недвижимости.

Субъект, который является индивидуальным предпринимателем (ИП), по закону отвечает за своевременное и полное внесение следующих обязательных платежей:

  1. Налог с дохода, получаемого гражданином от своей предпринимательской деятельности. По умолчанию предприниматели платят НДФЛ. Однако ИП может перейти на спецрежим налогообложения (например, на упрощенную или патентную систему).
  2. Страховые взносы, которые регламентируются главой 34 НК.
  3. Имущественный налог (он уплачивается предпринимателем по общепринятым правилам).
  4. Налог на добавленную стоимость (сокращенно – НДС). Перечисляется согласно нормам главы 21 НК (если ИП является его плательщиком).

Возможные правонарушения, связанные с уплатой физлицом вышеперечисленных налогов (сборов), могут выражаться в следующих противоправных деяниях:

  • уклонение гражданина (предпринимателя) от внесения обязательных платежей;
  • неправомерное занижение налоговой базы;
  • просрочка оплаты;
  • неподача декларации;
  • указание некорректных сведений в отчетности;
  • прочие нарушения требований НК.

Какие обстоятельства признаются смягчающими?

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, установлен ст. 112 НК РФ. В их числе (п. 1 названной статьи):

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

  • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанный перечень является открытым (что отмечено, например, в Письме ФНС РФ от 12.05.2020 № БВ-4-7/7751@), поскольку к числу обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, НК РФ отнесены и иные, не указанные в п. 1 данной статьи обстоятельства, которые могут быть признаны таковыми судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываться при применении налоговых санкций.

Таким образом, смягчающими могут быть признаны (инспекцией или судом – в силу НК РФ) любые обстоятельства. Приведем примеры обстоятельств, которые суды обычно признают смягчающими и уменьшают размер взыскиваемых с налогоплательщика санкций.

Смягчающее обстоятельство Примеры судебных решений, в которых признаны смягчающие обстоятельства Отсутствие тяжких последствий для бюджета в результате допущенного правонарушения, добросовестность налогоплательщика в виде надлежащего исполнения налоговых обязательств Постановление АС ЦО от 09.07.2018 № Ф10-2389/2018 по делу № А48-5803/2017; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 № 09АП-72672/2020 по делу № А40-84205/2020 Несоразмерность штрафа тяжести совершенного налогоплательщиком правонарушения Постановление АС ВВО от 02.09.2020 № Ф01-12549/2020 по делу № А38-8335/2019; Постановление АС ПО от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019 по делу № А12-11374/2018 Отсутствие умысла в совершении правонарушения (правонарушение налогоплательщик совершил впервые и по неосторожности) Постановление АС УО от 14.02.2018 № Ф09-8784/17 по делу № А60-22643/2017; Постановление АС СЗО от 19.11.2018 № Ф07-13181/2018 по делу № А66-16452/2017 (Определением ВС РФ от 07.02.2019 № 307-КГ18-24740 оставлено в силе) Признание налогоплательщиком своей вины (он не оспаривает нарушение, а лишь просит о снижении штрафа) Постановление АС ВВО 02.09.2020 № Ф01-12549/2020 по делу № А38-8335/2019; Постановление АС ЗСО от 13.11.2019 № Ф04-4877/2019 по делу № А27-23267/2018 Тяжелое материальное положение налогоплательщика Постановление АС ЦО от 07.08.2019 № Ф10-3213/2019 по делу № А64-1130/2017; Постановление АС ПО от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019 по делу № А12-11374/2018 Осуществление налогоплательщиком деятельности в социально значимой сфере Постановление АС ВВО от 09.07.2018 № Ф01-2517/2018 по делу № А43-16446/2016; Постановление АС СЗО от 18.07.2019 № Ф07-7043/2019 по делу № А56-31168/2017

Приведенные примеры смягчающих обстоятельств, разумеется, не являются панацеей. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что они всегда будут признаны таковыми налоговиками или судом. Ведь и налоговики, и арбитры оценивают доказательства, представленные налогоплательщиком, по своему внутреннему убеждению (о чем сказано в ст. 101 НК РФ, ст. 71 АПК РФ). Поэтому одни и те же обстоятельства в разных ситуациях могут быть квалифицированы налоговиками и арбитрами по-разному в зависимости от оценки, основанной на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся у них доказательств правонарушения. Но в любом случае для учреждения есть смысл заявлять о них и при рассмотрении материалов проверки, и в суде.

Чем грозит несвоевременная выплата зарплаты?

Мало кто, осведомлен о том, что за задержку зарплаты сотрудник имеет право требовать определенную компенсацию. Пользуясь этим незнанием, некоторые организации выплаты зарплаты проводят не вовремя. И касается это не только зарплаты, но и других выплат, таких как отпускные, расчетные. Стоит отметить, что работодателю придется выплатить компенсацию за просрочку зарплаты даже в тех случаях, когда задержка произошла не по его вине. Размер компенсации за несвоевременное получение зарплаты сотрудником зависит от величины зарплаты, ставки ЦБ и количества просроченных дней.

Если день зарплаты выпал на праздник или выходной, расчет должен быть произведен накануне. Работник имеет полное право прекратить выполнять свои обязанности, если ему задерживают выплату зарплаты в течение 15 дней, причем организация вынуждена будет оплатить ему и дни простоя. Согласно законодательству, следить за своевременной выплатой зарплаты необходимо не только сотруднику, но и работодателю.

Сроки давности

установлен следующий срок давности привлечения к административной ответственности: три года со дня окончания соответствующего налогового периода. Если налоговая подала в суд за неуплату налога, существует и срок давности взыскания штрафов в судебном порядке — шесть месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате ().

В соответствии со ст. 78 УК РФ, срок давности привлечения к уголовной ответственности: два года за совершение преступления небольшой тяжести. К таковым относится и большинство случаев уклонения от уплаты налогов, так как наказание по этим статьям в виде лишения свободы не превышает 3 лет. Если совершившее проступок лицо уклоняется от следствия или уплаты штрафа, течение сроков приостанавливается.

Как применяются смягчающие обстоятельства?

Порядок применения смягчающих обстоятельств определен ст. 114 НК РФ. В частности, в п. 3 сказано, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа может быть сокращен не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.

Таким образом, при применении санкций Налоговым кодексом обеспечена индивидуализация их содержания (объема) (см. Письмо Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-02-08/69062). Более того, уменьшение размера штрафных санкций по основаниям, предусмотренным НК РФ, не ставится в зависимость только лишь от волеизъявления налогоплательщика (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 № 09АП-41791/2019 по делу № А40-49647/2019).

Минфин считает, что при принятии решения о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговики обязаны учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность за его совершение (см. письма от 18.07.2018 № 03-02-08/50214, от 26.12.2018 № 03-02-07/1/95031).

Суды при рассмотрении спора по существу также должны установить наличие либо отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств и исходя из этого определить окончательный размер штрафных санкций, взыскиваемых с налогоплательщика (Постановление АС ЗСО от 28.07.2021 № Ф04-4121/2021 по делу № А02-1486/2020).

Штраф не может быть снижен до нуля!

НК РФ установлен минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (см., например, Постановление АС МО от 15.07.2020 № Ф05-10256/2020 по делу № А40-185452/2019). Но! Уменьшение суммы штрафа до нуля означает освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения, что не соответствует НК РФ. А это недопустимо.

Законодатель разграничил юридические факты, с наличием которых он связывает возможность снижения размера штрафных санкций и освобождения от ответственности за совершение налогового правонарушения. Перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотрен ст. 109 НК РФ и является закрытым. Поэтому если перечисленные в названной статье обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения и, соответственно, привлечение его к ответственности, не установлены, то уменьшение штрафа до нуля следует признать незаконным. Такой вывод сделан в Определении ВС РФ от 05.02.2019 № 309-КГ18-14683 по делу № А76-5261/2017 (в дальнейшем данный подход был закреплен в п. 30 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2019) (утвержден Президиумом ВС РФ 17.07.2019)).

Суд вслед за налоговиками тоже может снизить штраф

Ранее уже упоминалось, смягчающие обстоятельства при определении окончательного размера штрафа, подлежащего взысканию с учреждения, в равной степени могут быть применены как налоговым органом, так и судом.

Но может ли суд снизить размер штрафа после того, как налоговая инспекция уже снизила его? Никаких четких правил в этой части Налоговым кодексом не установлено. Как, впрочем, и ограничений относительно установления максимального размера снижения штрафа, подлежащего взысканию при наличии смягчающих ответственность обстоятельств (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Поэтому в арбитражной практике в настоящее время сформирован следующий подход к разрешению споров о порядке снижения штрафа: суд вправе снизить размер штрафа более чем в два раза даже после того, как сам налоговый орган уже снизил его как минимум в два раза. Так, в Постановлении от 11.06.2015 № Ф04-20325/2015 по делу № А81-4793/2014 АС ЗСО указал, что само по себе применение смягчающих обстоятельств налоговым органом при принятии оспариваемого решения инспекции не означает невозможность их повторного применения судом.

Другой окружной суд тоже считает, что при определении соразмерности примененной налоговой санкции совершенному налоговому правонарушению суды вправе учитывать любые смягчающие ответственность обстоятельства, в том числе и ранее оцененные налоговым органом (см. Постановление АС СКО от 16.12.2019 № Ф08-11338/2019 по делу № А32-12272/2019).

Административная ответственность должностных лиц предприятия.

В силу НК РФ привлечение предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его должностных лиц (при наличии оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Напомним, что согласно ст. 7 Закона о бухучете ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта (п. 1). Руководитель обязан:

  • либо возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта;

  • либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Таким образом, административный штраф будет начислен лицу, ответственному за ведение бухучета, – директору, главбуху или иному должностному лицу организации.

Административную ответственность должностное лицо предприятия несет за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, выразившееся, например, в занижении сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета. За это нарушение согласно ст. 15.11 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (п. 1). При повторном правонарушении это лицо ждут штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (п. 2). Указанная ответственность наступает и для налогоплательщика, и для налогового агента.

Исходя из смысла п. 7 КоАП РФ, если в отношении должностного лица было начато производство по делу об административном правонарушении, а затем было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, административное производство подлежит прекращению.

Неуплата налога

Некоторое время назад ко мне на консультацию пришел ИП. Этот ИП не декларировал полученные доходы и не платил налоги вообще. И вдруг неожиданно к нему пришел запрос от налоговой инспекции с просьбой пояснить расхождения в данных декларации по УСН и в выписке банка. Расхождения были налицо, индивидуальный предприниматель испугался, ведь ему кто-то сказал, что его никогда не проверят. К сожалению, объем неуплаченных налогов был крайне велик и попадал под уголовную ответственность. Товарищ реально стал думать о переезде в другую страну. Чем закончилась история, мне неизвестно, человек перестал отвечать на звонки.

За неуплату налога в налоговом кодексе отвечают несколько статей, в зависимости от того, какие события привели к неуплате.

Если к неуплате привело грубое нарушение правил учета, то штрафы такие (п. 3 ст. 120 НК РФ):

  • 20% от суммы неуплаченного налога
  • Не менее 40 000 р.

Грубое нарушение правил учета для ИП — это ошибки в учете доходов, расходов, объектов налогообложения, отсутствие первичных документов, счетов-фактур (если они нужны для исчисления налогов), отсутствие регистров налогового учета (книги доходов и расходов), неоднократные (более одного раза в течение календарного года) ошибки в книге доходов и расходов или в отчетности.

Если к неуплате привели иные обстоятельства (не подпадающие под грубое нарушение) и при этом налоговая база занижена, то штраф следующий (ст. 122 НК РФ):

20% от суммы неуплаченного налога.

Большинство неуплат налога скорее подпадет под грубое нарушение. Однако если неуплата произошла из-за забывчивости, а учет верный и налоги правильно посчитаны и задекларированы, то ИП заплатит только пени, штрафа не будет.

Принципы привлечения гражданина к налоговой ответственности

Основные принципы привлечения физического лица к надлежащей ответственности за неуплату налогов регламентируются положениями главы 15 НК. Так, статьей 108 НК устанавливаются следующие правила:

  1. Гражданин, который совершил налоговое правонарушение, отвечает в порядке и по основаниям, оговоренным соответствующими нормами НК.
  2. Не допускается повторное наказание правонарушителя за один и тот же факт неуплаты налогов.
  3. Гражданин привлекается к надлежащей ответственности за налоговое правонарушение, если факт совершения этого деяния установлен вердиктом ФНС.
  4. Привлечение правонарушителя к надлежащей ответственности за неуплату налогов не избавляет его от необходимости перечислить (уплатить) полагающиеся суммы.
  5. Презумпция невиновности гражданина, обвиняемого в противоправном деянии (пункт 6 статьи 108 НК). Органы ФНС должны доказывать виновность физлица.

Наказание за неуплату налогов не будет применяться к физическому лицу, если имеется минимум одно из нижеперечисленных обстоятельств (статья 109 НК):

  • событие соответствующего правонарушения отсутствует;
  • вина гражданина не установлена;
  • физлицу ещё не исполнилось 16 лет;
  • срок давности уже прошел.

Налоговое правонарушение может быть совершено гражданином как по неосторожности, так и умышленно. В обоих случаях может усматриваться виновность лица

Однако вина гражданина исключается при наличии минимум одного из нижеследующих обстоятельств:

  • совершение противоправного деяния из-за форс-мажорного обстоятельства, не требующего особого подтверждения, или в состоянии неспособности физлица к руководству собственными действиями (это нужно доказать);
  • иные обстоятельства, оговоренные статьей 111 НК.

Смягчающими обстоятельствами признаются:

данное правонарушение было совершено в ситуации принуждения, угрозы или зависимого положения гражданина, а также при наличии у него тяжелых обстоятельств семейного, личного или материального характера;
иные факторы, которые могут приниматься органом ФНС или судом во внимание.

Отягчающее обстоятельство – за аналогичное нарушение гражданин уже привлекался к надлежащей ответственности ранее (пункт 2 статьи 112 НК).

Особенности привлечения физического лица к ответственности за неуплату налогов:

  1. Срок давности для привлечения гражданина к установленной ответственности за неуплату налогов составляет 3 года. Данный период исчисляется по правилам статьи 113 НК.
  2. Штраф за неуплату налогов – санкция, применение которой предусматривается статьей 114 НК. Смягчающее обстоятельство позволяет уменьшить размер применяемой денежной санкции в 2 раза. Отягчающее обстоятельство приводит к увеличению суммы штрафа на 100%.
  3. Взыскание налоговых сумм и штрафных санкций с гражданина, не являющегося ИП, осуществляется по правилам статьи 48 НК.

Понятие налоговой недоимки

Термин «недоимка» является ключевым с точки зрения процедуры привлечения к ответственности. Под ним принято понимать все неуплаченные в положенный срок суммы налогов и сборов. Его не следует путать с понятием налоговой задолженности, которое является более широким и включает кроме самой недоимки начисленные штрафы и пени за несвоевременные платежи.

Какие именно составляющие формируют недоимку налогоплательщика?

Собственно неуплата налога в полном объёме и в установленные сроки, которая формирует долг гражданина или организации перед государственной или региональной казной.

Выявленная сумма недостачи в выплатах по налогам и сборам, которая может быть вызвана ошибками в исчислении или преднамеренным сокрытием части объекта налогообложения. Недостачу формирует незарегистрированное имущество, скрытое от государства, например, недвижимость на участке. Также это может быть более низкий показатель дохода, указанный в декларации, по сравнению с реальным.

Выявление недоимок налоговыми органами происходит посредством камеральных или выездных проверок. Первый тип представляет собой периодически проводящееся по месту размещения отделений налоговой службы изучение представленных деклараций и прочих документов на предмет правильности исчисления и последующей уплаты налогов.

Выездные проверки проводятся по адресу регистрации налогоплательщика, чаще всего организаций, и являются самым эффективным способом обнаружения недоимок, причиной образования которых может стать, например, неуплата налога на прибыль или имущество в должном объёме в связи с занижением налогооблагаемой базы. Выявить такие факты помогает тщательный анализ документации налогоплательщика.

Виды наказания

  • административная — в этом случае человек вынужден будет погасить задолженность и размер выставленной пени за неуплату налогов;
  • уголовная — применяется крайне редко, предусматривает лишение свободы за систематические уклонения от закона и при отказе от перечисления финансов в больших объемах;
  • налоговая — начисляются пени, штрафные санкции.

Виды ответственности за уклонение от уплаты налогов зависит от типа нарушения и оттого, кто его совершил.

ВНИМАНИЕ! Может быть назначена только одна мера наказания.

Административная

Наказания за неуплату налогов согласно Административному Кодексу выносятся за такие правонарушения:

  • невыполнение сроков отчетности — предусмотрено предупреждение или штрафы за неуплату налогов от 300 до 500 руб.(ст. 15.5 КоАП);
  • нарушение ведения бухгалтерского учета — денежные санкции в размере 5–10 000 руб. При повторном — от 10 до 20 тыс. руб.;
  • несвоевременная постановка на учет — отводится законом 10 суток после регистрации организации. В этом случае нужно будет компенсировать наказание от 500 до 1000 руб.

Отказ от предоставления необходимых документов сотруднику ИФНС будет стоить нарушителю от 500 до 1000 руб.

Надо помнить! Перед предъявлением претензий должен быть составлен протокол нарушений.

Налоговые обязательства

  • глобальное искажения показанных сумм доходов и расходов (ст.  НК РФ) — предусмотрен штраф от 10 до 30 тыс. рублей;
  • отсутствие пояснений по НДФЛ и непроизведенные отчисления в условленное время — сумма штрафа за неуплату таких налогов составляет 20% от всех начислений (ст. НК РФ);
  • частичная уплата из-за снижения налоговой базы;
  • деятельность ИП или организации без взятия на учет в ФНС — штраф за неуплату налогов ИП и юридическим лицам в этом случае полагается в размере 10% от дохода за неучтенный период, но не менее, чем 40 тыс. рублей;
  • непредставление декларации — налагается взыскание в размере 5% от суммы доходов;

Отказ от предоставления документов налоговой службе карается санкциями — 20% от объема налога.

Уголовное наказание

Согласно закону могут быть привлечены к строжайшим мерам воздействия за систематические нарушения.

Привлекаются лица, которые были уполномочены передать финансы за плательщика и не выполнили такие действия.

Статья 198 УК РФ

В этой статье указано, что в случае огромной задолженности штраф за неуплату таких налогов юридическим лицом составляет 100–300 тыс. или ограничение свободы на период до 12 мес.

Статья 199 УК РФ

Невнесение взноса в бюджет за прибыль или НДС согласно этой статьи касается главных бухгалтеров, директоров предприятий. Если в обязанности рядового персонала входит оформление бухучета, то он также будет отвечать перед законом.

Налоговый комплаенс как инструмент уменьшения рисков привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям

Налоговый комплаенс – это комплекс мер по оценке налоговых рисков. Он позволяет выявить ошибки при исчислении налогов и сборов, оценить вероятность назначения налоговой проверки, проконтролировать соблюдение критериев должной осмотрительности, проверить поставщиков на добросовестность и т.д. Процедуры налогового комплаенса помогут точно узнать, насколько рискованна применяемая организацией хозяйственная модель. А главное, после проведения таких процедур можно будет выработать план мероприятий для нивелирования рисков и предотвращения возможных негативных последствий, в том числе привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим пример. Небольшое ООО решило проанализировать, насколько рискованна применяемая им модель хозяйственных отношений с точки зрения ст. 54.1. НК РФ («Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»). Общество обратилось к сторонним налоговым консультантам. Они предложили провести проверку, при которой выявляются, оцениваются и нивелируются налоговые риски на предприятии. Особенность этой процедуры налогового комплаенса заключается в том, что критериев налоговых рисков по ст. 54.1 в Налоговом кодексе нет. Для определения подобных рисков используются методики, основанные в том числе на опыте сопровождения налоговых проверок и анализе арбитражной практики.

После проведения запланированной комплаенс-процедуры стало ясно, что в зоне риска оказались хозяйственные взаимоотношения организации с индивидуальными предпринимателями. В случае проверки налоговый орган мог переквалифицировать гражданско-правовые договоры с ИП в трудовые и доначислить страховые взносы и штрафы. Такой риск возник из-за ошибок в формулировках условий договоров и оформлении первичных документов.

(Налоговый орган может переквалифицировать гражданско-правовые договоры с самозанятыми в трудовые и доначислить налоги и страховые взносы, которые не выплачивались с даты заключения договоров. А если сумма неуплаченных налогов и сборов окажется крупной, то может встать вопрос и об уголовной ответственности. Почему это возможно и как этого избежать – читайте в статье «Самозанятость: нюансы нового налогового режима»).

Признаки и виды незаконного предпринимательства

Признаки незаконной предпринимательской деятельности, при наличии которых правоохранительные структуры могут заинтересоваться организацией работ и оказанием услуг определенной фирмой:

  • не регулярное осуществление деятельности;
  • чрезмерное обогащение при невозможности объяснить и подтвердить законность получения высоких доходов;
  • отсутствие регистрации либо получение ее с нарушениями законодательства;
  • отсутствие лицензии на деятельность в случаях, когда ее наличие обязательно;
  • использование труда третьих лиц без соответствующего официального оформления трудовых отношений и выплаты зарплаты с отчислениями в государственные фонды.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности может осуществляться следующими способами:

Знаете ли Вы

  1. Осуществление деятельности без предварительной регистрации субъекта в налоговых органах. Закон устанавливает, что такая регистрация позволяет защищать права потребителей, пополнять казну за счет отчислений и налогов, а также контролировать законность осуществляемой деятельности.
  2. Осуществление деятельности, выходящей за рамки той, для которой был открыт бизнес. При регистрации субъекта в регистрационных документах в обязательном порядке указывается вид деятельности, для осуществления которой регистрируется юридическое лицо. Нарушением будет считаться умышленное или неумышленное несоблюдение дозволенных границ и лицензионных требований.
  3. Осуществление деятельности без лицензии в том случае, когда получение такого разрешения по закону считается обязательным. Существуют определенные виды деятельности, которые подлежат лицензированию. Получение лицензии подтверждает прохождение субъектом дополнительной проверки в той сфере, которая требует более пристального контроля со стороны государства (медицина, инвестиции, страхование, международные перевозки и т.д.).
  4. Фиктивное предпринимательство – это незаконная коммерческая деятельность, осуществляемая с целью «отмывания» доходов, полученных преступным путем либо с целью уклонения от уплаты налоговых обязательств. Главным признаком фиктивного предпринимательства считается наличие прямого умысла, т.е. лицо отлично знает, что действует вне закона, но продолжает так делать с целью извлечения собственных выгод.

Субъектом незаконной коммерческой деятельности может быть как физическое, так и юридическое лицо, в том числе некоммерческие организации и политические партии, которым в принципе по закону запрещено занятие такой деятельностью. Особым субъектом является организованная группа, создание которой всегда влечет уголовную ответственность.

Причина привлечения к уголовной ответственности – умысел

Проводя предварительное расследование по уголовному делу, следственные органы должны доказать, что деяние было совершено с прямым умыслом, а именно с целью уклонения от уплаты налогов и сборов.

Способами уклонения от уплаты налогов являются умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений и умышленное их непредставление3. При этом лицо, совершившее налоговое преступление, осознает общественную опасность своего действия (бездействия), предвидит возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желает их наступления.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2003 г. № 9-П указал, что предусматривается «уголовная ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в налоговом законодательстве правил».

Таким образом, причиной привлечения к уголовной ответственности не может быть ненамеренная неуплата налогов и страховых взносов, например случайная арифметическая (техническая) ошибка, ошибка в бухгалтерской программе, методологическая ошибка при исчислении налога.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Уголовная ответственность за неуплату налогов наступает по ряду статей. Правоохранительные органы выносят постановление о возбуждении уголовного дела по заявлению ИФНС, направленному в десятидневный срок с момента обнаружения нарушений.

Статья 198 УК РФ

Правонарушение по ст. 119 НК РФ, а именно неподача декларации и прочих необходимых документов, либо подача, но с внесением заведомо ложных сведений начинает квалифицироваться как преступление, если такие нарушения допущены гражданином или ИП в особо крупном размере.

В примечании к ст. 198 Уголовного кодекса РФ указано, что крупным размером в этом случае будет считаться сумма неуплаченного за трехлетний период налога,  превышающая 900 000 рублей, если она составляет, как минимум, десятую часть дохода, либо превышающая 2 700 000 рублей за тот же период. Особо крупным размером считается неуплата налога за трехлетний период в размере, как минимум, 4 500 000 рублей, если она представляет собой более 20% от облагаемой налогом суммы.

В соответствии с п. 1 указанной статьи, за такое деяние в крупном размере полагается наказание в виде 100000-300000 рублей штрафа или уплата суммы дохода за 2-3 года, а также вплоть до трех лет принудительных работ или до года лишения свободы. За налоговое преступление в особо крупном размере установлено 200000-500000 рублей штрафа, уплату полутора-трехлетнего дохода, а также до трех лет принудительных работ и лишения свободы на такой же срок.

Статья 199 УК РФ

За те же деяния, но совершенные организацией и в других размерах, установлена ответственность по ст. 199 УК РФ. Особо крупным размером будет сумма неуплаченного за трехлетний период налога,  превышающая 5 млн. рублей, если она составляет, как минимум, 25% дохода, либо превышающая 15 мл. рублей за тот же период, а особо крупным размером —неуплата налога за трехлетний период в размере, как минимум, 15 млн. рублей, если она представляет собой более половины от облагаемой налогом суммы, либо превышает отметку в 45 млн. рублей.

Если деяние повлекло неуплату налога в крупном размере, назначаются 100-300 тыс. рублей штрафа, или уплата дохода за период 1-2 года, до полугода ареста, или до двух лет принудительных работ, а также до двух лет лишения свободы. Последние два вида наказания могут сопровождаться лишением должностного лица права занимать свою должность или заниматься соответствующей деятельностью в течение трехлетнего периода лет.

Если преступление совершила группа лиц по предварительному сговору или если оно повлекло неуплату налога в особо крупном размере, назначаются 200-500 тыс. рублей штрафа, или уплата дохода за период 1-3 года, или до пяти лет принудительных работ, а также до шести лет лишения свободы. Последние два также, по усмотрению судьи, могут сопровождаться лишением виновного должностного лица права занимать данную должность или заниматься соответствующей деятельностью в течение трехлетнего периода лет.

Статья 199.1 УК РФ

Если налоговый агент, например, работодатель, не отчисляет налог в личных интересах и сумма неуплаты достигла крупных или особо крупных размеров, то, согласно ст. 199.1 УК РФ, ему назначается наказание, аналогичное тому, которое предусмотрено для физических лиц ст. 198 УК РФ, при том, что крупный и особо крупный размер в этом случае законодатель оценивает так же, как при неуплате налогов организацией по ст. 199 УК РФ.

Срок давности по налоговым преступлениям

Уголовный кодекс связывает продолжительность срока исковой давности с категорией преступления, которая определяется по УК РФ. С учетом этого, максимальный срок лишения свободы, предусмотренный за налоговые преступления по статьям 198 и 199.1 не превышает трех лет, то они относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а значит, срок давности по ним истекает спустя 2 года с момента совершения. В случае с налоговым преступлением, максимальный срок лишения свободы за которое составляет 6 лет, что определяет его как тяжкое преступление и влечет установление десятилетнего срока давности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector