Обучение на машиниста электропоезда в москве
Содержание:
- Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?
- Обучение в метрополитене
- Обязанности
- Кто такой помощник машиниста?
- Плюсы и минусы работы машиниста
- Где можно получить профессию машиниста?
- Кому подходит
- Что нужно уметь, чтобы стать машинистом
- Перспективы профессии
- Особенности профессии
- Заработная плата
- Прохождение медкомиссии
- Медицинские противопоказания
- Профессия машинист локомотива — описание
- Описание профессии
- История профессии
- Важные качества
- Чем машинист отличается от помощника?
Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?
Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:
хорошая реакция;
внимательность;
осторожность;
осмотрительность;
выносливость;
хорошая зрительная память;
способность быстро переключать внимание;
стрессоустойчивость;
острота зрения и слуха;
высокая координация движения;
склонность к работе с техникой.
Помощник машиниста – профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.
Обучение в метрополитене
Колледжи подготавливают универсальных работников для электричек и метро. Но те, кто желают трудиться в метрополитене, зачастую идут по другому пути. В депо можно подать заявление о желании стать машинистом. Отдел кадров направит человека на обучение в Учебно-производственный центр (УПЦ) Московского метрополитена. Процесс очень насыщенный. Он складывается из таких этапов:
- Производственна слесарная практика.
- Сдача экзамена на получение разряда.
- Изучение оборудования электропоезда.
- Ознакомление со всеми инструкциями и терминами.
- Поездная практика.
Последний этап длится на протяжении нескольких недель на закреплённом маршруте. После сдачи финального экзамена выпускник становится помощником машиниста. Теперь необходимо отработать от нескольких месяцев до двух лет. В это время сотруднику предстоит наблюдать за посадкой пассажиров, проверять техническое состояние оборудования, реагировать на все обращения. Так человек набирается опыта.
Затем появляется возможность стать машинистом. Для этого кандидат направляется на дополнительное обучение в дорожно-техническую школу. Здесь процесс происходит на новом уровне. Будущих машинистов учат на специальных тренажёрах, которые моделируют управление составом. Это занимает от четырёх до шести месяцев.
После завершения дорожно-технической школы новичку даётся право сесть за контроллер машиниста. Потихоньку он будет набираться опыта и расти от машиниста 4-го класса до машиниста 1-го класса. После этого можно будет стать инструктором. Для повышения разряда необходимо снова отправляться на обучение.
Депо предлагает отличным работникам бесплатное обучение в университете. Перед сотрудником с высшим техническим образованием открывается много возможностей для карьерного роста. Например, в администрации РЖД и Управлении государственного железнодорожного надзора есть начальники, которые раньше трудились машинистами.
Обязанности
Узнать, что конкретно делает машинист конвейера, проще всего по ЕТКС. Там все расписано гораздо четче, чем в том же профстандарте. Этот сотрудник будет занят:
- управлением движущимися механизмами;
- работой со шнеками, элеваторами, конвейерами и их отдельными узлами;
- реверсированием и переключением конвейерных систем;
- регулированием ленты и натягивающих ее устройств;
- заменой ленты, роликов и других компонентов по мере необходимости;
- устранением заторов в лотках;
- восстановлением работоспособности неисправной техники;
- очисткой конвейеров и других, связанных с ними, устройств;
- наращиванием, переноской конвейеров;
- контролем исправного состояния конвейерной техники и сопряженных с ней механизмов.
Еще до начала работы машинист конвейера обязан убедиться, что:
- все необходимые детали закреплены;
- лента установлена правильно;
- детали конвейерных установок не изношены;
- скорость движения ленты соответствует потребностям производственного участка;
- натяжные барабаны, редукторы, электромоторы, маслопроводы работают исправно;
- нет утечек смазочных масел;
- загрузка конвейерной линии соответствует норме.
Кто такой помощник машиниста?
Помощник машиниста – работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).
Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто «механик», и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом – профессионала, который механизмом управляет. Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.
Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека. У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит. Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:
до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности
Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях
Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.
Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.
Плюсы и минусы работы машиниста
Как и в каждой профессии, в этой имеются свои положительные и негативные стороны.
Плюсы
- Романтическая сторона профессии – сменять города и горизонты за окном.
- Возможность приобретения новых впечатлений. Бывать в новых и неизведанных местах – не засиживаться в душном офисе.
- Уровень оплаты труда. Машинисты зарабатывают хорошо, на размер заработной платы влияет много факторов: стаж, направления, количество дней на сменах, безаварийность переездов и др.
- Ощущение собственной значимости. Управляя огромнейшим механизмом под названием поезда, начинаешь чувствовать себя очень важным и удовлетворенным от собственной деятельности.
- Социальный пакет. Работники железной дороги защищены государством, имеют стабильный оплачиваемый отпуск, социальные гарантии и прочие преимущества, которых не имеют наемные работники в частном бизнесе.
Работая машинистом, ты каждый день совершаешь путешествие и помогаешь людям
Минусы профессии
- Колоссальная нагрузка на здоровье (и физическое, и психологическое). В среднем смена длиться 12-14 часов.
- Всю смену машинисту приходится находится в достаточно тесной кабинке локомотива.
- Если поездки длительные, то по несколько недель машинисты не бывают дома и не видят свою семью.
- Квалификация достаточно узкая, имея за плечами знания работы в данной отрасли, переквалифицироваться в другую профессию невозможно. Придется начинать с ноля.
- Постоянная качка поезда может раздражать вестибулярный аппарат, в машинисты годятся только выносливые мужчины.
Профессия машиниста поезда — это большая ответственность, за жизнь и безопасность пассажиров
Читайте так же на «КтоТакой.com» — Кто такой пожарный — все тонкости профессии
Где можно получить профессию машиниста?
Получить профессию машиниста, независимо от направления деятельности специалиста, можно в средне-специальном учебном заведении. Однако на этом процесс обучения, чаще всего, не прекращается. Во-первых, поскольку техника постоянно совершенствуется и обновляется, машинисту приходится периодически проходить переобучение или повышать квалификацию Во-вторых, некоторые специализации, например, профессия машиниста электропоезда, предполагают не только получение практических навыков в должности «помощник машиниста» (причем, в случае с машинистом электропоезда, специалист должен проработать помощником машиниста не менее 3-х лет, прежде чем ему позволят самостоятельно управлять составом), но и прохождение дополнительных курсов.
Выбор учебного заведения во многом зависит от специализации машиниста: для получения профессии «машинист поезда» нужно выбирать железнодорожные техникумы, профессию «машинист-тракторист» можно получить в сельскохозяйственном техникуме, а стать бульдозеристом, можно после окончания обучения в строительном техникуме. В частности, превосходным выбором места обучения будущего машиниста может стать:
- Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта;
- Моздокский механико-технологический техникум;
- Забайкальский горный колледж им. М.И. Агошкова;
- Тульский технический колледж им. С.И. Мосина;
- Московский строительный техникум №12.
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очно-заочная | 123 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 200 000,00 ₽ |
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Хабаровск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 41 500,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 117 170,00 ₽ |
Байкало-Амурский институт железнодорожного транспорта — филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Тынде
Тында
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 112 070,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 39 600,00 ₽ |
Сахалинский институт железнодорожного транспорта — филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Южно-Сахалинске
Южно-Сахалинск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 112 070,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 39 600,00 ₽ |
Уссурийский филиал Современной гуманитарной академии
Уссурийск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 112 070,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 39 600,00 ₽ |
Сибирский государственный университет путей сообщения
Новосибирск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 107 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 47 250,00 ₽ |
Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал Иркутского государственного университета путей сообщения в г. Красноярске
Красноярск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 104 500,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 42 700,00 ₽ |
Ростовский государственный университет путей сообщения
Ростов-на-Дону
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 52 400,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 102 000,00 ₽ |
Иркутский государственный университет путей сообщения
Иркутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 101 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 55 800,00 ₽ |
Сибирский государственный индустриальный университет
Новокузнецк
Кому подходит
Водитель железнодорожного состава – это работа для крепких мужчин. Женщинам на этой должности запрещает работать российское законодательство. Кандидаты должны обладать такими характеристиками, как:
хорошее здоровье и физическая сила,
выносливость и терпеливость,
готовность в течение многих часов выполнять одни и те же действия,
аккуратность и внимание к мелочам,
организованность, методичность, дисциплинированность,
способность мгновенно реагировать на изменения дорожной ситуации,
отличная память (зрительная, слуховая, логическая),
умение концентрироваться и переключать внимание.
Железная дорога – не для слабых людей, поэтому претендент на рабочее место должен быть стрессоустойчивым, хладнокровным и смелым при принятии решений. Учитывая тот факт, что техника постоянно становится все сложнее, нужно иметь склонность к работе с ней и соответствующие знания.
Не подойдет эта профессия людям, которые имеют проблемы со здоровьем, в частности, с нарушением зрения и слуха, заболеваниями сердечно-сосудистой или опорно-двигательной системы, а также органов дыхания.
Медкомиссию приходится проходить сначала при поступлении в учебное заведение, затем при приеме на работу, после чего обязательной становится ежегодная проверка здоровья в медицинских учреждениях железнодорожной системы.
К плюсам работы можно отнести:
- хорошую оплату труда и социальный пакет,
- наличие бонусов и льгот,
- востребованность профессии,
- качественное медицинское обслуживание,
- возможность раньше выйти на пенсию.
Минусов тоже немало:
- работа связана с постоянным стрессом;
- разъездной характер деятельности, что мешает нормальному отдыху, питанию и общению с семьей;
- посменная работа, в том числе в праздники и выходные дни;
- негативное воздействие на организм электрических полей, вибрации, ускорений и торможений;
- риск получения производственной травмы.
Машинист не просто сидит в кабине и ведет поезд – от него требуется глубокое знание всех систем подвижного состава, умение правильно их эксплуатировать и выполнять ремонтные работы. Он должен знать и неуклонно выполнять все утвержденные инструкции, поскольку ценой ошибки машиниста могут стать человеческие жизни.
Что нужно уметь, чтобы стать машинистом
Машинист– это сложная, но интересная профессия. Здесь требуется длительное обучение, которое, однако, не гарантирует успех в профессиональной области, если у человека отсутствуют нижеследующие дополнительные качества:
- Осознанность и ответственность в действиях;
- Рациональность мышления и пунктуальность;
- Дисциплинированность;
- Бдительность и внимательность;
- Пытливый ум и целеустремленность;
- Без вредных привычек (алкоголизм и наркомания);
- Высокие физические показатели: прекрасное зрение, устойчивая психика, отсутствие заболеваний, которые могут привести к потере сознания;
- Исполнительность – ко всем необходимым должностным инструкциям и требованиям техники безопасности.
Машинист не должен самостоятельно изменять существующие правила, — это может привести к опасным ситуациям, нанесению материального и другого вида ущерба, в том числе, нанести вред здоровью людей.
Перспективы профессии
Молодой человек, который пошел учиться в железнодорожный техникум на помощника машиниста, может не бояться остаться без работы. РЖД является огромной системой, которой всегда будут нужны квалифицированные рабочие руки. Главное – это ответственность и желание выполнять свои обязанности качественно.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия помощник машиниста подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Особенности профессии
Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) – маршруты таких поездов ещё короче.
И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.
Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.
Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине – всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар – он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни – большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.
Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.
Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.
Заработная плата
Эта профессия традиционно в нашей стране оплачивается высоко. Однако на размер зарплаты конкретного работника влияет ряд факторов:
- регион проживания (в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге платят больше, на периферии меньше);
- разряд специалиста;
- количество лет выслуги;
- качество выполнения заданий и вклад в работу предприятия.
Средняя зарплата машинистов электропоезда по России колеблется в диапазоне от 40 до 70 тысяч рублей, однако опытные работники могут получать свыше 100 тысяч рублей. А в объявлениях о вакансиях в Москве размер заработной платы стартует с 80-85 тысяч рублей.
Говоря об оплате труда, не следует забывать о том, что машинист имеет еще ряд преимуществ. Речь идет о длительном отпуске (до 44 дней), который можно разбивать на части, форменной одежде, раннем выходе на пенсию при наличии стажа, возможности учиться в вузе за государственный счет и получить кредит или ипотеку. Это все также составляет основу благополучия работника и делает профессию, несмотря на все ее минусы, очень привлекательной.
Основными работодателями для машинистов электропоездов выступают ОАО «РЖД», метрополитены, крупные промышленные предприятия и шахты, в которых есть внутренние железнодорожные пути.
Прохождение медкомиссии
Очень часто на пригородные направления и в метрополитен объявляется набор машинистов. Начальные требования можно назвать довольно скромными при неплохой зарплате. Необходимо, чтобы человеку было менее 40 лет и имелось среднее образование. Но стать начальником поезда тяжело, а также на это требуется много времени.
Машинисту необходимо обладать прекрасным здоровьем, так как эта работа считается вредной — создаются большие нагрузки на глаза и слух, присутствует электромагнитное воздействие и вибрации; человек всё время будет дышать пыльным воздухом, что пагубно влияет на лёгкие. Именно по этим причинам каждая смена всегда начинается с обязательного медосмотра.
Независимо от места обучения, сначала необходимо будет пройти суровую медицинскую комиссию. После проверки здоровья следует психологический тест, который позволяет понять, готов ли человек нести ответственность за других людей. Повторная медкомиссия проходится непосредственно перед началом практических занятий, так как за время обучения здоровье могло ухудшиться.
На этапе прохождения комиссии отсеивается большинство кандидатов. Если хоть какой-то показатель будет отклоняться от нормы, машинистом стать не получится. В этом случае придётся довольствоваться ремонтом вагонов в депо.
Основные этапы медицинской комиссии:
- Проверка слуха и зрения.
- ЭКГ.
- Флюорография.
- Велоэргометрия.
- Осмотр узкопрофильными врачами.
- Сдача анализов.
- Предъявление всех справок о прививках.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени.
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
- Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
- Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени.
- Хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема.
- Псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия.
- Хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
- Стойкие (3 и более мес.) понижения слуха (одно-, двусторонняя сенсоневральная, смешанная, кондуктивная тугоухость) любой степени выраженности, за исключением отсутствия слуха, выраженных и значительно выраженных нарушений слуха (глухота и III, IV степень тугоухости).
- Нарушения функции вестибулярного аппарата любой этиологии.
- Гипертоническая болезнь 2 — 3 степени.
- Заболевания центральной нервной системы.
- Вертебро-базилярная недостаточность.
- Ишемическая болезнь сердца.
- Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки в стадии обострения.
- Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год.
- Заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации.
- Болезнь и синдром Рейно.
- Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
- Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 и более раза за календарный год.
- Хронический тонзиллит, хронические воспалительные заболевания околоносовых пазух.
- Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год.
- Ишемическая болезнь сердца.
- Высокая или осложненная близорукость (выше 8,0 Д).
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Профессия машинист локомотива — описание
Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются
- Устав железных дорог,
- Правила технической эксплуатации,
- Инструкция по сигнализации,
- Инструкция по маневровой работе и т.д.
Перед отправкой поезда машинист обязан лично убедиться в исправности локомотива, правильности крепления груза, провести полное или сокращенное опробование тормозов и ознакомиться с маршрутом следования.
Отличительной чертой профессии машиниста является постоянный мониторинг ситуации в пути следования, показания приборов локомотива и слежение за корректной работой всех узлов и механизмов локомотива.
Умение работать в команде является еще одним важным элементом в этой профессии. Машинист должен четко и беспрекословно выполнять команды дежурного или диспетчера, а также взаимодействовать с помощником или составителем при выполнении, например, маневровой работы.
Описание профессии
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Машинист электровоза – это квалифицированный рабочий. Он имеет все необходимые знания и навыки для проведения технического обслуживания, ремонтных работ, а также эксплуатации электровоза. В его обязанности входит весьма процесс подготовки машины к выходу на маршрут. Для того, чтобы убедиться в работоспособности вверенной ему техники, машинист проверяет исправность аппаратуры, ходовой части, сигнальной системы.
Для получения допуска к самостоятельной работе машинисту электровоза необходимо пройти медицинскую комиссию, которая должна выявить отсутствие противопоказаний к работе. Впоследствии осмотры рабочий будет проходить перед каждой сменой. У него будут проверять зрение, рефлексы, мелкую моторику. Также будут брать анализ крови, если в нем будут обнаружены следы алкогольных или наркотических веществ, машинист не может быть допущен к работе. Более того, специалиста будут ожидать взыскания за нарушения трудовой дисциплины.
Перед началом работы машинист должен пройти серию инструктажей по охране труда, технике безопасности и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Подобное обучение специалист проходить регулярно, согласно графику. Однако, если возникнет внештатная ситуация или будет приобретено новое оборудование, будут проведены внеплановые инструктажи. По их итогам машинист сдает аттестацию. В случае неудовлетворительных результатов, он не может быть допущен к работе.
В паре с машинистом электровоза работает помощник машиниста. Чаще всего эту функцию исполняет молодой специалист без опыта работы. Таким образом он проходит стажировку, перенимая у более опытного коллеги знания и практические навыки. Обычно стажеров прикрепляют к сотрудникам, которые имеют опыт работы в качестве машиниста более трех лет. А сама стажировка в среднем длится около трех месяцев. Кроме того, неопытные специалисты также отрабатывают свои практические навыки на специальных тренажерах под руководством машиниста-инструктора.
Машинист электровоза может допустить присутствие в кабине только следующих лиц: машиниста-инструктора, помощника машиниста, который перенимает опыт по вождению поезда. Этот же принцип действует и при передаче управления. Доверить управление локомотива можно либо машинисту-инструктору, либо помощнику машиниста.
Машинист электровоза не имеет права во время своей смены покидать локомотив. Если же подобная необходимость возникает, ее следует согласовать с поездным диспетчером или дежурным по станции.
История профессии
Профессия машинист локомотива появилась вместе с созданием первого поезда и с прокладкой железной дороги. В это же время возник вопрос о том, кто будет управлять такой сложной техникой. Чтобы поездка была безопасной, человек должен обладать определёнными знаниями, навыками, а также иметь высокую скорость реакции. Для этого сначала нужно было выучиться на эту профессию.
В Российской Империи в 1834 году появился первый машинист тепловоза. После этого уже многие люди шли учиться на профессию, чтобы иметь возможность водить составы из четырёх вагонов. Тогда же впервые была написана должностная инструкция.
В то время поездов дальнего следования ещё не существовало, так как железнодорожная сеть была очень плохо развита. Средняя скорость паровоза достигала всего 33 км/ч, но уже к 1860 году она увеличилась на 10 км/ч. Основным маршрутом как для пассажирских, так и для грузовых составов был путь Москва-Санкт-Петербург.
Во времена СССР данная профессия стала очень востребованной, а работать машинистом было довольно престижно. Различные производства в государстве развивались большими темпами, из-за чего создавались новые типы грузовых поездов. Такая тенденция наблюдается и сейчас, хотя, чтобы устроиться на работу в РЖД, нужно соответствовать более высоким требованиям, чем раньше.
https://youtube.com/watch?v=UqZ8IOKaPTY
Важные качества
- ответственность и организованность
- способность грамотно и эффективно организовать труд поездной бригады
- умение работать в команде, коммуникабельность
- быстрая и точная реакция
- умение работать самостоятельно при минимальном контроле
- способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
- аккуратность в работе в документацией
- умение анализировать и систематизировать информацию
- умение находить нестандартные решения в цейтноте
- крепкое физическое здоровье (начальники поездов, как и проводники, проходят специальную медкомиссию в установленном МПС порядке)
- знание английского языка на международных маршрутах
Чем машинист отличается от помощника?
Машинист управляет составом, а помощник выполняет подсобные работы, помогая ему. Машинист использует помощника в качестве дополнительных рук.
Помощник может выполнять такой функционал:
- выходит на изогнутую платформу, чтобы убедиться в окончательной посадке всех пассажиров;
- проговаривает все допустимые ограничения на каждом особенном участке, следит за допустимой скоростью;
- если что-то постукивает – идет на прослушивание механической части поезда;
- при необходимости очищает лобовое стекло для улучшения обзора машинисту;
- помогает совершать технический осмотр поезда;
- при разворотном рейсе остается в деактивируемой кабине, пока машинист не совершит полный запуск хвостовой;
- выходит на пути, чтобы разложить сигнальные петарды и пр.
При всем вышеперечисленном, за каждое действие помощника отвечает машинист.