Главные законы для предпринимателей
Содержание:
- Список законов о предпринимательской деятельности в РФ
- Кто вправе заниматься предпринимательством
- Содействие развитию предпринимательской деятельности
- Социальное предпринимательство получит поддержку государства
- Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
- Федеральный закон 209: первое знакомство
- Деятельность на основании лицензии
- Маркировка товара как средство защиты от недобросовестных конкурентов
- Законы в области налогов
- Специальный правовой режим деятельности микропредприятий
- Критерии микропредприятия
- Помогает ли государственное регулирование развитию предпринимательской деятельности?
- Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
- Изменения в законе о развитии предпринимательства
- Малые и средние предприятия – получатели господдержки будут сведены в единый реестр
- Формулировка закона
Список законов о предпринимательской деятельности в РФ
Аптечные учреждения
- Руководство 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях».
- СП 3.3.2.1120-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения».
- Единые санитарно-эпидемиологические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299.
- Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
- Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
- Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
О государственной регистрации юр.лиц — ФЗ №129 в последней редакции смотрите здесь:
Торговля продовольственными товарами
- Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
- СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции».
- Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
- Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Предприятия общественного питания
- Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
-
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».
-
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и вспомогательных технологических средств».
-
Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299.
-
Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
Стоматологические услуги
-
Руководство 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях».
-
СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».
-
СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
-
Федеральный закон от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Обобщенный Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209 является основным.
Кто вправе заниматься предпринимательством
Или другими словами, что такое предпринимательская способность гражданина — это совокупность обстоятельств, при которых он вправе зарегистрировать свое дело, никого не спрашивая.
Проще перечислить, кому это запрещено:
- государственным служащим (с некоторыми исключениями, прописанными в законе о госслужбе);
- недееспособным гражданам по возрасту (несовершеннолетним — до 18 лет или до вступления в брак) или по решению суда;
- индивидуальным предпринимателям, признанным банкротами (5 лет по завершении процедуры банкротства);
- гражданам, дисквалифицированным по соответствующему судебному решению.
ВАЖНО!
В Российской Федерации иностранный гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность с условием, что он находится у нас в стране легально. Но для иностранцев существуют запреты на некоторые виды деятельности.
Содействие развитию предпринимательской деятельности
Для оказания содействия в развитии российского малого и среднего бизнеса был принят Федеральный закон №209. Он описывает особенности взаимоотношений между следующими сторонами:
- юридическими компаниями и ИП.
- субъектами РФ и органами государственной власти, которые работают в сфере развития малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне.
В статье 3 вышеуказанного закона даётся описание понятию «субъекты предпринимательства» и разъясняется суть финансовой организации, социального предпринимательства и социального предприятия.
Развитию предпринимательства в Российской Федерации также способствует специальная политика государства, которая реализуется муниципалитетами. На законодательном уровне обозначены ключевые цели, принципы и направления поддержки предпринимателей, что способствует достижению лучших результатов деятельности, которая направлена на стимулирование развития российского бизнеса.
Таблица «Содержание ФЗ в области поддержки развития предпринимательства в РФ»
Цели | Направления поддержки | Принципы |
Поддержка предпринимательства для повышения здоровой конкуренции | Финансовое | Разделение ответственности и полномочий между различными уровнями государственной власти: федеральными, государственными и местными |
Создание условий для развития | Имущественное | Равные условия доступа к государственной поддержке (программам и подпрограммам) для представителей малого и среднего бизнеса |
Повышение конкурентных качеств изделий, которые произведены представителями малого и среднего предпринимательства | Информационное | Участие малых и средних бизнесменов в реализации госполитики, а также в проверке правовых актов и нормативов в области индивидуального предпринимательства |
Содействие в продвижении продукции, которая производится предпринимателем | Консультационное | – |
Стимулирование увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства | Образовательное | – |
Помощь в занятости и популяризации самозанятости | Инновационное | – |
Увеличение объёма товаров и услуг, которые произведены ИП в ВВП | Внешнеэкономическое | – |
Рост суммарного объёма налогов и сборов, которые предприниматели вносят в бюджет | – | – |
Социальное предпринимательство получит поддержку государства
26 июля 2019 г. вступил в силу закон, который посвящен поддержке социальных предприятий, организованных в форме малого и среднего бизнеса. На нее смогут рассчитывать компании, которые соответствуют одному из установленных критериев: предприятие обеспечивает рабочими местами инвалидов, выпускников детских домов, матерей-одиночек, многодетных родителей, пенсионеров и предпенсионеров и т.п.; реализует продукцию, произведенную ими или для них; осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем общества12.
Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, ориентированных на социально уязвимых группы граждан, станет одной из приоритетных областей.
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
Основные критерии, соблюдение которых позволяет отнести организацию или предпринимателя к субъектам малого или среднего
предпринимательства, закреплены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ.
В этих целях учитываются:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год;
- объем выручки от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (постановление Правительства РФ
от 04.04.2016 № 265); - структура уставного или складочного капитала (для организаций).
Требования к среднесписочной численности работников и объемам дохода для малых, средних и микропредприятий различны
Требования к структуре их уставного (складочного) капитала едины для всех (обратите внимание на разницу в требованиях для
хозяйственных обществ/товариществ/партнерств и для акционерных обществ)
Размер доходов от предпринимательской деятельности определяется по правилам НК РФ и включает в себя (см. письмо Минфина
России от 30.01.2018 № 03-11-06/2/4870):
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав
(ст. 249 НК РФ); - внереализационные доходы
(ст. 250 НК РФ).
Для отнесения к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства предприятие должно соответствовать
следующим требованиям:
Среднесписочная численность работников | Объем дохода | Структура уставного (складочного) капитала | ||
---|---|---|---|---|
Для хозяйственных обществ, товариществ, партнерств | Для акционерных обществ | |||
Микропредприятие | не более 15 человек | 120 млн рублей | Не более 25 % капитала принадлежит:
ИЛИ
|
Не более 25 % голосующих акций принадлежит:
ИЛИ
Размер суммарной доли участия иностранных организаций не ограничен, если они не являются офшорными и соответствуют |
Малое предприятие | не более 100 человек | 800 млн рублей | ||
Среднее предприятие | не более 250 человек | 2 млрд рублей |
Ограничения по доле участия в уставном (складочном) капитале не распространяются на:
- организации, акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
- организации, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные
модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)),
исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) бюджетных или автономных научных учреждений или
образовательных организаций высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями; - хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным
законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном
центре «Сколково»; - хозяйственные общества и партнерства, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в
утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной
деятельности в формах, установленных Федеральным законом от
23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; - ООО, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения
(территориальные подразделения), кроме того, в таких ООО за предшествующий календарный год среднесписочная численность
инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда –
не менее 25 %.
Федеральный закон 209: первое знакомство
Полное его название – «Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства». Через Думу он прошёл ещё в 2007 г., был принят 24.07.2007 г. и действует до сих пор. За все время своего существования акт неоднократно менялся: он содержит более тридцати поправок. Последние из них относятся к 2018 и 2019 годам.
ФЗ 209 вызывает много споров
Данный акт легко можно спутать с другим федеральным законом. По роковой случайности, последний выпущен под тем же самым номером — 209 от 2014 г., но говорит о ГИС ЖКХ. Он регулирует вопросы, касающиеся общедоступности информации обо всех расходах субъектов ЖКХ: товариществ собственников, управляющих компаний и прочих. Поэтому, когда где-то упоминается именно закон о предпринимательской деятельности, следует указывать не только номер, но также уточнять, что именно это за акт, приводя его полное наименование.
Деятельность на основании лицензии
Гражданин, который намерен начать вести предпринимательскую деятельность, должен также изучить Закон РФ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Следует обратить внимание, что некоторые требования данного закона сложно выполнить. Поэтому будущий ИП должен установить, к каким сферам деятельности они применимы
Статья 12 вышеупомянутого закона перечисляет виды деятельности, которые подлежат лицензированию. Она включает 57 пунктов, из которых три уже неактуальны сегодня. Предприниматель должен учесть, что в случае изменений в законодательстве, он будет вынужден произвести замену лицензии или прекратить вид деятельности, которая будет упразднена. Также нет гарантий того, что какой-либо вид предпринимательства, который на данный момент не входит ни в один из 57 пунктов, не будет подлежать обязательному лицензированию с течением времени.
ФЗ №99 должен лежать в основе принятия решения гражданина заниматься одним из лицензируемых видов деятельности. Законодательный акт описывает порядок действий бизнесмена, а также перечисляет инстанции, в которые ему предстоит обратиться. ФЗ №99 также дает описание:
- порядка получения лицензии;
- мест ее оформления и продления, после того, как срок ее действия истечёт.
Маркировка товара как средство защиты от недобросовестных конкурентов
Для совершенствования торгового оборота в границах торгово-экономического союза и контроля контрафактной продукции были внесены изменения в Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке4. С 1 марта 2019 г. обязательная маркировка предусмотрена для табачной продукции. С 1 декабря 2019 г. обязательной маркировке средствами идентификации подлежат духи и туалетная вода, шины и покрышки, предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной и композиционной кожи, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, обувные товары, фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.
Проект этот запущен в соответствии с Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности и является пилотным. Эксперимент проводится с целью реализации Единой национальной системы «Честный ЗНАК» в рамках государственно-частного партнерства при содействии оператора проекта – Центра развития перспективных технологий.
Нововведения позволят максимально расширить доступность информации о товаре. И инициатива эта крайне значима. Сегодня на рынке наблюдается множество контрафактной продукции: одежда, продукты питания, медикаменты, стройматериалы и т.д. В первую очередь от этого страдают потребители. Но немалый урон такая продукция наносит и владельцам бизнеса. Во-первых, это сказывается на репутации производителей и торговых точек. Во-вторых, продажа контрафактных изделий часто сопряжена с финансовыми утечками из компании. Например, преступники, являясь сотрудниками легальной фирмы-производителя, могут указывать в документации, что для хранения производимой продукции требуется бОльшая складская площадь, нежели нужна на самом деле. На дополнительном месте они размещают контрафактные изделия. В итоге собственники бизнеса оплачивают хранение и сбыт неучтенных товаров, даже не подозревая о том5.
4 Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р (ред. от 8 ноября 2019 г.) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
Законы в области налогов
В обязанности ФНС входит не только регистрация ИП, но и ведение основной деятельности, к которой относятся:
- контроль налогов;
- все уровни бюджетных сборов.
Налоговый кодекс описывает все правила, в соответствии с которыми происходит налогообложение предпринимателей.
Представители бизнеса наделены правом самостоятельно выбирать направленность деятельности и систему обложения налогов. Часть 2 Налогового Кодекса России содержит описание доступных вариантов, среди которых:
- единый сельхозналог;
- УСН;
- общий режим;
- ЕНВД;
- патентная система.
Местная НС дает предпринимателям разъяснения о коэффициентах и муниципальных налогах. Если представитель бизнеса намерен перейти на другой тип налогообложения, он должен подать письменное заявление в территориальную Федеральную Налоговую службу, в которой он ведёт свой бизнес.
Два года назад в качестве эксперимента был введён налог на профессиональную деятельность (НПД). Он может быть использован не только индивидуальными предпринимателями, но и самозанятыми гражданами. НПД регулируется ФЗ №422 «О проведении эксперимента».
Проект действителен на протяжении 9 лет с момента введения на территории четырёх регионов:
- в Москве и Московской области;
- Калужской области;
- Татарстане.
Данный налоговый режим является достаточно привлекательным, так как ставка по нему составляет от 4% до 6%. НПД будет внедрена по всей России в случае, если пилотный проект окажется успешным. После этого каждый предприниматель, которому подойдет данный режим, сможет отдать ему предпочтение.
Специальный правовой режим деятельности микропредприятий
Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов МСП были предметом нашего анализа, посему позволим себе ограничиться некоторыми важными для рассматриваемой темы соображениями.
Так, ст. 7 Закона N 209-ФЗ не оговаривает специальных правил для микропредприятий, адресуя их всем малым предприятиям. Однако специальное законодательство, детально определяющее особенности деятельности организаций малого и среднего бизнеса, предусматривает специальные нормы для микропредприятий. В частности, установлены особые правила организации бухгалтерского учета, ведения кассовых операций (для индивидуальных предпринимателей), формирования статистической отчетности, проведения плановых выездных проверок.
Предусмотренные НК РФ специальные налоговые режимы — упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) — по критериям перехода на них также ориентированы в первую очередь на микропредприятия. По данным аудиторов Счетной палаты РФ, более 90% субъектов малого предпринимательства применяют специальные налоговые режимы, которые характеризуются относительно умеренной налоговой нагрузкой, наличием у налогоплательщиков права выбора наиболее комфортного режима налогообложения, зачастую упрощенным порядком осуществления бухгалтерского учета и формирования отчетности.
Известно, что в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. По сведениям СПС «Гарант» по состоянию на 1 марта 2018 г., «налоговые каникулы» для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, введены в 80 субъектах РФ, патентная система налогообложения — в 79 субъектах РФ.
Заметим, что благоприятный правовой режим привел к инициированию хозяйствующими субъектами изменения своей категории и росту количества микропредприятий (в ущерб средним предприятиям) за период 2010 — 2015 гг. на 9,4%.
Вместе с тем некоторые законодательные новеллы последних лет не способствуют увеличению числа субъектов микробизнеса. В частности, можно негативно оценить появление нормы о представлении налоговыми агентами ежеквартального отчета по налогу на доходы физических лиц (п. 2 ст. 230 НК РФ), регламентацию требований к работодателям-микропредприятиям новой гл. 48.1 ТК РФ и др.
Нами уже была обоснована позиция, согласно которой в отечественном законодательстве сформировался специальный режим деятельности субъектов МСП. Сегодня мы можем говорить и об отдельном специальном правовом режиме для микропредприятий, который в силу большой экономической и социальной значимости данных субъектов должен стимулировать активность как начинающих, так и продолжающих свою деятельность субъектов микробизнеса.
Критерии микропредприятия
Для включения в реестр микропредприятия в 2017 году требуется соответствие предприятия следующим критериям:
- доля государства, регионов или муниципалитетов в уставном капитале не должна быть больше 25 %, а доля иностранных и крупных российских компаний не более 49 %;
- число работников до 15 человек;
- финансовые поступления от предпринимательской деятельности не должны «переваливать» за планку в 120 миллионов рублей.
В состав доходов теперь включается не только выручка от реализации, но и доходы от других видов деятельности.
Размер дохода определяется из деклараций по налогу на прибыль или по специальным налоговым режимам, если таковые применяются.
Если в течение трех календарных лет один или несколько показателей не достигаются, фирма будет исключена из списка микропредприятий, но не ранее 10.08.2019.
Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25% (пп. “а” п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
Среднесписочную численность и доход оценивают за предыдущий год, доход считают по данным налогового учета без НДС.
Критерий | Предельное значение | Документ, устанавливающее предельное значение |
---|---|---|
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год | ≤ 100 чел. | ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ |
Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов | ≤ 25% | |
Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций | ≤ 49% | |
Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) | ≤ 800 млн руб. | постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 (действует с 1 августа 2016 г.) |
Малому бизнесу не нужно подтверждать свой статус. Всю необходимую информацию о соответствии критериям, как и ранее, налоговики получают из отчетности. Данные о доходах подтверждают налоговые регистры. У компаний на УСН есть книга учета доходов и расходов. Подтвердить состав учредителей можно с помощью решения об учреждении ООО или выписки из ЕГРЮЛ (ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
Критерий | Предельное значение | Документ, устанавливающее предельное значение |
---|---|---|
Средняя численность работников за предшествующий календарный год | ≤ 15 чел | ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ |
Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов | ≤ 25% | |
Суммарная доля участия других организаций, не являющихся МСП, а также иностранных организаций | ≤ 49% | |
Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) | ≤ 120 млн руб. | постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.
Помогает ли государственное регулирование развитию предпринимательской деятельности?
Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности могут быть как негативными, так и позитивными. Государство должно максимально быстро выявлять отрицательные тенденции и принимать все возможные меры по их устранению.
Польза
Плюсы государственного регулирования заключаются в следующем:
- малый и средний бизнес получает защиту от монополий и недобросовестных конкурентов;
- каждый коммерсант может обжаловать действия проверяющих органов;
- любой участник рынка вправе получить информацию о своих правах и обязанностях;
- установлена сбалансированная система законных сдержек для каждого субъекта предпринимательской деятельности.
Вред
Минусы государственного регулирования:
- устанавливаемые меры могут быть использованы для давления на определенных субъектов бизнеса;
- во время вмешательства государства в предпринимательскую деятельность граждан может возникнуть социальная напряжённость в обществе;
- наличие неточностей и противоречий, существующих в связи с отсутствием единого закона о предприятиях, может создавать трудности в работе бизнесменов;
- принятые государством меры могут привести к безработице и дефициту бюджета.
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
Закон N 209-ФЗ вводит понятие среднего предпринимательства, широко применяемое в мировой практике. Новаторским, по сравнению с прежним Законом, является также возможность отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства потребительских кооперативов, которые, как известно, являются некоммерческими организациями.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, установленным Законом N 209-ФЗ:
- Состав активов.
В уставном или складочном капитале либо паевом фонде субъектов малого и среднего предпринимательства — юридических лиц доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия других юридических лиц (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в капитале малого или среднего предприятия также не должна превышать двадцати пяти процентов. Аналогичные требования к уставному капиталу малого предприятия установлены и действующим в настоящее время Законом N 88-ФЗ.
- Средняя численность работников. Этот показатель не должен превышать:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия со средней численностью трудящихся до пятнадцати человек.
Действующий в настоящее время Закон N 88-ФЗ устанавливает различную предельно допустимую численность работников для различных сфер деятельности. В новом Законе такого деления нет.
- Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.
Этот показатель не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанный критерий является новым по сравнению с прежним Законом. С 1 января 2010 г. Правительство РФ начнет устанавливать его с периодичностью один раз в пять лет с учетом «данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью малого и среднего предпринимательства».
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием — численностью работников либо размером выручки от реализации товаров, работ или услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим (п. п. 3, 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Изменения в законе о развитии предпринимательства
Последние изменения в Федеральный закон были внесены 26 июля 2017 года. Речь идет о 4 статье закона №209.
П 2 статьи 4
В п 2 говорится о численности работников на малых предприятиях. В подобной организации могут работать до 100 сотрудников. Руководство микропредприятия может устроить на работу до 15 человек. Численность сотрудников в средних предприятиях не должна превышать 200 человек.
П 2.1 статьи 4
П 2.1 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гласит о том, что депутаты Государственной Думы могут самостоятельно установить предельный порог численности сотрудников на предприятии.
Ч 3 статьи 4
В этой части описываются правила, по которым определяется категория субъекта среднего и малого предпринимательства. Если физическое или юридическое лицо (гражданин в качестве индивидуального предпринимателя) в течение предшествующего года не трудоустраивал других граждан РФ на трудовую деятельность, то категория определяется исходя из размера прибыли за предшествующий год. Другие категории субъектов определяются в зависимости от численности сотрудников на предприятии.
Категория субъекта предпринимательской деятельности может быть изменена в случае, если в показатели сортировки были внесены изменения. Если индивидуальный предприниматель снова регистрируется в государственном реестре, то категория субъекта остается прежней.
Все ФЗ о предпринимательской деятельности в РФ
Под Федеральными законами понимаются законодательные акты, которые содержат нормы и права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или непосредственно с их участием в предпринимательской деятельности.
Список Федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:
- ФЗ «О рынке ценных бумаг» — описывает состояние рынка на территории Российской Федедерации;
- ФЗ «Об акционерных обществах» — описывает правовое положение предпринимательской деятельности;
- ФЗ «О рекламе» — описывает законодательные положения, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности;
- ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности» — содержит правильный порядок ведения предпринимательской деятельности.
Несмотря на немалое количество Федеральных законов, ни одно законодательное положение не содержит принципы взаимодействия между государством и бизнесом. В статьях Гражданского кодекса РФ в качестве правил по торговому обороту присутствует указание о том, что государство не может вмешиваться в частные дела предпринимательской деятельности без каких-либо оснований.
Но если бы закон содержал принципы взаимодействия между государством и предпринимательством, каких-либо противоречий между несколькими ФЗ не было.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Малые и средние предприятия – получатели господдержки будут сведены в единый реестр
Сейчас организации, в которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить поддержку (субсидирование, льготное кредитование, налоговые послабления и т.д.), ведут собственные реестры ее получателей. Принятый в текущем году закон предполагает формирование единого реестра, который будет размещаться на официальном сайте ФНС России. Также определены организации, которые будут предоставлять такие сведения налоговой службе13.
Напомним, что приоритетными для государства являются следующие направления предпринимательской деятельности: жилищно-коммунальные и транспортные услуги, деятельность в сфере науки и техники, переработка древесины, изготовление продуктов питания, производство лекарств и иная социально ориентированная деятельность14.
13 Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки».
14 О реализации национального проекта, предусматривающего поддержку малого и среднего бизнеса, читайте в публикации «Господдержка – предпринимателям».
Формулировка закона
В правовом поле, он имеет цель развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Он включает в себя довольно много пунктов. В основном, все они направлены на регулирование и пояснение. Сделано это для того, чтобы каждый, кто занимается подобной деятельностью знал свои права и обязанности. Также, на данный момент присутствуют пункты о стимулировании со стороны власти.
Основные моменты, содержащиеся в законопроекте:
- предмет регулирования настоящего Федерального закона;
- единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
- даёт основные понятия, которые используются в настоящем Федеральном законе;
- определение категорий субъектов малого и среднего бизнеса;
- федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.