Специальность «мехатроника и робототехника» (бакалавриат)
Содержание:
- Медицинские противопоказания
- Литература
- Перспективы развития мехатроники
- Кем можно работать, получив образование в мехатронике и робототехнике
- Подготовка специалистов
- Кем могут работать молодые специалисты в обозримом будущем?
- Степень: Академический бакалавр
- Что такое мехатроника
- Роботы российского производства
- Карьера после окончания по программы подготовки специалистов среднего звена «Мехатроника и мобильная робототехника» в колледжах Липецка
- Недостатки профессии инженер-мехатроник
- Когда и как начинать подготовку?
- Как стать мехатроником
- Квалификация: ТЕХНИК-МЕХАТРОНИК*
Медицинские противопоказания
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
- Катаракта осложненная.
- Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени.
- Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
- Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.
Источники
- https://FB.ru/article/235561/mehatronika—chto-eto-takoe-osnovyi-mehatroniki-mehatronika-i-robototehnika-spetsialnost-kem-rabotat
- https://mentamore.com/robototexnika/mexatronika.html
- https://www.profguide.io/professions/robotics.html
- https://Mining-CryptoCurrency.ru/robototekhnika/
- https://fulledu.ru/articles/1363_inzhener-mehatronik.html
- https://mentamore.com/robototexnika/professii-svyazannye-s-robototexnikoj.html
- https://RobotoMir.ru/robototexnik-%E2%80%93-vyisokooplachivaemaya-professiya-budushhego-47
- https://proforientir42.ru/dt_profession/mobilnyj-robototehnik/
Литература
- Мехатроника: Пер с япон. / Исии Х., Иноуэ Х., Симояма И. и др. — М.: Мир, 1988. — С. 318. — ISBN 5-03-000059-3
- Введение в мехатронику: В 2-х кн. Учебное пособие / А. К. Тугенгольд, И. В. Богуславский, Е. А. Лукьянов и др. Под ред. А. К. Тугенгольда. — Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2004. — ISBN 5-7890-0294-3.
- Карнаухов Н. Ф. Электромеханические и мехатронные системы. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 320 с. — (Высшее образование). — 3000 экз. — ISBN 5-222-08228-8.
- Егоров О. Д., Подураев Ю. В. Конструирование мехатронных модулей. — М.: Издательство МГТУ «Станкин», 2004. — 368 с.
- Брага Н. Создание роботов в домашних условиях. — М.: НТ Пресс, 2007. — 368 с. — ISBN 5-477-00749-4.
- Камлюк В. С., Камлюк Д. В. Мехатронные модули и системы в технологическом оборудовании для микроэлектроники: учебное пособие — Минск : РИПО, 2016. — 383 с. : схем., табл. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-985-503-627-3
- Камлюк В. С. Новая парадигма — мехатронизация Москва; изд.сис. Ridero; 2018 — 32 с. УДК 82− 9,ББК 76.01,К18− ISBN 978-5-4493-7287-1
Перспективы развития мехатроники
Движущей силой в мехатронике является постоянный прогресс. Прогрессу в мехатронике способствуют компьютерные технологии в виде все более мощных компьютеров в стандартных областях применения. Соответственно, имеется огромный потенциал дальнейшего роста уровней безопасности и комфорта автомобилей и дальнейшего уменьшения токсичности выхлопа и расхода топлива. Инженеры также сталкиваются с новыми проблемами при внедрении новых технологий для этих систем.
Даже в случае сбоя будущие системы «Х-Ьу-wire» должны быть способны продолжать выполнять предусмотренные функции без перехода на аварийный режим с включением механики или гидравлики. Условием их реализации является высоконадежная мехатронная архитектура, требующая «простой» проверки безопасности. Это влияет и на отдельные компоненты, и на передачу энергии и сигналов.
Наряду с системами «х-by-wire» еще одной областью, в которой можно достичь значительного прогресса путем систематического внедрения мехатронных систем, являются системы повышения безопасности при движении (DAS) и их человеко-машинные интерфейсы.
Подходы к проектированию мехатронных систем должны демонстрировать целостность в нескольких аспектах:
- Вертикальный: «нисходящий» анализ, начиная с моделирования системы с целью общей оптимизации до моделирования конечных элементов для детального понимания, и «восходящее» проектирование, начиная с испытаний компонентов и заканчивая испытанием всей системы;
- Горизонтальный: «одновременное проектирование» сразу в нескольких дисциплинах;
- Через корпоративные границы: постепенно внедряется концепция «виртуального образца».
Еще одной проблемой является обучение для стимулирования междисциплинарного подхода и разработки подходящих DE-процессов и форм организации и коммуникаций.
В следующей статье я расскажу об электромагнитном поле в автомобиле.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:
Кем можно работать, получив образование в мехатронике и робототехнике
Прежде чем рассматривать конкретные профессии, которые существуют для специалистов в мехатронике и робототехнике, следует понимать, какие задачи смогут решать выпускники, получившие данное образование. Так, имея знания в рассматриваемой сфере, специалист может выполнять следующие функции на предприятии:
- Создание оборудования и станков для обеспечения механизации производственных процессов.
- Разработка техники различного назначения, в том числе и военной.
- Исследование возможностей по улучшению уже имеющихся в использовании механизмов и роботов.
- Работа над отдельными мехатронными системами, например — отдельными узлами автомобилей.
- Разработка микроскопических роботов и электронных изделий.
- Обслуживание и ремонт техники.
- Написание программного обеспечения для робототехники.
- Обучение робототехнике и мехатронике в рамках ВУЗов, школ и иных учреждений.
- Составление документации об использовании техники.
- Ведение научно-исследовательской и конструкторской деятельности.
Соответственно, перечень возможных профессий и конкретных специализаций, по которым могут работать специалисты в мехатронике и робототехнике — крайне широк. Например, к таким направлениям деятельности можно отнести следующие профессии:
- Инженер-электроник. Специалисты в этой профессии занимаются широким спектром работ, связанных с созданием электроники. Наличие образования по мехатронике позволяет в полной мере устраиваться на работу в любой сфере, где требуется работа с электроникой в целом.
- Инженер-электротехник. Учитывая сопряженность электроники и электротехники, получение образования в сфере мехатроники и робототехники дает возможность стать полноценным инженером-электротехником, в том числе и без получения дополнительных навыков, работая в самых разнообразных сферах.
- Программист. Все робототехники таки или иначе изучают программирование, так как наличие этих знаний является крайне важным для современной мехатроники в целом. А значит — получают хорошую базу для трудоустройства в различных сферах, где требуется знание основ и принципов программирования.
- Робототехник. К сожалению, специалисты в этой профессии сейчас не настолько востребованы, как в других, и поэтому по прямому профилю в своей специальности найти работу могут немногие выпускники. В то же время именно по этому направлению деятельности можно рассчитывать на наибольший размер оплаты труда и самые интересные перспективы.
- Конструктор. Работа конструктора во многом подразумевает значительное количество творчества и генерации новых идей, равно как и сочетание их с педантичностью для проведения точных расчетов. Это достаточно интересная профессия, однако ее востребованность не слишком высока.
- Педагог. Как специалист с высшим образованием, человек, получивший знания в сфере мехатроники и робототехники может стать преподавателем в ВУЗе, руководителем школьного кружка или каких-либо иных обучающих курсов.
- Кибернетик. Специалисты по кибернетике изучают в первую очередь теоретические направления взаимодействия человека и техники, а также работу с передачей и обработкой информации в технических и социальных системах
- Сервисный инженер. Любая техника нуждается в регулярном обслуживании и устранении неисправностей, и специалисты в мехатронике ценятся в том числе и в качестве сотрудников, которые обеспечивают безопасность, ремонт и обслуживание используемых роботов и иных средств автоматизации на производстве.
Подготовка специалистов
Желающие получить специальность «Мехатроника и робототехника» должны изучить ряд гуманитарных, естественнонаучных, точных и технических дисциплин, поскольку это направление черпает идеи и решения из других разделов человеческого знания
Освоить программирование, электронику, инженерное дело, кибернетику, механику, принципы математического и автоматического управления, электротехнику, детали и схемы мехатронных модулей, гидравлику и другие предметы важно не только в теории
кем работать по специальности мехатроника и робототехника
Много времени уделяется и ручной работе, сборке моделей разной степени сложности. Развитая фантазия и неистощимое любопытство помогут одолеть нелегкий путь. Владение иностранным языком позволит находить актуальные сведения и сделает будущего конструктора востребованным специалистом на родине и за рубежом, что означает заманчивые перспективы и заработок выше среднего.
Кем могут работать молодые специалисты в обозримом будущем?
В рамках проекта «Профессии города будущего» агентство инноваций, расположенное в столице, разработало перечень наиболее востребованных должностей на ближайшие десятилетия: — Оператор дронов. Беспилотные технические устройства смогут доставлять любые предметы в труднодоступные места, заниматься исследованием наводнений, лесных пожаров, измерять различные показатели в атмосфере. — Проектировщик медицинских автоматизированных систем. В данном случае работа в области робототехники предполагает сочетание трех основных профессий: программиста, медицинского специалиста, механика. — Робототехник. Занимается разработкой механики, составлением программ, электроникой. Такая профессия предполагает коллективный труд, поскольку создание и обслуживание робота является трудоемким занятием. — Механик электромобилей. Специалист занимается ремонтом и обслуживанием электромоторов инновационных машин. — Инженер беспилотных электромобилей. В обязанности входит разработка отдельных блоков, отладка и испытание электронных систем. Работа в области робототехники скоро займет место рядом с авиацией, производством электроэнергии и интернета. По оценке Европейской комиссии, через 4 лет объем мирового рынка по данному направлению достигнет 120 млрд евро.
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (профильный) — профильный предмет, по выбору вуза
- Физика — по выбору вуза
- Химия — по выбору вуза
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по выбору вуза
- Иностранный язык — по выбору вуза
Мехатроника – научная сфера, занимающаяся изучением объединенных компьютерных и электротехнических компонентов, на основании которых проектируются и создаются инновационные системы и машины. Робототехника – научная область, нацеленная на разработку и конструирование роботов и систем, способных заменить труд человека и автоматизировать сложные технологические процессы. В настоящее время данные отрасли активно расширяются, привлекая новые талантливые умы для совершения инновационных открытий и создания оптимальной продукции. Ввиду перспективности направления многие выпускники, хорошо разбирающиеся в точных науках, сегодня стремятся поступить на специальность 15.03.06 «Мехатроника и робототехника». Это довольно сложная отрасль, требующая глубоких математических знаний, поэтому освоить ее удается не всем.
Что такое мехатроника
Сама по себе мехатроника далеко не новое явление. Она зародилась примерно в середине XX века, когда были описаны механизмы, способные выполнять определенные манипуляции в пространстве по заранее написанной программе. В целом же, мехатроника представляет собой сплав двух прикладных дисциплин – механики и электроники. Иными словами, эта инженерная наука посвящена созданию сложных устройств, которые способны выполнять задачи по определенному алгоритму.
Типичный пример – это конвейерные роботы и манипуляторы. Их часто применяют, например, в автомобилестроении: точечная сварка деталей кузова, грунтовка и покраска деталей, автоматическая штамповка и перенос деталей и т.д.
Ещё более типичный пример – это обычный персональный компьютер. В его составе тоже много механических подвижных частей, которые управляются специальными программами, например, жесткий диск, вентиляторы охлаждения, оптический привод дисковода и т.д.
При этом мехатроника самым тесным образом связана с робототехникой. При обучении студентов образовательная дисциплина почти всегда называется «Мехатроника и робототехника». Наблюдается также некоторая путаница: роботами сегодня называют все механизмы, способные к выполнению задач без прямого участия человека. Будь то станки с ЧПУ, манипуляторы, механизмы автоматической сварки – всё это роботы, состоящие из нескольких мехатронных модулей.
Источник фото pch-vector/freepik
Роботы российского производства
Российские предприятия, занимающиеся роботостроением, выпускают изделия для определенной области. Предприятий, разрабатывающих отечественных роботов совсем немного ввиду высокой наукоемкости отрасли и необходимости значительных капиталовложений. Однако некоторые российские ученые создали прорывные технологии.
Промышленные роботы выпускают компании Aripix Robotics, BID Technologies, Bitrobotics, Hamster Robotics, АвангардПЛАСТ.
Роботы позволят не только решить проблему дефицита кадров на производстве, в строительной и других отраслях, но и повысить безопасность работы людей на опасных производствах.
Роботы российского производства для сельского хозяйства разрабатывают и производят Аgro Robotic Systems, Avrora Robotics, Агрополи.
В изготовлении отечественных экзоскелетов и других медицинских роботов добились успеха ЭкзоАтлет, НПО «Андроидная техника», Юго-Западный госуниверситет, научно-исследовательская лаборатория мехатроники и робототехники (ЮЗГИ).
Такие устройства используются для помощи в реабилитации лицам, перенесшим сложные заболевания и операции. Кроме этого, медицинские роботы помогают вернуть активность людям, лишенным конечностей.
Карьера после окончания по программы подготовки специалистов среднего звена «Мехатроника и мобильная робототехника» в колледжах Липецка
Выпускники получают квалификацию техников-мехатроников и специалистов по мобильной робототехнике по выбору.
Основные профессиональные функциональные обязанности выпускников:
- Монтаж компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией.
- Настройка и конфигурирование программируемых логических контроллеров и микропроцессорных систем в соответствии с принципиальными схемами подключения.
- Разработка управляющих
Выпускники получают квалификацию техников-мехатроников и специалистов по мобильной робототехнике по выбору.
Основные профессиональные функциональные обязанности выпускников:
- Монтаж компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией.
- Настройка и конфигурирование программируемых логических контроллеров и микропроцессорных систем в соответствии с принципиальными схемами подключения.
- Разработка управляющих программ мехатронных систем в соответствии с техническим заданием.
- Наладка компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией.
- Техническое обслуживание компонентов и модулей мехатронных систем.
- Диагностика неисправности мехатронных систем с использованием алгоритмов поиска и устранения неисправностей.
- Замена и ремонт компонентов и модулей мехатронных систем.
- Составление схем простых мехатронных систем в соответствии с техническим заданием.
- Моделирование работы простых мехатронных систем.
- Оптимизация работы компонентов и модулей мехатронных систем.
- Настройка и конфигурирование управляющих контроллеров мобильных робототехнических комплексов в соответствии с принципиальными схемами подключения.
- Разработка управляющих программ мобильных робототехнических комплексов в соответствии с техническим заданием.
- Настройка датчиков и исполнительных устройств мобильных робототехнических комплексов в соответствии с управляющей программой и техническим заданием.
- Разработка конструкции и схемы электрических подключений компонентов и модулей несложных мобильных робототехнических комплексов.
- Сборка и монтаж компонентов и модулей мобильных робототехнических комплексов в соответствии с технической документацией.
- Техническое обслуживание компонентов и модулей мобильных робототехнических комплексов.
- Диагностика неисправности мобильных робототехнических комплексов с использованием алгоритмов поиска и устранения неисправностей.
- Замена и ремонт компонентов и модулей мобильных робототехнических комплексов в соответствии с технической документацией.
РазвернутьСвернуть
Недостатки профессии инженер-мехатроник
Учитывая сложность профессии и дефицит специалистов в области мехатроники, можно отметить, что одним из серьезных недостатков профессии является как раз дефицит квалифицированных кадров. Естественно, это зачастую становится причиной напряженного рабочего графика и работы во внеурочное время в случае возникновения неполадок.
“Авральный” режим работы, в свою очередь, нарушает нормальный ритм жизни, что негативно сказывается на состоянии здоровья. Нужно также понимать что, в зависимости от отрасли и места работы, специалисту по автоматизированным системам часто приходится работать в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни и здоровья.
Когда и как начинать подготовку?
Если хотите, чтобы в будущем ребенок имел достойную зарплату и интересную профессию, уже сегодня необходимо задуматься над его образованием. Можно купить робототехнику, самостоятельно изучить мастер-классы и заняться обучением. Такой подход имеет довольно много сложностей: — нужно выделить время для занятий; — найти робототехнический конструктор, чтобы он соответствовал возрасту и особенностям развития ребенка; — заняться самообразованием. Не каждый может позволить себе купить робототехнику, поскольку стоимость ее измеряется десятками тысяч рублей. Даже на начальном уровне придется выложить крупную сумму. Поэтому особую актуальность приобретают различные кружки. Есть они во многих городах. Знакомство с ними лучше начинать с официального сайта и встречи с педагогом. Первый позволяет получить общую информацию: — по какой программе идет образовательный процесс; — какие типы робототехнических конструкторов используются; — есть ли сертификаты для ведения образовательной деятельности.
Как стать мехатроником
Мехатроником можно стать различными способами: или через профессиональное обучение, или через обучение в институте или университете. С 1998 года профессию мехатроника можно освоить за 42 месяца путем получения теоретических знаний и практических занятий на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Наряду с этим в настоящее время несколько десятков немецких вузов предлагают освоить профессию дипломированного инженера, или бакалавра/мастера по мехатронике подобно МВА. Некоторые университеты также предлагают построить дальнейшее обучение с получением высшего образования по мехатронике на основе уже полученных знаний на предприятии в режиме дуального обучения.
Лабораторая роботизации, моделирования
и программирования роботов
Какую возможность вы решите использовать, решать вам. Правда, при выборе следует учитывать некоторые факторы. Наряду с высокими окладами окончание университета дает вам преимущество и возможность работать в науке и заниматься научными исследованиями и разработками
Это очень важно, так как возможность профессионального и карьерного роста без высшего образования очень ограничена
Кто захочет объединить преимущество собственного практического опыта с преимуществами высшего образования, может принять решение и пройти сначала дуальное обучение в Германии. Затем, будучи уже опытным специалистом с квалификацией, поступить мастером в высшее учебное заведение и стать незаменимым профессионалом, а в перспективе – ученым. Что касается дуального обучения на начальной фазе вашей жизни, то это – интегральное обучение и интенсивная практическая работа, например, на СТОА. Завершить образование можно, получив степень бакалавра или статус «Мастер Инжиниринг» в университете, техническом вузе или в институте другого профиля.
Лаборатория визуализации и видеодокументирования проектов
роботизации и 3D-моделирования. Здесь же проводятся
обучения взрослых андрагогике. Кстати, это одна из тем,
которой Александр Леонидович Шмайлов занимается уже
более 10 лет
Квалификация: ТЕХНИК-МЕХАТРОНИК*
Форма обучения |
Уровень образования |
Срок обучения |
Основа обучения |
Очная |
9 классов |
3 года 10 месяцев |
Бюджетная основа |
11 классов |
|||
Очно-заочная |
Прием не осуществляется |
Специальность входит в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективныхпрофессий среднего профессионального образования
Процесс автоматизации, позволяет осуществлять управление технологическим процессом без непосредственного участия человека, либо оставляет за человеком право принятия наиболее ответственных решений. В состав автоматизированных систем входят как механические составные части, так и электронное оборудование. Основу системы составляет управляющая часть на базе микроконтроллера. Это «мозг» любой автоматизированной системы.
Обеспечивать работоспособность мехатронных систем и роботизированных комплексов призван техник-мехатроник. Он осуществляет работы по монтажу, диагностике и ремонту мехатронных систем, контролирует их работоспособность и занимается программированием управляющей системы, согласно поставленным производственным задачам. Появление в Санкт-Петербурге, предприятий ведущих мировых компаний, имеющих автоматизированные линии производства, диктует повышение спроса в соответствующей отрасли.
Основные виды деятельности:
- монтаж, программирование и пуско-наладка мехатронных систем;
- техническое обслуживание, ремонт и испытание мехатронных систем;
- разработка, моделирование и оптимизация работы мехатронных систем;
- эксплуатация мобильных робототехнических комплексов;
- конструирование, монтаж, техническое обслуживание и ремонт мобильных робототехнических комплексов.
Область профессиональной деятельности выпускников: ракетно-космическая промышленность; производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; автомобилестроение; авиастроение; сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности.
Объекты профессиональной деятельности выпускников: технические средства и системы автоматического управления, в том числе технические системы, построенные на базе мехатронных модулей, используемых в качестве информационно-сенсорных, исполнительных и управляющих устройств, необходимое программно-алгоритмическое обеспечение для управления такими системами;техническая документация, технологические процессы и аппараты производств (по отраслям);метрологическое обеспечение технологического контроля, технические средства обеспечения надежности;первичные трудовые коллективы.
Техник готовится к следующим видам деятельности:
— Монтаж, программирование и пуско-наладка мехатронных систем.
— Техническое обслуживание, ремонт и испытание мехатронных систем.
— Разработка, моделирование и оптимизация работы мехатронных систем.
— Выполнение работ по рабочей профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» (18494).
Лаборатории по специальности:
— электронной и вычислительной техники;
— электрических машин;
— пневматики и гидравлики;
— лаборатория мехатроники (автоматизации производства);
— программируемых логических контроллеров.
Мастерские по специальности:
— Слесарная.
— Электромонтажная.
— Модульных производственных систем.
База производственной практики обучающихся и предприятия-партнёры:
ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», ООО «ТЭПЛОЭНЕРГО», АО «НПП «Радар ММС», ОАО «Авангард», АО «Таурас-Феникс», ООО «Нордфил», АО «Компрессор», ООО «Всеволожский крановый завод», ЗАО «Фортекс», АО «НПО Поиск», ОАО «МЗ «Арсенал» и др.
Ведущие ВУЗы, принимающие на обучение выпускников по специальности:
— Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова
— ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения».
Возможные медицинские противопоказания для обучения по данной специальности: заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, радикулит); заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхательных органов (бронхиальная астма); сниженное зрение (не компенсируемое очками); повышенная чувствительность к воздействию химических веществ.