Пищевые и кулинарные вузы россии 2021

Специфика профессии

Работа повара состоит из нескольких этапов:

  • получение исходных продуктов;
  • соблюдение технологии и рецептуры приготовления блюд;
  • обеспечение процесса приготовления блюд: подготовка необходимого оборудования, заготовка полуфабрикатов;
  • правильная эксплуатация кухонного оборудования;
  • учет и хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • подача (презентация) блюда.

В России классификация поваров отличается от европейской и американской:

  • Шеф-повар — профи самого высокого класса. Он составляет заявки на необходимые продукты, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. Изучая спрос покупателей, формирует ассортимент блюд и кулинарных изделий, составляет ежедневное меню. Контролирует технологию приготовления пищи и соблюдение работниками санитарных требований и правил гигиены. Организует учет и составление отчетности о деятельности предприятия.
  • Повар-кондитер специализируется на изготовлении кондитерских изделий, для чего необходим изысканный вкус, фантазия и изобретательность.
  • Повар-технолог организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона. Разрабатывает рецепты новых фирменных блюд и составляет на них технологические карты. Оформляет необходимую документацию, инструктирует поваров.
  • Повар-кулинар рассчитывает расход сырья и выход готовой продукции, готовит блюда (выполняет все возможные технологические операции — замешивает, измельчает, фарширует и т. д.), регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительными приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, художественно оформляет блюда и кондитерские изделия, делит их на порции.

История профессии

Первыми технологами по контролю за качеством приготовленной пищи можно считать людей, которые дегустировали королевскую еду. Им короли доверяли безоговорочно. В настоящее время профессия технолога общественного питания востребована как никогда ранее в связи с развитием и расширением сети  предприятий общественного питания. 

В России так называемые предприятия общественного питания в виде трактиров, корчм возникли в конце XVIII века наряду с возникновением кулинарии как науки.  Контролировать качество пищи, приготовленной нанятыми людьми, приходилось хозяевам заведений. Таким образом возникла профессия технолога общественного питания.

Можно ли стать поваром после 11 класса?

На повара можно пойти учиться и после 11-го класса. При таком раскладе, так как вы сдали ЕГЭ вам доступны не только кулинарные техникумы, но и вузы!

К сожалению, в России не существует высших учебных заведений исключительно кулинарной направленности. Высшее кулинарное образование можно получить в некоторых торговых институтах в России. Для поступления в кулинарный вуз в России абитуриенту необходимо будет сдать ЕГЭ.

При этом нужно постараться набрать высокие баллы по математике, русскому языку, а также химии и физике, которые может потребовать тот или иной вуз для зачисления (это стоит уточнить на сайте выбранного вами учреждения). В среднем, общий балл за три экзамена может составлять от 150 до 200, в зависимости от учебного заведения.

Получить качественное образование можно и в кулинарных школах Европы и США. В этом случае вас ждет диплом международного образца и более широкие карьерные перспективы.

Обучение в кулинарном вузе длится 4 года и даёт больше возможностей, чем техникум. Специалист с дипломом кулинарного вуза обладает специализированными знаниями об организации процесса приготовления блюд, может рассчитать количество необходимых  компонентов и стоимость одного блюда, умеет создавать технологические карты, знает как составлять меню. Такой работник и ценится выше.

Где может учиться технолог пищевой промышленности

В странах СНГ обучение пищевых технологов происходит в высших или средних специальных учебных заведениях.

Вузы

В Москве специальность пищевой технолог можно освоить в следующих вузах:

  • Московский государственный университет пищевых производств. Здесь можно получить диплом технолога переработки растительного и животного сырья: 350 бюджетных мест и сотрудничество с крупными предприятиями производства мясной и молочной продукции делает этот вуз привлекательным для абитуриентов.
  • Московский государственный университет технологий и управления им. Г.К.Разумовского по специальностям: «Продукты питания животного производства» и «Продукты питания из растительного сырья». Этот вуз основной упор делает на научную составляющую профессии, сотрудничая с научно-исследовательскими институтами.
  • Российский государственный аграрный университет им. К.А.Тимирязева славится высоким проходным баллом.

Вузы сотрудничают с крупными пищевыми производствами, на которых студенты проходят практику. В учебных заведениях предусмотрены бюджетные места, но и проходной балл достаточно высок.

Получить профессию технолога пищевой промышленности можно не только в вузах на родине, но и за рубежом.

Интересно!

В Германии специальность технолога пищевой промышленности может называться по-разному: технология и экономика пищевого производства, техника пищевого производства или инженер-экономист по производству продуктов питания. Готовят этих специалистов вузы, причем для работы зачастую достаточно получить степень бакалавра. Впрочем, по этим направлениям предусмотрена и магистратура. Многие немецкие предприятия пищевой промышленности заинтересованы в русскоговорящих специалистах для распространения немецких технологий на российском рынке. Конечно, чтобы работать в Германии, нужен соответствующий диплом, в идеале, диплом немецкого вуза.

Обучение в Германии – не такой неподъемный проект, как может показаться на первый взгляд.

Вузы Германии принимают студентов на бесплатное обучение.

Вам будет интересно узнать: Подбор программ обучения в немецких вузах

Перед началом учебы в немецком вузе, как правило, абитуриент учится в течение года в колледже довузовской подготовки. Это удобно, поскольку для поступления в колледж нужно знание немецкого языка на уровне В1, то есть невысоком. Приложив некоторые усилия, можно выучить язык на этом уровне менее, чем за год, и получить международный сертификат, а обучаясь на довузовской подготовке, будучи погруженным в языковую среду, не составит проблемы доучить немецкий.

Немаловажное преимущество немецких вузов – стипендия, которую могут получать даже студенты из-за рубежа. В Германии работают многочисленные стипендиальные фонды, которые помогают молодежи, обучающейся в вузе, поэтому получить стипендию – вполне реальная задача

Колледжи и техникумы

В колледжи поступают на основании конкурса аттестатов.

Впрочем, поступить в эти учебные заведения не всегда просто: в Пищевой колледж №33 на одно место на бюджете приходится в среднем 2 человека.

Учеба в колледже насыщена большим количеством практики. Это шанс найти себе работу, еще будучи студентом.

Интересно!

В Германии прохождение практики на предприятии неплохо оплачивается: будущие технологи пищевого производства получают 400-800 евро в месяц. Некоторые вузы требуют прохождения производственной практики до поступления.

Курсы

Курсы обучения технологов пищевого производства длятся всего несколько месяцев, причем половину этого времени занимает изучение теории, а вторая половина проходит на производстве. Курсы предусматривают только платное обучение.

Важно!

Технолог пищевой промышленности – серьезная и ответственная профессия, требующая большого объема знаний и опыта. Вот почему в вузах и ссузах как теории, так и практике отводятся годы. Квалифицированный специалист может рассчитывать на хорошо оплачиваемую работу на крупном пищевом производстве. Выпускники курсов, конечно, проигрывают специалистам с дипломами о высшем или даже среднем специальном образовании. Поэтому, если вы планируете расти в карьерном плане, посмотрите в сторону серьезных учебных заведений.

Способности и знания повара

  • обонятельная и тактильная чувствительность, обонятельная память;
  • хорошее вкусовое и цветовое восприятие, вкусовая память;
  • хороший глазомер;
  • изысканный вкус, фантазия, склонность к творчеству;
  • способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным признакам;
  • способность одновременно воспринимать несколько объектов;             
  • хорошо развитое чувство хронометража;
  • динамичность мышления;
  • знание мер, умение быстро и точно на глаз определять нужное количество жидкости, сыпучих продуктов, специй;
  • умение разбираться в качестве и свежести мяса, рыбы, овощей и фруктов;
  • знание технологий быстрого приготовления блюд, того, как рационально распределить время;
  • хорошая координация движений обеих рук, твердость руки, устойчивость кистей;
  • способность к выполнению мелких точных движений;
  • оперативность;
  • физическая выносливость: умение интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности;
  • энергичность;
  • умение импровизировать;
  • ответственность;
  • предусмотрительность;
  • пунктуальность, педантичность;
  • способность к переключениям с одной деятельности на другую;
  • стремление к профессиональному совершенству.

Можно ли стать поваром после 9 класса?

Уже после 9-го класса можно попробовать себя в поварском искусстве поступив в колледж. В итоге вы не только раньше сверстников получите диплом, но и сможете зарабатывать начав карьеру в кулинарии.

Помимо школьных экзаменов, некоторые колледжи могут проводить собеседование для абитуриентов. Абитуриенту нужно как можно убедительнее рассказать, почему он выбрал именно эту профессию. На собеседовании могут познакомить с нюансами  работы в кулинарной сфере. Если вы уже обладаете какими-то знаниями, не стесняйтесь их показать.

Обучение в кулинарном колледже после 9-го класса проходит 4 года. За это время можно стать поваром со всеми базовыми знаниями. Однако в техникум также поступают и после 11-го класса, тогда обучение продлится меньше, 3 года.

Причина более быстрого обучения кроется в том, что в программу для поступивших на базе 9 классов включены общеобразовательные предметы, которые изучаются в 10-11 классах.

Что вы получите, отучившись на повара в колледже?

После техникума вы получите не только свидетельство об общем образовании, но и диплом повара 3-го или 4-го разряда. Это означает, что вы уже будете способны на большее, нежели на чистку картошки для заготовки, сможете готовить полноценные блюда.

Тип и класс профессиональной деятельности

По типу деятельности профессию технолога следует относить к разновидности «Человек — Природа». Это значит, что специалисты должны будут активно взаимодействовать с объектами живой и неживой природы, им нужно обладать хорошей усидчивостью и наблюдательностью. Конечно же, профессия «инженер-технолог пищевой промышленности» вполне может быть отнесена и к типу «Человек — Техника», так как она предполагает хорошее знание особенностей многочисленных механизмов для правильного управления ими. Это требует от людей хороших двигательных навыков, а также любви к ручной и технической деятельности.

Кроме того, относится профессия и к классу «исполнительских», так как во многих случаях особой творческой фантазии проявлять не требуется, но нужно работать, строжайше соблюдая требования стандартных инструкций. Нужны организованность, исполнительность и высокая степень аккуратности.

Описание профессии

Технология общественного питания – первичное звено в процессе организации общепита. Специалистам необходимо ежедневно работать с продуктами, а именно:

  1. Оценивать качество сырья и продуктов, используемых для приготовления блюда.
  2. Соблюдать нормы закладки каждого ингредиента.
  3. Оценивать вкусовые качества и безопасность готового блюда.
  4. Знать характеристики, свойства, способы обработки и хранения конкретных продуктов.
  5. Разрабатывать рецептуру блюд, усовершенствовать используемые рецепты.

На практике технология общественного питания не ограничивается перечисленными выше обязанностями. Специалисты также занимаются организацией производства, включающей:

  1. Комплектацию кухни необходимым инвентарем и техникой.
  2. Обучение персонала работе с профессиональными плитами, духовыми шкафами, другим оборудованием.
  3. Распределение работы между поварами, координацию и контроль за ее выполнением.
  4. Оформление необходимой нормативной документации.
  5. Контроль за соблюдением санитарных норм при хранении, обработке, приготовлении продуктов и блюд.
  6. Составление технологических карт на новые позиции в меню.
  7. Подбор кадров, повышение их квалификации.

Квалифицированный технолог сможет приготовить изысканное блюдо высокой кухни из простых продуктов, эффектно презентовать его.

Выход на мировую арену

Пройдя путь до уровня хорошего профильного специалиста, способного руководить небольшой командой, можно и остановиться.

А можно двигаться дальше: получать международный опыт, изучать кулинарные традиции одной или нескольких стран, поработать в лучших ресторанах по всему миру.

Чтобы получить международный опыт и создать себе имя в ресторанном бизнесе, нужно попасть в команду к лучшим в своем деле. Если нет связей и не поймать возможности, выручат кулинарные школы. Студенты правильных школ получают свой шанс: лучших преподавателей и стажировки в тех самых статусных заведениях и в самых известных командах.

В России и СНГ этот бизнес в зачаточном состоянии. У нас есть школы для профессионалов, но они не дают комплексного подхода к обучению и рассчитаны на краткосрочное повышение квалификации. А как же менеджмент, лидерство, управление персоналом?

Научная работа

Научно-исследовательская работа кафедры направлена на разработку продуктов функционального питания, обеспечивающих рациональную структуру потребления и защиту нутрициологического статуса человека. Основные направления НИР кафедры:

  1. Конструирование новых продуктов питания с применением пищевых нутриентов, оказывающих влияние на экспрессию генов;
  2. Изучение влияния пищевых нутриентов, применяемых при разработке новых продуктов питания, на метаболические процессы,;
  3. Корректировка состава пищевых продуктов на основе установления закономерности влияния полиморфизма генов на нормы усвоения тех или иных пищевых нутриентов;
  4. Конструирование «заменителей еды» — персонализированных пищевых смесей для людей, имеющих предрасположенность к тому или иному заболеванию;
  5. Изучение влияния пищевых продуктов, полученных с помощью аддитивных технологий (3D-печать), на физиологические процессы ассимиляции и усвоения организмом человека;
  6. Разработка полифункциональных продуктов и индивидуальных рационов с применением различных видов ценного нетрадиционного сырья для людей, имеющих генетические предрасположенности к различным алиментарно-зависимым заболеваниям;
  7. Моделирование структуры пищевых продуктов нового поколения и др.

Научно-исследовательская деятельность кафедры осуществляется в творческом содружестве со множеством партнерских организаций, среди которых:

  • Первый МГМУ имени И.М. Сеченова (Первый мед);
  • Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН (Пущино);
  • Физический институт имени П.Н. Лебедева РАН;
  • Институт общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН;
  • ФГБНУ ФНЦ Пищевых систем им. В.М. Горбатова;
  • НИИ и музей антропологии им. Д.Н. Анучина ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»;
  • ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» филиал НИИ ДП
  • Национальная Ассоциация Квалифицированных Производителей;
  • АНО «Российская система качества» (Роскачество);
  • АНО «Агентство стратегических инициатив» (АСИ);
  • ООО «МаревенФудСэнтрал» (бренд «Роллтон»);
  • ООО «Капитан» (компьютерное агентство по разработке программ для составления рационов);
  • ГК «Черкизово»;
  • ООО «Лебедянь Молоко»;
  • ООО «Русская трапеза»;
  • ООО «АГРОМАШ»;
  • ФГАНУ ВНИМИ;
  • ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат»;
  • ЭкоНива-АПК Холдинг;
  • ООО «Карат»;
  • ООО «Вим-Биль-Данн».

Диплом

Поварам, выпускникам колледжей присваивается третья категория. С ней можно идти в помощники повара, постепенно «дослужиться» до су-шефа – правой руки шеф-повара, и наконец, до самого шеф-повара. Шеф-повар, это уже 5-6 разряды. В последнее время многие выпускники колледжей и лицеев с охотой идут в личные повара и в столовые частных фирм. С учетом зарплат (от 500 долларов) этот вариант перспективен и спрос на него растет.

Анна, студентка Технологического колледжа:

– Преподаватели постоянно говорят нам, что повар прежде всего должен быть жизнерадостным. К сожалению, многие забывают об этом. А ведь настроение от повара всегда передается блюду, а через блюдо – клиентам. Негативные эмоции обязательно нужно оставить за порогом кухни – иначе успеха не добиться.

Сергей, повар, 27 лет:

– Очень важно, что сейчас в колледжах стали уделять внимание преподаванию кулинарной технологии. Когда я учился, эта специальность была напрочь забыта, так как системы общепита уже не существовало, а санитарные нормы еще не соблюдались. Теперь ситуация иная – в крупных ресторанах и закусочных особенно востребованы повара-технологи

Жаль только, что приходящие из колледжа ребята во время учебы ленились и не подрабатывали. Конечно, быть мальчиком на побегушках может и не очень престижно и выгодно, зато опыт набирается приличный

Теперь ситуация иная – в крупных ресторанах и закусочных особенно востребованы повара-технологи. Жаль только, что приходящие из колледжа ребята во время учебы ленились и не подрабатывали. Конечно, быть мальчиком на побегушках может и не очень престижно и выгодно, зато опыт набирается приличный.

Правила приема

Первое, что следует сделать после того, как выбран пищевой институт, – это выяснить, результаты каких ЕГЭ нужны для поступления. Неизменны только два предмета, обязательные для всех выпускников школ (русский и математика). Вариативная часть «абитуриентского набора» – химия или физика, причем у разных учебных заведений свои приоритеты. Если нет принципиальной разницы, в какой именно вуз поступать, лучше подстраховаться и сдать оба этих предмета.

Правила приема в кулинарный вуз имеют важную особенность. Ввиду того что студент будет контактировать с продуктами питания, устанавливаются особые требования к состоянию его здоровья. Главная цель – исключить вероятность инфицирования большого числа людей. Поэтому университеты выдвигают обязательное условие – прохождение медицинского осмотра. В его рамках:

  • проводится флюорографическое обследование;
  • делается ЭКГ;
  • сдаются анализы крови, мочи.

Плюс обязательны заключения от ряда врачей (отоларинголог, нарколог, психиатр, дерматовенеролог, терапевт). В остальном процесс приема и пакет сдаваемых документов такие же, как и для поступления на любые другие специальности.

Обучение на технолога-разработчика пищевых добавок

Специальность напрямую связана с химией, поэтому абитуриент, решивший посвятить свою жизнь созданию высококачественных пищевых добавок, доложен при поступлении сдавать следующие экзамены:

  • химия и русский язык;
  • математика.

Необходимо подавать документы в вузы, которые специализируются на подготовке химиков-технологов для пищевых предприятий. Конкурс на рассматриваемые специальности не слишком высокий, бюджетных мест очень много, а вакансий еще больше. Перед поступлением необходимо хорошо подготовится, начав посещать курсы по химии после окончания 8-9 класса.

Курсы Технолога-разработчика пищевых добавок

Курсы при институте химии СПбГУ

На обучение приглашаются ребята, которые желают подготовиться к поступлению в профильный вуз. Длительность обучения составляет 8 месяцев (110 ак. ч.), будущие абитуриенты смогут познакомиться не только с учебными дисциплинами, но и со спецификой профессии, вузом, работая с профессиональными педагогами.

Классификации поваров в России:

  • Шеф-повар – высшее звено в профессии. Высокое звание означает большую ответственность, поэтому шеф не только готовит изысканные блюда. Он руководит кухней, следит за работой поваров и официантов. Шеф-повар создает технологии приготовления новых блюд, дорабатывает старые рецепты. Отвечает за закупку продуктов под каждое блюдо.
  • Повар-кондитер. Этот человек специализируется исключительно на приготовлении кулинарных шедевров, для чего необходимы вкус, фантазия и изобретательность.
  • Повар-технолог контролирует приготовление и качество получившихся кулинарных и кондитерских шедевров. В их обязанности входит создание новых рецептов и фирменных блюд, а также составление технологических карт для разных блюд.
  • Повар-кулинар занимается непосредственно приготовлением и художественным оформлением блюд.
  • сушефа или помощника шеф-повара, который является его правой рукой
  • соусье или сотэшеф, который отвечает за соусы
  • рыбный повар, мясной повар, гриль-повар и овощной повар
  • повар холодных закусок
  • повар выпечки

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Технологом можно работать после получения соответствующего диплома высших или средних специальных учебных заведений. Вузы России предлагают профиль бакалавриата по специальности «технология продукции и организация общественного питания». Чтобы поступить в них, нужно предоставить приемной комиссии результаты сдачи ЕГЭ по математике, русскому, языку и химии.

Специальность «технология продукции и организация общественного питания» предусматривает изучение таких профилирующих предметов:

  • товароведение товаров продовольственных;
  • технология продуктов общественного питания;
  • организация производства общепита;
  • биохимия;
  • гигиена питания и санитария;
  • стандартизация, метрология и сертификация;
  • пищевая химия;
  • маркетинг и менеджмент и др.

Возможно также получить после 9 класса в среднем специальном учебном заведении по профилю «технология продукции общественного питания» квалификацию повара-технолога, после чего продолжить обучение в вузе по ускоренной программе.

Высшие и средние специальные учебные заведения этого профиля есть в любом регионе России. Наиболее известные:

  1. Институт торговли, пищевых технологий и бизнеса Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург) предлагает обучаться по программе «Технология продукции и организация ресторанного дела». Для поступления нужно сдавать русский язык, химию и математику.
  2. Ижевская государственная сельскохозяйственная академия дает возможность учиться по профилю «Технология продукции и организация общественного питания» на агроинженерном факультете.
  3. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова предлагает стандартную специальность «Технолог общественного питания», однако уровень преподавания здесь на очень высоком уровне, поэтому проблем с трудоустройством у прилежного студента не возникнет.
  4. Мытищинский колледж Российского университета кооперации.
  5. Ногинский торгово-экономический техникум.
  6. Московский кооперативный техникум им. Г.Н. Альтшуля МСПО.
  7. Московский областной сельскохозяйственный колледж.

Учеба в этих заведениях предполагает симбиоз теории и практики. Студенты стажируются на ведущих предприятиях отрасли.

Ожидание и реальность

Сфера общественного питания и ресторанный бизнес сейчас находятся на стадии небывалого подъема не только в России, но и за рубежом, поэтому профессия повара широко востребована. К сожалению, имея на руках одну лишь корочку, сразу устроиться на высокооплачиваемое место практически невозможно.

Особенность специальности в том, что даже хорошее теоретическое образование должно быть подпитано практикой и опытом работы в престижных ресторанных заведениях, чего не может обеспечить большинство отечественных вузов. Как раз это и есть одна из главных причин невысокой востребованности российских поваров за рубежом. Поэтому, если в мечтах – место шеф-повара в европейском мишленовском ресторане, то лучше присмотреться к таким известным зарубежным кулинарным школам (по сути, вузам, выпускающим бакалавров), как:

  • французская Le Cordon Bleu с филиалами в 20 странах (именно из ее закончил российский ведущий кулинарного шоу Алексей Зимин);
  • итальянская ALMA;
  • швейцарские BHMS, Culinary Arts Academy CAA или ICI,
  • американский колледж Kendall и Кулинарный институт Сан-Диего (San Diego Culinary Institute);
  • испанский University College of Hospitality Management and Culinary Arts.

Все они имеют безупречную репутацию в международных кругах во многом благодаря тому, что в серьезную теоретическую программу обучения включают многомесячные стажировки в престижных ресторанах. В результате студенты осваивают не только поварские навыки, но и получают менеджерский опыт управления предприятием общественного питания, в совершенстве овладевают кулинарным дизайном, винным делом и другими важными сторонами своей профессии.

Годовое обучение в них составит несколько десятков тысяч евро. Несмотря на то что часть расходов можно вернуть (студенты проходят практику, которая неплохо оплачивается), большинству российских выпускников школ остается о них только мечтать.

К счастью, и отечественные институты пищевой промышленности уже делают первые весьма успешные попытки подготовки профессионалов кулинарной сферы. Пока единственный пример – Институт гастрономии (ИГ), созданный в Сибирском федеральном университете в 2019 году. Его особенность состоит в совместной деятельности преподавателей учебного заведения с практиками ресторанного бизнеса. Благодаря этому весь процесс подготовки имеет максимально «деятельно» ориентированный подход (изучение поварского искусства непосредственно на предприятиях сектора HoReCa – индустрии гостеприимства – занимает 50 % общей программы).

Миссия Высшей школы гастрономии (ИГ) СФУ – воспитать первоклассных поваров, что делает ее на голову выше обычных кулинарных институтов, выпускающих технологов пищевых продуктов. Полученное высшее образование подтверждается не только российским дипломом международного образца, но и международным Institut Paul Bocuse.

Остальные кулинарные школы России, хотя и носят солидные названия институтов и академий, относятся к системе дополнительного образования, в них можно окончить краткосрочные (весьма полезные и ценные) курсы, по окончании которых выдадут сертификат или удостоверение, но не вузовский диплом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector