Оценка воздействия на окружающую среду

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

  • определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
  • анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
  • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
  • оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
  • оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
  • разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности

Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения

С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п

Равияи Демокрит

Демокрит (Demokritos, 460, Абдера, Фракия – 370 то м.) , файласуфи Юнони Қадим, яке аз аввалин намояндагони атомистика мебошад. Ӯ бо тамоми илмҳои ҳамонвақта – этика, математика, физика, астрономия, тиб, филология, техника, назарияи мусиқӣ ва ғ. машғул шудааст. Ӯ 2500 сол муқаддам фикри худро оид ба таркиби ҷисмҳо чунин баён карда буд: «Ҳамаи ҷисмҳо аз зарраҳои хурдтарини ба чашм ноайён ва тақсимнашаванда, ки ҳамеша дар ҳаракатанд, таркиб ёфтаанд, ки он атом мебошад. Тарҷумаи атом -тақсимнашаванда аст». Демокрит ду мабда – атомҳо ва халоъро эътироф мекард. Зимнан атомҳо, яъне зарраҳои тақсимнопазири материя, тағйирнопазиранд; онҳо абадӣ ва дар ҳаракати доимӣ буда, аз якдигар аз рӯйи шакл, бузургӣ, мавқеъ ва тартиби худ фарқ мекунанд. Демокрит тақсимшавандагии беинтиҳои материяро инкор мекард. Атомҳо шаклҳои беинтиҳои гуногун доранд. Демокрит атомҳоро «муҷассама» ё «видикҳо» низ меномид. Аз атомҳои ба самтҳои гуногун ҳаракаткунанда ҷисмҳои алоҳидаи том ва тамоми олам ба вуҷуд меояд; ҳаракати атомҳои абадӣ ва шумораи оламҳои бавуҷудоянда беинтиҳост. Атомҳо диданашавандаанд, вале ба органҳои ҳисси мо таъсир карда, мувофиқан эҳсосоте ба амал меоранд. Ӯ ақида меронад, ки ҷон ҳам аз атомҳо (оташин, маҳин, доирашакл, ҳамвор) иборат буда, баъди марг ба атомҳо ҷудо мешавад, яъне ҷовидон нест. Этика дар таълифоти Демокрит  аввалин бор  ҳамчун илми алоҳида эътироф мегардад.

Супориши 1. Луғатҳои тахассусиро навишта, онҳоро аз бар намоед:

 муҷассама – арабӣ, ба худ ягон шакл пайдо намуда, шакл пайдо карда, ба сурати ҷисм даромада, дорои ҷисм

 атом- зарраҳои хурдтарини тақсимнашаванда

орган- ҷисм, тан; ҳар чизи алоҳида

ҷисм- арабӣ, 1) ҳар чизе, ки қисми муайянеро аз фазо ишғол мекунад, ҳар чизи алоҳида; 2) бадан, пайкар, тан

 Супориши 2. Дар вожаҳои пойини матн кадомин ба ҳодисаи овозии коҳишёбӣ гирифтор мешаванд:

қасд, вазъият, монеъ, хавф, роҷеъ, чашмдошт, наҳаросид, маҳв, гузошт, фиқра.

         Супориши 3. Байтҳоро ҳифз намоед.

Андар хештаншиносӣ

                                        Ин ҷаҳон кӯҳ аст, феъли мо нидо,

                                        Сӯйи мо ояд нидоҳоро садо.

                                      Румӣ

                                      Ҳар кӣ ӯ аз ҳамзабоне шуд ҷудо,

            Безабон шуд, гарчи дорад сад наво.

                                      Румӣ

          Ҳар касе, к-ӯ дур монд аз асли хеш,

                                        Боз ҷӯяд рӯзгори васли хеш.

                                        Румӣ

                                      Ҳамзабонӣ хешиву пайвандӣ аст,

              Мард бо номаҳрамон чун бандӣ аст.

                                      Румӣ

Оё медонед?

**Дар рӯйи замин бо роҳи таҷриба муқаррар намуданд, ки 89 элементи химиявӣ мавҷуд аст. Боқимонда элементҳоро дар лабораторияҳо (озмоишгоҳ) бо роҳи сунъӣ ҳосил кардаанд. Собит намуданд, ки элементҳои бо роҳи сунъӣ ҳосил кардашуда, дар дигар сайёраҳо вуҷуд доранд. Ҳамаи моддаҳои дар замин (25 мил.) ва дигар сайёраҳо мавҷуд буда, аз 118 элементи химиявӣ таркиб ёфтаанд.

Статья 44. [исключена]

 
Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.
Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.
Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Важный момент

Выявив все вероятные воздействия, далеко не во всех случаях сразу удается оценить значимость и величину каждого из них. Это обуславливается необходимостью проведения большого объема исследовательской работы, что, в свою очередь, сопряжено с немалыми затратами. Ситуация осложняется и отсутствием четких методик выполнения ОВОС. В этой связи, необходимо осуществить отбор тех элементов окружающей среды и свойств источника воздействия, которыми определяется общий уровень влияния. Другими словами, выполняется ранжирование показателей. В результате только значимые воздействия должны стать предметом комплексной оценки. Для реализации этой задачи специалистам необходимо располагать сведениями, касающимися и природных условий, и состояния компонентов экосистемы, и характеристик источника, оказывающего на них негативное влияние. В связи с тем, что под окружающей средой в рамках оценки воздействия на нее понимают не только непосредственно саму природу, но и социально-экологически-экономическую систему в целом, то существенность изменений в большей степени определяется по последствиям общественно-экономического характера.

Определение уровня влияния, анализ значимости

Прогноз воздействий и процесс разработки мероприятий по их снижению выступают в качестве одного из составляющих элементов оценки. В ходе процедуры выявляются те влияния, которые практически не учитываются стандартами и нормами, предусмотренными для отдельных источников и сред. К ним, в первую очередь, относят косвенные воздействия, которые носят социально-экономический характер. Результаты прогноза используются лицами, которые принимают управленческие и прочие значимые решения, и другими сторонами. Опираясь на показатели, территориальные распорядительные и исполнительные органы, представители общественности и иные субъекты могут сделать обоснованный выбор из предложенных вариантов намечаемой работы, в том числе и нулевой (отказ от дальнейшей деятельности).

Что определяется при составлении ОВОС?

В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:

  • Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
  • Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
  • Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
  • Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.

При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

  • Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
  • Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
  • Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
  • Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
  • Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
  • Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.

Требования ОВОС

Важным является соответствие степени детализации ОВОС характеру намечаемой деятельности и ее возможному вреду. Такая степень определяется заказчиком документации.

Участие общественности в процедуре – детализация гарантированных конституционных экологических прав. В судебной практике встречаются случаи, когда суд прямо указывает, что в отношении планируемой экономической деятельности проводится ОВОС. Причем такой род оценки осуществляется независимо от форм собственности субъектов экономической деятельности.

Согласно судебно-процессуальным нормам, сторона, требующая признания факта несогласования с общественностью или непроведения вообще ОВОС, должна представить на этот счет доказательства. Подобные случаи встречаются  практике внесения в суд протест работниками прокуратуры.

Внутренние системы международных финансовых структур

К таким организациям относят в первую очередь Всемирный банк и Европейский банк развития и реконструкции. Их внутренние контрольные структуры активно применяют экологические процедуры при отборе инвестиционных проектов в государствах Восточной и Центральной Европы, а также в развивающихся странах. Ими выполняется контроль соблюдения установленных требований и необходимых условий заказчиками (инициаторами), претендующими на получение финансовых средств. Внутренние структуры оценивают качество материалов по ОВОС, составляют заключение о целесообразности инвестирования.

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды

Административное законодательство выделяет два вида деятельности: контроль и надзор.

По мнению Бринчука, суть административного надзора в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил.

Анализ ст 65 Фз «Об охране окружающей среды» показывает, что законодатель на сегодняшний день рассматривает понятие надзора более широко, так как включает в него е экологический контроль. В Данном законе понятие контроля содержится в ст 1 ( это система мер, направленная на предотвращение, выявление, пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды). Обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в том числе и нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Контроль и надзор являются важнейшими правовыми мерами охраны окружающей среды.

Контроль и надзор выполняют функции:

  • информационную,
  • предупредительную,
  • карательную.

Государственный экологический надзор — понятие дается в ст 65 ФЗ «Об охране окружающей среды». Формы: проверки.

Органы в случае обнаружения нарушения должны принять меры в отношении нарушителей.

Учитывая комплексность природы, можно говорить о системе государственного экологического надзора. Выделяют: земельный надзор, в области охраны водных объектов, атмосферного воздуха, в области обращения с отходами и т д.

Осуществляется от он на федеральном и региональном уровнях.

Основной орган: Росприроднадзор. В ряде случаев надзор передается органам власти субъектов РФ ( например, Федеральный государственный охотничий надзор). Существенной особенностью государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства является то, что он осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами, которые уполномочены проводить строительный надзор в соответствии с градостроительным законодательством.

Производственный экологический контроль — предусмотрен ст 67 ФЗ «Об охране окружающей среды». Это одна из функций управления на каком-то конкретном предприятии. Этот вид контроля осуществляют экологические службы предприятия ( если они есть), либо эта обязанность может быть возложена на функциональны службы главного инженера или главного энергетика предприятия. Производственный контроль должен способствовать проведению государственного надзора. Проводится от с целью охраны природных требований на предприятиях.

Общественный экологический контроль — одна из форм участия общественности в охране окружающей среды, осуществляется в целях реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду. Основные права граждан и общественных объединений закреплены в ст 12 и 13 ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми граждане и общественные объединения наделены правом обращаться в различные органы власти и организации в целях предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, о хозяйственной и иной деятельности, создающей угрозу окружающей среде, жизни и здоровью и имуществу граждан. Получив необходимые сведения и обнаружив при этом отклонения от требований в области охраны окружающей среды, граждане и общественные объединения наделены правом обращаться в органы государственной власти, ОМС, природоохранную прокуратуру с жалобами, заявлениями, исками, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду и получать своевременные ответы.

Анализ целесообразности

Оценка влияния на окружающую среду применяется не ко всем проектам. В различных государствах используются разные критерии их отбора. В РФ перечень работ и объектов, по отношению к которым ОВОС выполняется в обязательном порядке, устанавливается Минприроды. Целесообразность осуществления процедуры также определяется территориальными подразделениями Министерства. Для объектов и видов деятельности, в отношении которых ОВОС не проводится, заказчик либо разработчик составляет приложение к документации. В соответствии с ним делается вывод о допустимости предполагаемого влияния на окружающую среду. К примеру, отдельного внимания может заслуживать традиционный по характеру мероприятий и масштабу объект, который предполагается расположить неподалеку от какого-нибудь памятника природы. Необходимость провести ОВОС в таких случаях может обуславливаться обеспокоенностью местных жителей.

Уполномоченные органы

К ним относят организации и структуры, которые наделяются специальными функциями в рамках проведения оценки влияния на природу или в пределах осуществляемой деятельности в целом. Выделяют три основных направления работы уполномоченных органов:

  1. Контроль над процессом ОВОС. Эту функцию исполняет Минприроды. В его компетенцию входит контроль над соблюдением процедуры и проверка полноты и качества сведений в документации.
  2. Принятие решения по результатам анализа.
  3. Согласование отдельных направлений намеченной деятельности. В этом процессе участвуют специализированные органы, осуществляющие выдачу лицензий, разрешений и пр.

Сайловларда овоз бериш тартиби қандай?

843 09:30 20.12.2019

22 декабрь куни бўлиб ўтадиган Олий Мажлиснинг Қонунчилик палатаси, вилоят, шаҳар ва туманлар кенгашларига сайловларда овоз бериш тартиби ҳақида “Ҳуқуқий ахборот” канали маълумотнома тайёрлади.

1. Овоз бериш вақти ва жойини қаердан билса бўлади?
Бу ҳақда участка сайлов комиссияси сайловчиларни сайловдан камида 10 кун олдин хабардор қилади.

2. Овоз бериш қачон ўтказилади?
Сайлов куни (22 декабрь) соат 8.00 дан 20.00 гача овоз бериш мумкин.

3. Овоз бериш учун шахсни тасдиқловчи ҳужжат шартми?
Ҳа, шарт. Сайловчи участка сайлов комиссиясининг аъзосига ўз шахсини тасдиқловчи ҳужжатни кўрсатиб, сайловчилар рўйхатига имзо қўйгандан сўнг унга сайлов бюллетени берилади.

4. Фуқаронинг фамилияси сайловчилар рўйхатида бўлмаса, нима бўлади?
Бундай ҳолда сайловчи шахси, фуқаролиги ва яшаш жойини тасдиқловчи ҳужжати асосида сайловчилар рўйхатининг иловасига киритилади ва унга сайлов бюллетени берилади.

5. Овоз бериш вақтида сайлов бюллетени бузиб қўйилса-чи?
Сайловчининг илтимосига кўра, янгисига алмаштирилиши мумкин.

6. Овоз бериш хонасига яқин қариндошлар бирга кирса бўладими?
Овоз бериш хонасида сайлов бюллетенини тўлдириш чоғида овоз берувчи шахсдан бошқа шахсларнинг бўлиши тақиқланади.

7. Сайловчи бюллетенни мустақил равишда тўлдириш имкониятига эга бўлмаса-чи?
Бундай ҳолда сайловчи ўз хоҳишига кўра яширин овоз бериш хонасига бошқа шахсни таклиф қилишга ҳақли. Сайлов комиссияси таркибига кирадиган шахслар, кузатувчилар ва оммавий ахборот воситалари вакиллари бундан мустасно.

8. Вақтинча яшаш жойи бўйича ҳам сайловда иштирок этиш мумкинми?
Ҳа мумкин. Сайлов кунига қадар ёки сайлов куни 18 ёшга тўлган фуқаролар доимий ёки вақтинча яшаш жойларидаги сайлов участкасида овоз бериши мумкин.

9. Касаллиги ёки бошқа сабабларга кўра овоз беришга кела олмаган сайловчилар нима қилади?
Тегишли комиссиянинг камида 2 нафар аъзоси кўчма сайлов қутиси билан сайловчининг турган жойига боради.

10. Кимлар овоз бериш ҳуқуқига эга эмас?
— суд томонидан муомалага лаёқатсиз деб топилган;
— оғир ва ўта оғир жиноятлар содир этганлиги учун суднинг ҳукми билан озодликдан маҳрум этиш жойларида сақланаётган шахслар.

УЛАШИНГ:
Теглар:
Мавзуга доир:

Мичиган штатида барчаси мусулмон бўлган шаҳар кенгаши сайланди

703
14:05 14.11.2021

Қирғизистон ривожига нима тўсқинлик қилгани айтилди

910
13:00 11.11.2021

Шавкат Мирзиёев иккинчи президентлик муддатига расман киришди

432
11:04 06.11.2021

“Ўзбекистондаги сайлов дунёга таъсир қилади” – Forbes

1190
09:37 05.11.2021

Расман: Президент сайлови натижалари эълон қилинди

1327
16:42 25.10.2021

Путин Мирзиёевни Ўзбекистон президентлик сайловидаги ишончли ғалабаси билан табриклади

781
15:22 25.10.2021

&laquo Орқага

Заключение

Оценка воздействия невозможна без анализа показателей функционирования объекта (проектируемого или уже существующего), а также прогнозируемых последствий его работы. После этого необходимо определить величину влияния посредством прогнозирования вероятных изменений и выявление наиболее существенных из них. По возможности, воздействия должны устанавливаться количественно. Задача по выявлению анализу величины и существенности влияния решается с помощью системного анализа. Но в связи с тем, что сам объект оценки представляет определенную сложность, одной этой методики недостаточно. Поэтому на всех стадиях широко применяется экспертный анализ. Заключения специалистов во многих случаях органично дополняют традиционные методы выявления негативных влияний. В некоторых ситуациях знания, профессионализм и опыт экспертов выступают как основной инструмент при выполнении ОВОС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector