Органы исполнительной власти

Содержание:

Коллегиальность как социально-психологический феномен и его экспериментальное исследование

Термин “коллективный характер” рассматривается как узком смысле, и в широком. В узком смысле коллегиальности означает производства и принятия управленческих решений группой лиц или групповым методом. В широком – участии определенных групп людей, групп в одной из форм управления, часто в обсуждении или в консультативной и информации.

Соборность как социально-психологический феномен – группа (коллектив), чтобы обсудить эту проблему с целью выработки общих решений, оценок, установок, единый курс действий.

Коллективный анализ наибольший интерес к психологическим вызывает его внутреннее содержание, а также эмоциональное и оценки и стимулирования волевой формы.

Соборность как группа более эффективно, чем индивидуальное решение обсудить проблему. Это относится к группе, к которой лицо, делающее решение. А 1 + п всегда больше единицы, даже когда устройство удивительный человек по своим характеристикам. Вместо того, чтобы монолог или диалог в группе имеет polilogova формировать процесс принятия решений. Увеличение интенсивности терапий участников дискуссии ментальные широкие возможности контраргумента. Эти преимущества необходимо использовать для принятия решения, поэтому в современных условиях единоначалие сочетается с широким коллективно.

Было установлено, что наиболее эффективное общение единоначалия и коллегиальности в управлении должен быть представлен в двух типах:

– Коллективный (группа) считает менеджер человек решает и инвентарь;

– Коллективный (группа) думает и решает человеко менеджер выполняет.

Соборность можно рассматривать как группу, или морально-этической оценки различных явлений в жизни коллектива. Таким образом, можно резюмировать, что коллегиальность как социально-психологическое явление, представляет собой специфическую группу людей работают в команде управления. Специфика этой деятельности проявляется в том, что он связан с центральной фигурой административного процесса, то есть менеджер человек, который дополняется, скорректированной деятельности.

ВАРИАНТЫ ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ

Наряду с единоличным исполнительным органом управления, в лице которого выступает избираемое физическое лицо, общества (ООО и АО) вправе принять решение о передаче полномочий стороннему управляющему — коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — Управляющему).

Общество вправе привлекать на договорных началах Управляющего для выполнения функций своего исполнительного органа, устанавливать размеры выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций.

Если организация принимает решение об управлении единоличным исполнительным органом — физическим лицом (далее — Руководителем), с ним заключают трудовой договор с учетом всех требований, предъявляемых ТК РФ к такому типу трудовых отношений.

Важный момент: органы пенсионного обеспечения рекомендуют заключать данный договор независимо от принадлежности руководителя к числу собственников компании. То есть этот субъект может быть одновременно директором и собственником организации.

Это объясняется тем, что статус собственника отражает его права и обязанности по отношению к результатам деятельности общества, а его деятельность руководителя сопряжена с выполнением трудовых функций, что выражается в заключаемом трудовом договоре.

Права и обязанности Управляющего и Руководителя перед собственниками имеют определенные различия, которые лежат в основе выбора варианта управления фирмой. В части ответственности за свои действия закон уравнивает эти категории управления.

К СВЕДЕНИЮ

Единоличный исполнительный орган общества, управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав, исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно (ст. 71 Федерального закона № 208-ФЗ).

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску (абз. 2 п. 1 ст. 53.1 ГК РФ).

Разновидности

Законодательные коллегиальные органы: Парламент, Сенат или Национальная ассамблея; судебные: Совет судей (Верховный судебный совет), Высшая квалификационная коллегия судей; исполнительные органы: Кабинет министров, Совет министров, Совет министерства, Муниципальный совет (исполнительный орган местного самоуправления); международные коллегиальные органы: Совет министров иностранных дел СНГ, Североатлантический совет.

Исключением являются Вооруженные силы (практически любой страны), принципом деятельности которых является единоначалие. Коллегиальность может иметь место (например, в форме совещаний), но носит исключительно рекомендательный характер. В Вооруженных силах России коллегиальным органом является только Суд офицерской чести, который стоит на защите чести и достоинства офицерства. Члены этого органа вырабатывают определенные решения в рамках своей компетенции. Командир формирования никак повлиять на принятие этих решений не может. У него есть только возможность их обжаловать.

Существуют сферы, в которых коллегиальность может необязательно быть выражена наличием того или иного коллегиально исполнительного органа. Решения по поводу возникших проблем принимаются на рабочих совещаниях, организованных по мере необходимости. Такая система существует, например, в сфере образования, здравоохранения, бизнеса, спорта, а также в религиозном управлении.

Коллегиальный высший орган управления

Им является орган власти, имеющий самую общую компетенцию и самые широкие полномочия, являющийся главенствующим над другими органами управления. В современной российской системе власти им можно назвать Правительство. А, скажем, в Банке России высшим коллегиальным органом управления является Совет директоров.

Но таким главным подразделением управления могут еще обладать, к примеру, коммерческие и некоммерческие организации. Там основное предназначение, которым может обладать коллегиальный орган управления, — это ответственность за чёткое следование целям, ради которых создавалась организация. Его компетенция распространяется на изменение устава, определение приоритетных линий деятельности, участие в формировании исполнительных органов, решение вопросов, касающихся распоряжения имуществом, утверждение финансового плана, открытие филиалов и представительств, реорганизация и ликвидация организации.

Специальные полномочия Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; управляет федеральной собственностью.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет о его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере: обеспечивает единую государственную социальную политику, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых споров граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает единую миграционную политику.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющей общегосударственное значение, приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает единую государственную политику в области образования.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными деяниями.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности России; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил и воинских формирований.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений: осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений России с иностранными государствами, международными организациями; обеспечивает представительство в иностранных государствах и международных организациях; заключает международные договоры.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.

Факторы, влияющие на эффективную работу коллегиальных органов

Чтобы существенно повысит эффективность работы КО, необходимо обратить внимание на некоторые моменты:

  • Продолжительность заседания не должна быть больше 45 минут (1 академического часа). Не стоит идти на поводу у тех, кто любит тратить попусту время.
  • Необходимо заранее подготовить перечень вопросов, которые будут вынесены на обсуждение.
  • Продуктивность работы во многом зависит от количества участников: численность коллегиальной группы не должна превышать 10 человек (и быть не меньше 5 человек).
  • Необходимо грамотно проводить подготовку к заседанию: организовывать раздачу нормативных документов, оповещать всех заинтересованных лиц о дате и времени проведения мероприятия.
  • Установить регламент заседания.

Исполнительный коллегиальный орган

Основополагающие моменты деятельности исполнительного коллегиального органа (КИО):

  • Во главе КИО стоит председатель.
  • Только физическое лицо (не юридическое) может быть членом коллегиально исполнительного органа. Причем если он не является участником компании, то может принимать участие в собрании, имея право лишь совещательного голоса.
  • Принятие решений и организация работы происходят на усмотрение членов коллегиального органа.
  • Все решения принимаются большинством голосов, а в случае их равенства решающий голос принадлежит председателю.

  • Каждый член обладает правом одного голоса.
  • При необходимости из числа членов коллегиального исполнительного органа могут быть образованы комитеты, которые займутся решением конкретных проблем.
  • В Совете директоров члены КИО не должны по численности составлять большинство.
  • Определение количества членов коллегиального исполнительного органа находится в зависимости от общей численности сотрудников компании: например, при штате в 30-40 человек коллегиальный орган насчитывает до 5 человек.
  • ИНН коллегиального органа включает в себя ИНН всех членов-учредителей. Это значит, что только после того, как каждый из учредителей получил свой индивидуальный ИНН, можно составить полный ИНН организации.
  • Продолжительность существования такого органа составляет 1-5 лет. По истечении этого срока полномочия могут быть продлены либо на совещании совета директоров, либо на общем собрании. В это же самое время может пройти и процедура утверждения нового состава.

Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления), его компетенция и структура

Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Виды органов исполнительной власти:

1) по федеративному устройству:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъектов Федерации;
  • территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

2) по характеру компетенции:

  • общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ);
  • органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам);

3) по составу руководства:

  • единоличные (различные министерства);
  • коллегиальные (Правительство РФ);

4) по организационно-правовым формам:

  • на федеральном уровне;
  • на уровне субъекта Федерации;

5) по источникам финансирования:

  • финансируемые за счет средств федерального бюджета;
  • финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

  • принцип федерализма – обусловлен государственным устройством России;
  • принцип законности – все органы государственной власти создаются и действуют на основании закона. Издаваемые ими нормативные акты должны соответствовать закону;
  • принцип экономичности – осуществление организационно-правовых мер, направленных на обеспечение экономии государственных средств и содержание аппарата управления;
  • принцип самостоятельности органов исполнительной власти – выражается в том, что в деятельность органов исполнительной власти не могут вмешиваться никакие другие органы и эти органы не находятся в организационном подчинении каких-либо иных органов. Однако самостоятельность эта относительна, их деятельность подконтрольна (например, Счетной палате);
  • принцип гласности – предполагает широкое обнародование через средства массовой информации о результатах работы органов исполнительной власти;
  • принцип единства системы – по предметам ведения РФ и совместного ведения рФ и ее субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти.

Структура органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию возложенных на них задач и полномочий.

Компетенция органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.

Структура компетенции: 1) цели и задачи органа исполнительной власти; 2) совокупность функций государственного органа; 3) комплекс прав и обязанностей (полномочий); 4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.

Каким образом вырабатывают окончательное решение

Общее решение вырабатывают путем длительных дискуссий, в ходе которых все приходят к единому мнению (то есть окончательное решение принимают простым большинством голосов). Стратегия большинства хороша тем, что она довольно проста и очевидна. К минусу можно отнести тот факт, что меньшинство остается неуслышанным.

Документально оформленное общее решение состоит из двух частей:

  • Первая часть представляет собой констатацию факта существования определенного вопроса, а также анализ сложившейся в связи с этим ситуации.
  • Вторая часть включает в себя перечень мер, которые необходимо осуществить для разрешения сложившихся проблем, с обязательным указанием ответственных и сроков их выполнения.

Проект окончательного решения может быть написан заблаговременно, откорректирован в процессе дискуссии, а затем принят на собрании в целом. Принятое решение отражают в нормативном документе (например, в приказе или распоряжении).

Управление образовательной организацией

Исходя из третьей части 26 статьи ФЗ №273, в образовательном учреждении обязательно должен присутствовать единоличный управленец — ректор, директор или заведующий. А четвертая часть данного закона предусматривает коллегиальные органы управления образовательной организацией, подразделяющиеся на обязательные и факультативные.

Обязательный коллегиальный орган управления — это:

  • Собрание работников данного образовательного учреждения — в составе его полномочий трудовые, профессиональные, социально-экономические вопросы касаемо отношений работник-руководитель.
  • Педагогический совет — орган школьного самоуправления, решающий вопросы относительно качества и уровня знаний учеников или студентов, повышения уровня квалификации преподавателей или учителей.

Факультативный коллегиальный орган управления — это:

  • Попечительский совет — орган, осуществляющий контроль за расходованием материальной поддержки, оказываемой образовательному учреждению.
  • Управляющий совет — орган, куда входят родители учащихся, решения которого обязательны для администрации организации.
  • Наблюдательный совет — контрольно-надзорный орган управления образовательной организацией.
  • Прочие органы.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Совещательный (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Такой коллегиальный орган — это разнообразные коллегии, общественные советы или комиссии. Они наиболее часто встречаются в государственных учреждениях. Рассматриваются специалистами многочисленные вопросы:

  • варианты принятия различных управленческих решений;
  • обсуждение всех вопросов, касающихся работы конкретной организации;
  • аккумулируются знания различных специалистов, а также собираются многочисленные мнения, что позволяет за счет коллективного опыта находить лучшее решение любой задачи;
  • учитываются интересы каждой группы.

Совещательные коллегии не принимают какие-либо решения, так как в их задачи входит только обсуждение разнообразных вопросов, а также предоставление советов или рекомендаций. Руководитель имеющегося учреждения на основании полученной информации принимает решение.

Понятие органов юридического лица

К ним относятся следующие основные характеристики:

  • Они являются механизмом, через который организация приобретает и реализует права, а также принимает и выполняет обязанности. Для совершения сделок требуется их одобрение органами управления. Несоблюдение этого правила повлечет последствия их недействительности.
  • Их формирование, а также наделение полномочиями, происходит на основании закона и учредительных документов. Компетенция органа определяется уставом или учредительным договором, который не должен противоречить законодательству. В случае принятия локальных актов о том или ином органе управления, они лишь конкретизируют положения базовых документов и не могут изменять правовое положение.
  • Закон устанавливает их обязанность действовать в интересах организации, соблюдая принципы добросовестности и разумности. Речь идет о том, чтобы граждане, выполняющие определенные функции, обладали соответствующей квалификацией и не допускали злоупотреблений. Ст. 53.1 предусматривает ответственность за недобросовестные и неразумные действия или бездействие, причинившие организации ущерб.

Исходя из этих особенностей, можно использовать следующее понятие. Под органами юридического лица следует понимать механизм, через который организация принимает участие в гражданском обороте, формирующийся на основании законодательства и учредительных документов, состоящий из граждан, обязанных совершать действия к выгоде организации и без злоупотреблений.

Обязательные коллегиальные органы управления образовательной организации

Педагогический совет

Педсовет как постоянно функционирующий обязательный коллегиальный орган управления создается для решения основных вопросов в воспитательной и учебной работе образовательной организации. Деятельность его регламентируется уставом и положением о педагогическом совете. В состав педсовета входят только педагогические работники ОО и руководитель. Представители родителей и учредителя могут быть приглашены на заседание педсовета и участвовать в нем по какому-то отдельному вопросу, их голос носит рекомендательный характер.

Основные задачи и направления работы педсовета:

  • разработка и утверждение основных направлений педагогической работы организации;
  • утверждение основного нормативного документа – устава организации;
  • определение организационной структуры коллектива;
  • рассмотрение и утверждение основных направлений образовательного процесса;
  • внедрение и разработка новых методик образования;
  • распределение функциональных и должностных обязанностей между администрацией и педагогами в соответствии с уставом;
  • выборы и утверждение состава методического совета;
  • обеспечение взаимодействия между коллегиальными органами управления образовательной организации и администрацией.

Решения педсовета, утвержденные приказом по образовательной организации, подлежат обязательному исполнению. Если на заседании педсовета присутствуют более половины его членов, то вынесенные им решения считаются правомочными.

Общее собрание трудового коллектива

Основной формой участия работников в управлении образовательной организацией является общее собрание. Как было сказано выше, эта форма коллегиального органа управления обязательна. По умолчанию членами общего собрания является весь коллектив сотрудников. В организациях среднего профессионального и высшего образования в состав общего собрания также входят учащиеся или студенты. Функционирует общее собрание в рамках устава и положения об общем собрании. Основные функции общего собрания:

  • рассмотрение устава организации и локальных актов;
  • внесение изменений и дополнений в нормативные акты организации;
  • рассмотрение основных вопросов функционирования трудового коллектива;
  • разработка и утверждение коллективного договора и правил внутреннего распорядка;
  • контроль над соблюдением правил коллективного договора;
  • утверждение комиссии по распределению средств для стимулирующих выплат и надбавок сотрудникам;
  • утверждение перечня социальных льготных выплат сотрудникам из собственных средств;
  • формирование состава первичной профсоюзной ячейки.

Общее собрание работников образовательной организации (для ссузов и вузов – конференция) оказывает содействие полноценному развитию и функционированию коллектива. Орган действует бессрочно, на постоянной основе.

Органы местного самоуправления как субъекты административного права

Местное самоуправление — гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (ОМС) вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления — это выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей, глава местного самоуправления). Создание ряда органов местного самоуправления обязательно в силу указания закона, другие же могут создаваться в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Представительные органы — выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Работают на непостоянной основе, созываются главой муниципального образования.

Исключительная компетенция представительных органов:

  • принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц.

Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, которое возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на муниципальной территории. Избирается гражданами, проживающими на соответствующей территории, или представительным органом, которым он подотчетен.

Иные органы местного самоуправления образуются на основании устава муниципального образования.

Правовой статус органов местного самоуправления (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

  • не входят в систему органов государственной власти;
  • могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств;
  • основы статуса, полномочия, структура установлены законом;
  • могут вступать в различные, в том числе административно-правовые, отношения;
  • принимают по вопросам своего ведения правовые акты;
  • наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения;
  • общие принципы, гарантии МС не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти;
  • решения органов местного самоуправления могут быть отменены только принявшими их органами или признаны недействительными по решению суда (обязанность отменить данный акт возлагается на субъектов, их принявших).

Предусматривается возможность участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления (на территориях, не являющихся муниципальными образованиями).

показать содержание

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

  1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

    • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    • не вступивших в силу международных договоров РФ.
  2. Разрешает споры о компетенции:

    • между федеральными органами государственной власти;
    • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    • между высшими государственными органами субъектов РФ.
  3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

  4. Дает толкование Конституции РФ.

  5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

  6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector