Госзакупки с нуля: пошаговая инструкция для новичка

Контракт с единственным поставщиком

В части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ изложены ситуации, когда заказчик может произвести закупку у единственного поставщика. Во всех прочих случаях делать это запрещено. Чаще всего контракт с единственным поставщиком заключается в закупках до 100 тыс. руб.

Преимущества этого метода очевидны:

  • можно работать с проверенным поставщиком;
  • не нужно проводить конкурентную процедуру и тратить на это время и денежные средства;
  • провести закупку можно очень быстро и просто;
  • нет зависимости от посторонних обстоятельства, например, от работы ЭТП.

Недостатки тоже лежат на поверхности:

  • процедура неконкурентная, поэтому риск внимания со стороны проверяющих органов повышен;
  • не всегда есть возможность получить лучшую цену.

Основания для участия

Документ, который дает российским предпринимателям преимущества при участии в закупках Казахстана, — это Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015). Страны-участницы:

  1. Республика Беларусь.
  2. Республика Казахстан.
  3. Российская Федерация.
  4. Республика Армения.
  5. Кыргызская Республика.

Тендеры в Казахстане на 2020 год регулирует раздел 22 Договора, одним из принципов которого является беспрепятственный доступ стран-участниц к процедурам. Он обеспечивается за счет того, что каждая такая страна, где проводят тендер, признает ЭЦП, выпущенную в стране потенциального поставщика

О видах торгов и правилах их проведения можно узнать из Приложения № 25 к Договору «Протокол о порядке регулирования закупок». Здесь затронуты такие темы, как:

  1. Запрет на необоснованное ограничение количества участников.
  2. Обеспечение заявки и контракта.
  3. Требования к описанию продукции в документации.
  4. Применение национального режима.
  5. Обеспечение прав участников и т. д.

Госзакупки РК также регулирует закон «О государственных закупках» от 04.12.2015. В отношении участия нерезидентов в торгах есть несколько положений:

  1. Запрещено участвовать в тендере предприятию, деятельность которого приостановлена (п. 9 ч. 1 ст. 6).
  2. Для подтверждения соответствия требованиям документации необходимо предоставить такие же документы, как и резидент, либо аналоги (ч. 4 ст. 9).
  3. Поставщик может использовать свою форму договора, если она не противоречит законодательству Казахстана (ч. 6 ст. 43).

Как поставщики узнают о закрытых закупках?

Заказчик проводит исследование рынка и определяет, какие организации удовлетворяют его требованиям. В рамках государственного заказа обязательным является наличие лицензии ФСБ.

Заказчик сам оповещает поставщиков, которыми заинтересовался, о проведении закупки. Остальные участники узнают о проведении закрытой процедуры при публикации извещения о ней в ЕИС. На практике чаще всего работа ведется с поставщиками, с которыми в прошлом был положительный опыт.

Заказчики по 223-ФЗ может воспользоваться своим правом провести предквалификационный отбор. Победитель определяется среди тех, кто этот отбор прошел.

Как составить по нормам 44-ФЗ

Чтобы документ начал действовать, потребуется издать специальный приказ.

В регламенте по 44-ФЗ определяют:

  • порядок госзаказа отдельных товарных групп;
  • процесс госзакупок на предприятии в целом;
  • участников закупочного процесса и уровень их взаимодействия;
  • формат подачи и обработки заявок на проведение закупок;
  • правила заключения контрактов с единственным поставщиком и др.

Помимо работы конкретных заказчиков, такой акт регулирует работу торговых площадок и агрегаторов торговли. Вот пример регламента для корпоративных закупок на РТС.

А это образцы регламентов закупок в компании, работающей с закупками малого объема на портале поставщиков департамента г. Москвы по конкурентной политике (п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Что необходимо для участия в электронном аукционе

Для того, чтобы стать участником электронных торгов, необходимо выполнить минимальные требования:

  1. КЭП позволяет получить доступ ко всем этапам процедуры проведения электронного аукциона: подать заявку, ценовое предложения и подписать контракт.

  2. Процедура аккредитации подразумевает под собой регистрацию и вход на электронную площадку. На федеральных ЭТП процедура прохождения аккредитации бесплатна, но необходима, так как при её отсутствии невозможно совершение какие-либо действий. Кроме того, после прохождения аккредитации каждый пользователь получает доступ в личный кабинет, функционал которого предусматривает подачу заявок на участие в аукционах, непосредственное участие в аукционах, а также подачу заявок на разъяснение аукционной документации.

  3. Спецсчётом называется банковский счёт, предназначенный для зачисления на него денежных средств, являющихся своего рода залогом и обеспечением заявок на участие в электронном аукционе и на котором производятся операции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе (блокировка/разблокировка денежных средств, перечисления в бюджет и т.д.). Открыть такой счёт можно в одном из банков, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», например в Банке ВТБ, Сбербанке, Райффайзенбанке, ЮниКредит Банке или любом другом из перечня.

Нюансы работы со специальным банковским счётом:

Остаток на счёте – он в обязательном порядке должен быть достаточным для обеспечения сделки и при частом участии в аукционах требует регулярного пополнения

ВНИМАНИЕ! В случае недостатка средств на счету, подать заявку на участие в аукционе будет невозможно! Денежные средства подлежат блокировке в тот же день и час, когда происходит завершение подачи заявок на электронной площадке и при нехватке средств, заявка будет отклонена.

Правила пополнения счёта – приходные операции по счёту может осуществить любое лицо. Тут ограничения отсутствуют.

Спецсчёт и ИФНС – в случае, если ИФНС по какой-либо причине (отсутствие своевременно предоставленной отчетности или задолженности по уплате налогов) примет решение о блокировке Ваших банковских счетов, спецсчёт будет точно также заблокирован, что в свою очередь лишит Вас права на подачу заявки на участие в торгах.

Согласно положениям закона 44-ФЗ, заказчики не имеют права проводить закупки на любой площадке по своему желанию. Размещение заявки на осуществление закупки правомерно только на одной из площадок, включенных в перечень, указанный в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р, а именно:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (АГЗРТ);
  • Единая электронная торговая площадка (РОСЭЛТОРГ);
  • Российский аукционный дом (РАД);
  • ТЭК-Торг;
  • ЭТС;
  • Сбер А;
  • РТС;
  • ЭТП ГПБ.

Необходима также регистрация участника в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в ЕИС. Процедура регистрации физического лица, ИП и юридического лица имеет свои нюансы, которые рассмотрены в таблице. Перечень информации, которая потребуется при регистрации физлица, ИП и юрлица.

Регистрация физлица или ИП в ЕИС Регистрация юрлица в ЕИС
ФИО (при наличии) Полное и сокращенное (при наличии) наименование
ИНН или его аналог Наименование и цифровой код страны регистрации
Код страны по ОКСМ ИНН либо аналог — для иностранного лица
Почтовый адрес и адрес места жительства Код причины постановки на учет юрлица и дата постановки на учет в налоговой
Адрес электронной почты ОГРН
Номер контактного телефона Адрес (место нахождения)
Паспортные данные Код (коды) вида экономической деятельности
ОГРНИП Код причины постановки на учет обособленного
подразделения юрлица
Дата регистрации ИП и дата постановки на учет в налоговой Наименование обособленного подразделения
Принадлежность к СМП, при наличии Адрес (место нахождения) обособленного подразделения.
Принадлежность к субъектам МСП с указанием соответствующей категории (при наличии)
Копия паспорта ФИО (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица и ИНН (при наличии)
Выписка из ЕГРИП для ИП Сайт юрлица (при наличии)
Адрес электронной почты и номер контактного телефона
Паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица или данные иных документов, удостоверяющих личность
Копии учредительных документов
Решение об одобрении крупной сделки с указанием информации о максимальной сумме одной сделки

Особенности заключения контрактов с субъектами СМП и СОНКО

Госзакупки для данных категорий проводятся при цене договора, не превышающей 20 млн руб.

Есть особенность и по срокам оплаты. По закону он должен быть не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (подробнее читайте в статье «Порядок и сроки оплаты по ФЗ-44»).

Есть привилегии по оплате за победу. Если госзакупки проходили с ограничениями для СМП и СОНКО, то такая плата составит 1 % от НМЦК, но не больше 2000 рублей (включая НДС). Это закреплено в ч. 4 ст. 24.1 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства № 564 от 10.05.2018, п. 2.1 Письма Минфина № 24-06-08/79659 от 06.11.2018. Однако электронные площадки вправе самостоятельно утвердить свои тарифы, которые не могут превышать показатели, установленные законодательством (подробнее читайте в статье «Площадки установили плату за победу»).

Заказчику не обязательно привлекать СМП и СОНКО напрямую. У него есть возможность установить для любой закупки (независимо от ее стоимости) требование привлечь такие организации к исполнению контракта в качестве субподрядчиков. При этом требуется указать объем такого привлечения. А победитель несет ответственность за неисполнение этого условия

В этом случае важно помнить, что с 18.10.2017 вступило в силу ПП от 07.10.2017 № 1226, которое меняет правила, установленные ПП № 1466 от 23.12.2016. Теперь заказчик должен закреплять объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента, который не может быть меньше 5 %

А срок, в течение которого победитель должен перечислить таким соисполнителям деньги, должен быть не более 15 рабочих дней (раньше — 30 календарных).

Что касается особенностей закупок среди СМП в рамках 223-ФЗ, то эту тему подробно разобрали в статье «Закупки у СМП по 223-ФЗ с 01.07.2018: пошаговая инструкция».

Плюсы участия малого бизнеса в госзакупках

Можно выделить четыре главные причины, почему небольшим компаниям стоит обратить внимание на гостендеры:

  • Прогнозируемый доход и короткие сроки оплаты

    По закону, заказчик рассчитывается с поставщиком в течение 30 рабочих дней после подписания акта приёмки. А это значит, что работая с госзакупками, вы получаете надёжных заказчиков, которые точно оплатят работу. Кроме того, вы экономите деньги, потому что для участия в аукционе не нужно тратиться на маркетинг, чтобы привлечь клиентов.

  • Выход на новые рынки и увеличение объёма продаж

    Работа с госзаказом — это гарантированные и прогнозируемые продажи, которые можно получить без расходов на маркетинг и прочее продвижение. Кроме того, иногда удаётся найти свободные ниши, в которых нет или почти нет поставщиков — а это шанс выиграть торги и заключить контракт по выгодной цене. Результат — выход на новые рынки, расширение географии присутствия и рост продаж.

  • Возможность выйти на новый уровень

    Победив в тендере, вы получаете постоянного клиента на длительный срок — это гарантирует занятость бизнеса на месяцы вперёд, обеспечивает положительную репутацию на рынке и позволяет принимать участие в более дорогих закупках и выигрывать их. Кроме того, успешное сотрудничество с крупным заказчиком обеспечит поставщику отличное портфолио, которое будет полезно и при заключении контрактов с коммерческими компаниями.

  • Рынок госзакупок продолжит расти. Основных причин для этого две:

  1. Придерживаясь политики импортозамещения, государство устанавливает квоты на закупку иностранной продукции. Благодаря этому за прошлый год доля российских товаров в госзакупках выросла на 8% и составила 57%. Это значит, что у отечественных производителей теперь больше шансов реализовать свою продукцию через госконтракты.
  2. Продолжает увеличиваться доля малого бизнеса в госзакупках. Согласно к закону № 44-ФЗ, доля обязательных закупок госкомпаний у субъектов малого бизнеса и социальных некоммерческих организаций (НКО) увеличена с 20 до 25%. Таким образом, небольшим предприятиям станет легче выдерживать на торгах конкуренцию с компаниями-гигантами.

В бюджете Москвы по результатам первого полугодия 2021 года доля закупок у МСП составила 44,8 %. В столице сосредоточено 15% общего объёма госзакупок страны и есть потенциал для наращивания доли предприятий малого бизнеса. Для предпринимателей из регионов это шанс выйти на столичный рынок.

Алексей Селиванов
Руководитель направления «Гарантийный бизнес» МТС Банка

ПЛЮСЫ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА

Заниматься сферой закупок стоит как минимум потому, что государство покупает почти всё. Каждая сфера задействована, на всех распространяются единые правила, тендеры электронные — все переговоры ведутся дистанционно.

Государство — стабильный заказчик. Оно всегда исполняет обязательства, и даже когда финансирование программ урезают, государство продолжает покупать те или иные вещи и услуги.

Значение в большинстве закупочных процедур имеет только цена — на срок вашей работы или деловую репутацию редко кто обращает внимание. У этого есть и обратная сторона — придется бороться с демпингом

К сожалению, изменения в госзакупках 2021 года эту проблему не исправляют.

Где проводятся госзакупки?

  • «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» — www.sberbank-ast.ru
  • «ММВБ — Информационные технологии»

Все государственные и муниципальные заказы (кроме небольшого числа госзакупок, которые проводятся в закрытом режиме) размещаются в свободном доступе для неограниченного числа поставщиков. Кроме государственных площадок и официального сайта госзакупок существует еще около 500 различных сайтов, на которых собрана информация о разных тендерах: бюджетных и коммерческих. Некоторые из них бесплатны, а часть предоставляет доступ к информации по тарифам, дополнительно предлагая обучение, услуги и помощь в сопровождении тендеров.

Для того чтобы получить представление о порядке проведения госзакупок и поучаствовать в первых торгах, достаточно информации и на официальных сайтах. Попробуйте для начала самостоятельно разобраться в теме, но, по желанию, можно обратиться и к услугам специалистов-закупщиков.

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении. 

Как зарегистрироваться ИП на Госзакупках:

  1. Так как торги проводятся в электронном формате, вся документация визируется электронной подписью, поэтому предприниматель должен получить усиленную квалифицированную ЭЦП (п. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ). ЭЦП для ИП для Госзакупок оформляется через аккредитованные удостоверяющие центры. Эта подпись сохраняет свою актуальность для торгов как по закону 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Предпринимателю для оформления ЭЦП необходимо представить в удостоверяющий центр заявление, паспорт, номер СНИЛС и ИНН.
  2. Сначала осуществляется регистрация на Госуслугах в качестве физического лица, после чего становится доступной функция создания учетной записи в статусе ИП.
  3. Чтобы госзакупки для ИП стали доступными, необходимо пройти регистрацию в ЕИС Госзакупки. Предварительно на компьютер устанавливается необходимое программное обеспечение. Для дальнейшего пользования этим ресурсом необходимо зайти в личный кабинет и внести в него регистрационные данные. Часть информации подгружается из Госуслуг, предпринимателю остается заполнить пустые графы, подтвердить правильность данных электронной подписью и отправить заявку. Дальше производится проверка информации, и, если все данные корректны, результатом становится аккредитация и включение ИП в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).

После того как регистрация ИП на Госзакупках завершена, предпринимателю надо открыть спецсчет. Спецсчет требуется для создания денежного обеспечения заявки (п. 10 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Его можно открывать не в любом банке, а только в тех финансовых учреждениях, которые присутствуют в перечне, утвержденном Распоряжением Правительства от 13.07.2018 г. № 1451-р.

Следующий этап – вход на торговые площадки. Авторизуется предприниматель через Госуслуги, также должен быть подключен носитель с электронной подписью.

Сколько можно заработать, и для кого подходит

Согласно пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ-44, участвовать в госзакупках могут:

  1. Юридические лица.
  2. Любое физическое лицо, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, оговорены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе «О самозанятых»). Из него следует, что самозанятые граждане не могут продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей товаров и оказывать услуги по договору поручения, комиссии либо агентскому договору.

То есть это такое же физическое лицо, которое может принимать участие в госзакупках на выполнение работ и оказание услуг.

Сравним условия участия в тендерах для обеих категорий:

Критерии сравнения Физические лица Юридические лица и ИП
Формат участия Оказание услуг, несложный ремонт, аренда помещений, продажа недвижимости Поставки различных категорий товаров и услуг
Предоставление услуг на постоянной основе Оказывать услуги на постоянной основе запрещено Нет ограничения на количество поставок товаров одному заказчику
Кто платит налоги Налоговым агентом выступает заказчик Юрлица платят налоги самостоятельно
Ограничение на участие Недоступны закупки, где нужна лицензия, закупки для субъектов малого предпринимательства, а также тендеры, где нужен допуск СРО Нет ограничений на участие. Участвовать не могут только лица, зарегистрированные в оффшорных зонах
Максимальная сумма закупки Допускаются к госзакупкам до 1,5 млн. рублей Ограничения по сумме не установлены

Помимо федеральных электронных площадок, на которых проводятся госзакупки в электронной форме, существуют и электронные магазины малых закупок. На этих площадках заказчики проводят прямые закупки на суммы до 300-600 тыс. рублей. Соответственно, у участников закупок есть возможность размещать в этих электронных магазинах свои оферты. А заказчики могут заключить прямой договор с участником, у которого будет нужный товар (работа, услуга) по лучшей цене.

Участие в закупках на постоянной основе для физических лиц невыгодно. Кроме вышеперечисленных ограничений, к физлицам применяется налог НДФЛ 13%. Этот налог удерживается заказчиком при оплате по контракту.

На руки физлицо получит сумму, уменьшенную на размер НДФЛ и отчисления в ПФ и ФОМС. Если сравнивать участие физлица и юрлица, то по «упрощенке» предприниматель оплатил 6% от полученной прибыли, а физлицо – 13%, плюс еще отчисления, которые удержались по контракту.

Заказчик услуги выступает налоговым агентом в отношении физических лиц и граждан-нерезидентов РФ (п.2 ч.13 ст. 34 «Об уменьшении суммы платы заказчику физическому лицу…»).

У юрлиц- и ИП-резидентов РФ уменьшение оплаты не производится. Они платят налоги в бюджет самостоятельно.

Для закрепления информации посмотрите видео:

Сколько можно заработать?

Ст. 14.1 УК РФ и ч.1 ст. 171 УК РФ регулируют законность деятельности предпринимателей, а также порядок участия в госзакупках, количество тендеров, в которых может участвовать физлицо или юридическое лицо.

С помощью тендеров закупаются разные категории товаров для самых разных объектов: школ, детских садов, больниц, строящихся дорог.

Для обоснования начальной максимальной цены контракта заказчики могут использовать несколько методов:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
  2. Нормативный метод.
  3. Тарифный метод.
  4. Проектно-сметный метод.
  5. Затратный метод.

Самым распространенным является метод сопоставимых рыночных цен.

Участвовать в тендерах можно веерно, то есть подавать заявки сразу в несколько ниш, где не требуется получение лицензии, а суть участия сводится к поставке товаров. В среднем маржинальность колеблется в пределах 15-30%.

Поищите заявки по нужным вам направлениям. Вносите в строку поиска все ключевые слова, которые могут использоваться заказчиками в описании объекта закупки. Так вы поймете, есть ли спрос на ваши товары, работы или услуги.

Ознакомьтесь с информацией, как часто проходят закупки, на какие суммы, кто выигрывает в тендерах. Это поможет вам проанализировать рынок, оценить доходность участия в закупках.

Анализировать рынок можно как по всей территории РФ, так и в конкретном регионе. Начинающие участники тендеров обычно выбирают региональные закупки в силу отсутствия опыта поставок товаров в другие регионы.

Если у вас редкая категория товаров или услуг, шансы заработать на закупках невелики. Нужно рассматривать смежные ниши, которые будут перспективны в плане заработка.

Можно ли привлечь эксперта?

В соответствии с законодательством госзаказчик может привлекать к осуществлению закупочной процедуры эксперта. Его выбирают согласно нормативным требованиям и заключают с ним договор. Данные процедуры лучше провести заблаговременно, так как, исходя из практического опыта, они занимают от недели до двух-трёх месяцев.

Экспертом, в соответствии с п. 15 ст. 3 44-ФЗ, может быть физическое лицо, в том числе ИП, имеющее специальные познания, обладающее опытом в сфере науки, искусства, ремесла, техники.

Экспертной организацией является юридическое лицо. Его работникам необходимо иметь специальные познания, квалификацию, опыт в искусстве, ремесле, науке, технике.

Важно знать, что далеко не каждый человек, обладающий познаниями, может быть экспертом. В ч

2 ст. 41 44-ФЗ содержится список лиц, которые не могут быть привлечены к экспертизе. Это люди, через которых возможно влияние на результат экспертизы:

  • являвшиеся или являющиеся в период двух лет перед экспертизой должностными лицами или сотрудниками заказчика или исполнителя
  • имеющие имущественные интересы в заключении контракта, по которому осуществляется экспертиза
  • близкие родственники руководителя заказчика, членов закупочной комиссии, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, а также должностных лиц или работников поставщика или лица, состоящие с ними в браке
  • юридические лица, в которых заказчик или поставщик обладают правом распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов либо более чем 20 % вкладов, долей

При решении вопроса о привлечении эксперта, он должен подготовить и направить заказчику в письменном виде уведомление. В нём требуется изложить допустимость участия лица в проводимой экспертизе и сообщить об отсутствии оснований для недопуска к её осуществлению. При этом законодательно требования к данным доказательствам не установлены.

Виды тендеров

Можно разделить тендеры на группы на основании нескольких признаков.

  1. По цели проведения:

    • закупочные тендеры – конкурс на выбор поставщика;
    • реализационные тендеры – тендеры на продажу.
  2. По форме организации:

    • открытые – участвовать может любой предприниматель (объявление находится в свободной публикации);
    • специализированные – проводятся для ограниченного числа или круга участников;
    • закрытые – только для персонально приглашенных избранных участников.

К СВЕДЕНИЮ! Закрытые торги проводятся, когда проведение открытых нецелесообразно по затратам либо они связаны с определенной коммерческой тайной. Выбор формы организации должен опираться на актуальные законы Российской Федерации о тендерах.

По особенностям проведения:

  • в реальном времени;
  • в электронной форме (обязательно наличие электронной подписи) – такое проведение регулируется законодательством и внутренними актами организаций.

По возможности внесения изменений в условия:

  • одноэтапные – переговоры исключены, документы на участие сразу претендуют на победу;
  • двухэтапные – сначала подается предварительный вариант тендерных условий, на основании которого участники подают свои предложения, затем организатор путем переговоров согласовывает окончательные условия с участниками.

По предмету конкурса:

  • тендер точных условий (цены, сроков, дополнительных требований) – организатор указывает лимиты, которые изменять нельзя;
  • открытый брифинг – в тендерном требовании очерчен лишь приблизительный круг условий, остальное оставлено на усмотрение участников.

По процедуре:

  • конкурс – при его проведении обязательно соответствие всем квалификационным и финансовым критериям (целесообразно проводить, когда предметом торгов является технически сложный объект);
  • аукцион – проводится, когда цена является самым важным критерием, причем участник может корректировать свои предложения, исходя из анализа предложений конкурентов;
  • запрос котировок – разновидность аукциона, проводящегося на небольшие суммы и более оперативно;
  • запрос предложений – оценка не только финансовой составляющей, но и одновременно квалификационных требований, своего рода анализ рыночной ситуации;
  • конкурентные переговоры – свободный вид торгов, где выбор отдается на полное усмотрение организатора.

СПРАВКА! Возможны и другие формы организации тендеров: мониторинг цен, запрос на оферты, сбор коммерческих предложений, ограниченное участие в конкурсе и др.

Дополнительные советы начинающим

Не бойтесь начинать участвовать в госзакупках. Прислушайтесь к советам эксперта Контур.Закупок о том, как заработать на госзакупках. Нужно предпринимать следующие действия:

  1. Поиск новых отраслей.
  2. Поиск неконкурентных секторов госзаказа.
  3. Поиск неконкурентных процедур.
  4. Поиск регионов с низкой конкуренцией.
  5. Отслеживание несостоявшихся процедур.
  6. Отслеживание торговых процедур в рамках ФЦП.
  7. Закупки госзаказчиками вне рамок 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  8. Закупки в рамках инвестиционных программ.
  9. Закупки у единственного поставщика.

Чтобы найти любую закупку, проанализировать заказчика, отслеживать любые изменения в тендерной документации и иметь круглосуточный доступ к документам по торгам — заполните заявку и получите демо-доступ к сервису Контур.Закупки!

Основные правила участия

Для участия в публично-правовых закупках различных категорий конкретно оговоренных правил нет. Однако можно выделить общие принципы, которые прослеживаются в любых закупках.

Основные принципы закупок:

1. Принцип обеспечения конкуренции.

Определяется Федеральным законом № 135-ФЗ и помогает защищать свои права и интересы. Согласно данному принципу у всех участников закупок есть возможность принимать участие в торгах, и необоснованно отклонять их от этого нельзя.

2. Принцип информационной открытости.

Вся информация о тендерах должна быть доступной и открытой для каждого участника (исключение — специальные закрытые торги). Пример реализации этого принципа — публикация торговыми площадками извещений для неограниченного числа лиц о проведении конкурентных процедур.

Критерии отбора победителя тендера

При выборе поставщика критерии могут быть самыми разными: начиная от рейтинга надежности и заканчивая наличием побед.

Список требований у каждого заказчика свой. Например, заказчик может проверять потенциальных поставщиков на дееспособность и право, запросив соответствующую информацию в налоговой службе, оценивать надежность поставщиков посредством предварительного квалификационного отбора, который включает финансовый, специальный, технический и юридический аудит, и только после проведенного отбора составлять протокол о допуске к участию в конкурсе.

Мы рекомендуем

Заранее оговорить с заказчиком, какая форма подтверждения добросовестности его устраивает.

Кто может принимать участие в тендерах

Теперь уточняем: согласно Федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ участвовать в тендерах могут как юридические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), так и физические. В Гражданском кодексе РФ также нет запретов — выиграть может каждый. Главное для участника:

• предоставить полный пакет документов;

• соответствовать требованиям;

• сделать самое лучшее предложение.

В качестве примера приведем аукцион на поставку молочной продукции для детсада № 7, в котором индивидуальный предприниматель обошел крупную компанию (рис. 2).

Еще один пример — победа физического лица в аукционе на покупку жилья для детей-сирот (рис. 3).

Но несмотря на широкие возможности, для физических лиц есть и ограничения. Физические лица не могут принимать участия в закупках, если есть следующие условия:

• членство в саморегулируемых организациях. Обычно требуется в инженерных изысканиях, проектировании и строительстве (для контрактов, превышающих 3 млн руб.). А вступать в СРО имеют право только юридические лица или индивидуальные предприниматели;

• наличие у участников лицензии. Лицензии нужны для определенных видов деятельности, например для частной охранной деятельности или телевещания. Получить лицензию физлица не могут — ее выдают только предпринимателям и организациям;

• закупки для субъектов малого предпринимательства. К участию в данном случае допускаются исключительно ИП и компании.

Важно!

Компания, которая сотрудничает с физическим лицом, обязана платить страховые взносы и НДФЛ согласно законодательству. А значит, исполнитель в данном случае получает на руки меньшую сумму, чем указано в контракте. Тем не менее шансы на победу есть у всех.

Порядок проведения электронного аукциона

Каждый электронный аукцион проходит в несколько этапов:

  • Поиск поставщиком подходящего по параметрам аукциона в ЕИС;
  • Ознакомление с извещением о проведении торгов, документацией и т.п.;
  • Подача заявки на участие в электронном аукционе. Для её правильного оформления необходимо внимательное ознакомление с аукционной документацией. Каждая заявка состоит из двух частей: согласия участника на осуществление поставок товара/проведения работ/оказания услуг с описанием их характеристик; информации об участнике, подтверждающей соответствие исполнителя требованиям, указанным в аукционной документации;
  • Формирование протокола рассмотрения первых частей заявок, которое осуществляет заказчик по истечении времени подачи заявок на участие в электронных торгах;
  • Информирование участников о допуске к процедуре торгов, осуществляемое оператором на основании отобранных заказчиком заявок;
  • Проведение торгов. По результатам проведения которых и определяется победитель, которому высылается в электронном виде госконтракт на подпись.

Согласно положениям 44-ФЗ, заказчик рассматривает первоначально только первые части заявок, которые не содержат информации об участнике аукциона. Таким образом гарантируется прозрачность и честность проведения торгов, в силу того, что заказчик не знает кого из заказчиков он допустил к процедуре проведения торгов. Вторые части заявок с информацией об исполнителе заказчик получит только после завершения аукциона.

Участие в торгах принимают исключительно те исполнители, кто имеет обеспечение заявки. Исключение составляют только закупки посредством запроса котировок и закупки у единственного поставщика.

Размер обеспечения регулируется начальной ценой контракта и составляет:

  • Для начальной цены от 1 до 5 млн – 0,5-1% от цены контракта;
  • Для начальной цены от 5 до 20 млн – 0,5-1% от цены контракта;
  • Для начальной цены от 20 и более – 0,5-5% от цены контракта.

Кроме денежных средств обеспечением заявки может служить и банковская гарантия (См. подробнее: “Банковская гарантия на обеспечение заявки: необходимые сведения“), для получения которой необходимо предоставить банку следующий пакет документов:

  • Балансовую отчетность за последний год;
  • Отчетная документация о прибылях и убытках.

Различие заключается в том, что обеспечение заявки посредством спецсчёта предполагает возврат денежных средств, а комиссия, уплачиваемая банку за услуги – нет.

Кроме обеспечения заявки, необходимо еще и обеспечение контракта, размеры которого могут колебаться до 30 % от НМЦК и служит своего рода страховкой заказчика от недобросовестных поставщиков. В случае, когда поставщик допускает серьезное нарушение условий, прописанных в контракте, денежные средства у него забирают в пользу исполнителя. Следует помнить, что обеспечение контракта должен предоставить исключительно победитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector