Налоговая система россии: понятие, структура и уровни налогов

Влияние налогов на экономику

Причины потребности в установке налогов могут существенно различаться. С помощью манипуляции государство выполняет перераспределение доходов населения и устраняет ряд экономических эффектов. Причём воздействие производится как на микро, так и на макроэкономических уровнях.

Во второй ситуации отчисления в пользу государства дают возможность регулировать совокупный спрос и предложение. Чтобы повысить их, достаточно снизить налоговое бремя. Это предоставит домохозяйствам больше дохода для потребления. В результате его уровень повысится. Это в свою очередь повлечет рост совокупного спроса.

Государство применяет метод, чтобы стимулировать развитие экономики. Обычно процедура используется, если присутствует необходимость вывести государство из экономического цикла. Альтернативой процедуры выступает сдерживающая политика. Она осуществляется для устранения так называемого перегрева. Чтобы выполнить процедуру, представители уполномоченных органов начинают повышать процент отчислений в пользу государства.

Если оценка производства показателя производится с точки зрения финансового менеджмента, налоговое бремя бывает прямым и косвенным. В первом случае формирование осуществляется на уровне расходов. Их исчислением занимается действующий субъект. Если допустить возможность включения в сумму расходов на погашение платежей по заемным средствам, это стимулирует развитие организаций, которые используют агрессивную финансовую стратегию. Фирмы, придерживающиеся консервативных методов, будут вытеснены с рынка. Снижение процентов изменит ситуацию в противоположную сторону. Компания, применяющая агрессивную стратегию, обанкротится, а использующая консервативные методы начнет развиваться.

Консервативное влияние осуществляется с помощью повышения или снижения нагрузки на поставщиков капитала. Если повысить налог, стоимость займов увеличится. В результате осуществляется сдерживание агрессивных учреждений. Если нагрузку снизить, стоимость капитала снизится. Компании с агрессивной стратегией начнут развиваться.

Рыночные модели

Рыночные модели разных стран существенно отличаются друг от друга. Но в целом выделяют две модели рыночной экономики: либеральную модель и модель социально ориентированного рынка.

Суть либеральной модели в том, что государство незначительно вмешивается в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Нет огромного государственного сектора предприятий, а для хозяйствующих субъектов предоставляется максимальная свобода действий. Государство мало участвует в решении социальных проблем, заботясь лишь о незащищённых слоях населения, а также регулирует монетарную политику и участвует в макроэкономических процессах. Либеральная модель характерна для США, Канады, Англии и Франции.

Замечание 5

Стоит заметить, что классическая либеральная модель скорее свойственна прошлому этих стран, поскольку в настоящее время они активно движутся в сторону социально ориентированной модели.

Для социально ориентированной модели характерна высокая степень государственного регулирования экономики. Здесь внушительных государственный сектор, предпринимательская деятельность обязательно регламентируется, государство даёт гарантии на определённый уровень удовлетворения потребностей. Такая модель свойственна Германии, Австрии Нидерландам, Швеции, Норвегии, а также очень близка Японии.

Логично предположить, что либеральная и социально ориентированная модели требуют наличия у государства финансовых ресурсов. Очевидно, что налоги в странах с социально ориентированной экономикой должны быть выше. Уровень этих налогов должен соответствовать целям и задачам, которые государство ставит перед собой.

Пример 7

А. Лэффер – сторонник либеральной модели, говорит о 30% налогов.

Задачи, которые в настоящее время ставятся перед Россией, требуют проведения адекватной налоговой политики. В стране давно созрели предпосылки для модернизации экономики, внедрения новейших технологий, решения крупных социальных проблем. Эти и многие другие задачи опубликовал в своей предвыборной кампании В. В. Путин. 

Налоговая политика на данном этапе развития страны имеет особое значение, поскольку выступает как инструмент для решения важнейших стратегических задач в России.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Льготы в форме специальных режимов

Существуют специальные налоговые режимы, называемыми льготными. Полный их перечень оговорен статьей 18 НК РФ. В частности, это:

  • Обложение сельскохозяйственных производств.
  • Упрощенка.
  • Единый налог для некоторых направлений работы.
  • Оплата патента.

Рассмотрим особенности каждой из систем:

  • ЕСХН. Подлежат уплате эти виды налогов: Единый и НДФЛ, вычитающийся из зарплаты. Объектами обложения будут являться доходы, уменьшенные на объем расходов, зарплата. Ставка составит 6%.
  • УСН. В рамках данного режима также уплачивается Единый налог и НДФЛ. Объектом обложения являются просто доходы, доходы, уменьшенные на размер расходов, патенты, зарплаты. Ставка составит от 6% до 30%. Самая высокая налоговая ставка актуальна для нерезидентов (в той ситуации, когда объектом является зарплата).
  • ЕНВД. Выплачивать нужно Единый налог и НДФЛ. Объектом налогообложения является доход в определенном размере от установленного направления деятельности, зарплата персонала. Размер ставки составит 15% при обложении дохода, 13% — при обложении зарплат. Если лицо не является резидентом, ставка составит 30%.
  • Патентная система. Предпринимателю в рамках этой системы нужно оплатить патент. Объектом обложения считается потенциальный доход по деятельности, на которую нужно получать доход. Ставка составит 6%.

К СВЕДЕНИЮ! Льготы – это важнейший инструмент для стимулирования бизнеса. Уступки, как правило, предоставляются организациям, занимающимся социально полезной деятельностью. К примеру, льготы получают фирмы, предоставившие рабочие места инвалидам и пенсионерам. Уступки являются способом регулирования обстановки в предпринимательской среде. Так государство поощряет определенные формы деятельности. Предпринимателям становится выгодно, к примеру, осуществлять свою деятельность в сфере культуры.

Доктринальное определение налога

Налог – обязательный платёж в пользу государства. Он взимается принудительно. Получением денежных средств занимаются органы государства различных уровней. Вносить средства в бюджет обязаны юридические и физические лица. Процедура выполняется для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Не стоит путать налоги с пошлинами. Платежи, входящие в первую категорию, являются безвозмездными. Их альтернативой выступают пошлины, которые представляют собой условия для вступления в определенные юридические правоотношения. Производить платежи в казну государства необходимо с соблюдением норм действующего законодательства. В современных странах присутствует система налогообложения. Она состоит из методов установления платежей в казну, особенностей их корректировки, отмены и взимания.

Некоторые категории граждан могут рассчитывать на льготы. Список налогов фиксируется в действующем законодательстве РФ. Органы власти не могут вводить дополнительные сборы, если это не предусмотрено действующим законодательством. Аналогичные правила действуют и в отношении установленных ставок.

Каждый официальный налог состоит из определенных элементов. От них зависят принципы построения отчислений в казну государства и выполнения процедуры погашения. Налог состоит из следующих элементов:

  • базы и единицы обложения;
  • объекты и налогоплательщики;
  • льготы и срок, в течение которого необходимо произвести отчисления в казну государства;
  • источник поступления средств в казну государства и порядок их внесения.

Не все отчисления в казну государства считаются налогами. Платёж должен иметь ряд признаков.

Признак Пояснение
Обязательный характер Вносить денежные средства в казну государства обязан каждый гражданин. Действующие положения закреплены в Конституции РФ. Сумма не считается благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе самостоятельно решать, хочет ли он производить отчисления.
Платёж имеет нецелевой характер Налог выступает основной частью доходов государства и муниципальных образований. Деньги требуются для реализации внутренней и внешней политики, а также обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан.
Отчисление осуществляется безвозмездно Налог не влечет за собой возникновения встречной обязанности у государства. Получив деньги, оно не должно совершить определенные действия в отношении налогоплательщика. Человек не получает какую-либо материальную выгоду. Однако он имеет право использовать социально-культурные блага, которые могут существовать лишь благодаря налогам.
Отчисление производится только при помощи денежных средств Материальные взносы не принимаются. Платёж можно осуществить наличными или перевести в безналичной форме. Расчёт производится в валюте РФ.

В РФ осуществляется налоговый учёт. Он бывает для организаций или физических лиц. Выполнением процедуры занимаются специализированные органы. Они контролируют процесс отчислений в бюджет государства. Если установленный порядок нарушен, лицо привлекут к ответственности.

Карманный справочник начинающего предпринимателя. Как считать налоги.

Налог Формула для расчета Возможные ставки налога
НДС в цене товара цена товара*18/118 0%, 10%, 18% ст. 164 НК РФ
НДС в бюджет НДС, полученный от покупателей – НДС уплаченный поставщикам
НДФЛ Оклад согласно штатному расписанию *13 % 9 %, 13 %,30%, 35 % ст. 224 НК РФ
Зарплата с налогом (НДФЛ) Зарплата «на руки» *100% / 87 %
ЕСН Оклад согласно штатному расписанию* ставку ЕСН 26 %, регрессивная шкала – ст. 241 НК РФ.
Налог на прибыль Выручка от реализации (без НДС) – расходы, связанные с реализацией (без НДС) – прочие расходы (без НДС) * 20 % 20 % (2 % в федеральный бюджет, 18 % в бюджет субъекта РФ) ст. 284 НК РФ
Единый налог при УСН (Доходы) Выручка от реализации *6 % — взносы на ОПС 6% ст. 346.20 НК РФ
Единый налог при УСН (Доходы минус Расходы) (Выручка от реализации — Расходы) * 15 % > Выручка от реализации *1% 15 % ст. 346.20 НК РФ
ЕНВД Физический показатель * Базовая доходность * корректирующие коэффициенты ст. 346.29 НК РФ

Поскольку мы не являемся плательщиками НДС, прибавлять
18 % к цене реализации и выписывать покупателю счет-фактуру не нужно.

Для объекта «Доходы» доход от реализации не
определяется

Для объекта «Доходы» расходы для расчета налога не учитываются

Для объекта «Доходы» расходы для расчета налога не учитываются

Для объекта «Доходы» расходы для расчета налога не учитываются

Дополнительная функциональность

Рассматривая, что такое налог, для общего понимания ситуации необходимо уделить внимание и дополнительной функциональности системы пошлин на государственном уровне. С одной стороны, через налогообложение стимулируется деятельность всех лиц в пределах страны, а также осуществляется распределение финансовых масс

Налоги имеют функцию воспроизведения денежных масс и некоторые более мелкие, локальные.

В настоящее время можно узнать налоги, положенные к уплате, в ответственном за это отделении госинстанции, а также на сайте специальной службы. В разных странах введены различные системы налогообложения и методы расчета величин, которые необходимо заплатить. Были изобретены различные формы, есть принципиальные отличия в применении правил налогообложения к разным группам лиц. Общий объем правил, требований, условий формирует собой налоговую федеральную систему.

Функции налогов

Наиболее распространённым и точным вариантом функций является следующий:

  • Фискальная.
  • Распределительная или социальная.
  • Регулирующая.
  • Контрольная.
  • Внешнеэкономическая.

Фискальная функция

Фискальная функция получила своё название в Римской империи от слова фиск. Так называлась казна императора, которая произошла от воинской кассы.

Фискальная функция выполняет прежде всего задачу наполнения деньгами казны, проецируя на современность – государственного бюджета

Важно понимать, что здесь имеется в виду бюджет любого уровня, будь то общегосударственный, региональный или местный

Распределительная или социальная функция

Посредством распределительной или социальной функции государство осуществляет перераспределение финансовых средств, в том числе из производственной сферы в социальную.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Благодаря данной функции существуют школы, детские сады, больницы, поликлиники, организации социального обслуживания, происходит выплата пенсий и других видов пособий, а также поддерживается культурная сфера.

Налоговая система помогает государству сглаживать имущественное и материальное неравенство граждан.

Пример 2

Можно вспомнить слова Наполеона Бонапарта, которые он сказал после провозглашения его императором Франции: «Монарх обязан пристально следить за тем, чтобы раздел материальных благ происходил равномерно, в противном случае он не сможет удержать бедных и защитить богатых».

Регулирующая функция

Эта функция служит для определения задач налоговой политики государства. Налоговые методы помогают стимулировать или дестимулировать развитие различных отраслей или регионов, помогает достигать желаемых изменений, которые касаются структуры производства или его размещения. С помощью данной функции можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, предоставлять свободу товарному рынку, регулировать направление инвестиций.

Пример 3

Д. М. Кейнс – основоположник научного регулирования экономики, выступал с идеями уничтожения свободного рынка как базы для капиталистического общества. Его оппоненты постоянно обвиняли его в этом. Но Д. М. Кейнс всегда говорил и был уверен в том, что именно эти меры смогут спасти капитализм.

Контрольная функция

Контрольная функция налогов позволяет получать налоговую статистику и анализировать налоговые декларации. Это, в свою очередь, является источником информации для составления картины истинного финансового положения страны. Даёт возможность получить представления о финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также об источниках доходов юридических и физических лиц.

Точные знания о состоянии экономики дают возможность вносить адекватные изменения и предложения в бюджетную и налоговую политику.

Замечание 3

Эту функцию налогов первым выделил У. Петти ещё в XVII в.

Внешнеэкономическая функция

Особенность этой функции заключается в том, что зачастую она противоречит фискальной. Это связывают с тем, что в разных странах разные режимы налогообложения.

Пример 4

В недавнем времени было заключено соглашение между Россией и Беларусью о взимании косвенных налогов по принципу страны назначения.

Внешнеэкономическая функция не относится к новым функциям налогов. Можно вспомнить князя Олега и его отношения с днепровскими северянами и радимичами. Также в качестве примера можно вспомнить и Гая Юлия Цезаря, которые применял налоги как рычаг политического давления.

Кроме основных перечисленных функций чаще всего упоминается ещё поощрительная, которая выполняет роль установления налоговых льгот. Однако, выделять её в качестве самостоятельной не совсем верно, т.к. она поглощается социальной и регулирующей функциями.

Очевидно, что функции налогов тесно связаны с налоговыми теориями. До сих пор среди учёных нет единого мнения по поводу регулирующей функции налогов. В современном мире можно столкнуться с мнением финансистов-практиков, которые значительно преувеличивают фискальную функцию, при этом отрицают социальную функцию налогов.

Элементы налогообложения

Элементами налогообложения являются:

  • субъект;
  • объект;
  • источник налога;
  • ставка налога;
  • налоговая единица измерения;
  • налог;
  • налоговые льготы;
  • сроки и порядок уплаты налогов;
  • права и обязанности налогоплательщика и налоговых органов;
  • контроль за уплатой налогов;
  • меры налогового взыскания.

Налоговый субъект (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое по закону возложена обязанность по уплате налогов.

Объект налога – доход, имущество, вид труда, обслуживание, операции с деньгами, передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость, оборот и т. д.

Источник налога – налогооблагаемый доход.

Ставка налога – размер налога, взимаемый с единицы измерения.

Ставки классифицируются как постоянные или процентные.

Постоянные ставки устанавливаются постоянной суммой на единицу измерения независимо от размера дохода от налогового объекта.

Процентные ставки делятся на три вида:

  • прогрессирующие или прогрессивные;
  • регрессивные;
  • и пропорциональные.

Прогрессивные налоговые ставки постоянно нарастают в соответствии с ростом налогооблагаемого дохода. Регрессивные ставки, наоборот, уменьшаются в соответствии со снижением налогооблагаемого дохода. Пропорциональные ставки устанавливаются постоянно в одних процентах независимо от размера объекта налогообложения.

Сумма налога – сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком из определённого налогового объекта.

Налоговые льготы – это постепенное или полное освобождение налогоплательщика от уплаты налогов в соответствии с законом. К налоговым льготам относятся освобождаемый от налога необлагаемый минимум, вычеты, снижение ставки налога, продление срока уплаты налога.

Объекты и ставки

В качестве объекта налогообложения применительно к акцизным пошлинам выступают лица, которые продают в пределах нашей державы товары, перечисленные в НК. Этот же документ регламентирует налоговую базу. Точную, актуальную в настоящий момент информацию можно извлечь из статей с 187 по 191 упомянутой ранее двадцать второй главы. Данные время от времени меняются в силу обновления законодательных нормативов. В частности, достаточно часто повышаются налоговые ставки, о чем можно узнать из специализированных новостных источников.

Величина действующих в настоящий день ставок в НК указана в главе 26 ст. 193. В следующей за ней статье даны перечисления правил, в соответствии с которыми вычисляют значение пошлины, а том числе авансовой составляющей.

Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения (ПСН) – специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наемных работников у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определенные виды деятельности. В 2021 году список деятельности, в отношении которой можно купить патент, был существенно расширен.

В случае, если предприниматель планирует вести бизнес на патенте в своем регионе, он может одновременно подать документы на регистрацию ИП и покупку патента и начать предпринимательскую деятельность сразу после регистрации ИП.

При расчете стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России.

Подробнее про патентную систему налогообложения.

Налоговая система: понятие и основы построения

В каждом государстве существует ряд налогов и сборов, обеспечивающих мобилизацию денежных средств в его распоряжение. Вся совокупность налогов, сборов, отчислений и платежей в государстве составляет его налоговую систему. Налоговая система каждого государства имеет свою структуру, то есть классификацию налогов в зависимости от различных признаков.

Система налогообложения — это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных налогов, сборов, взносов и платежей в бюджет и государственные целевые фонды, механизм их начисления и изъятия, права и обязанности налоговых служб и налогоплательщиков, которая позволяет достичь поставленной цели относительно конкретного отрезка времени.

Совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном законом порядке, составляет налоговую систему.

Налоговое законодательство основывается на следующих принципах:

  • всеобщность налогообложения — каждое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы, плательщиком которых оно является в соответствии с положениями налогового законодательства;
  • равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;
  • необратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства;
  • презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если нормы закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, допускают неоднозначную трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;
  • фискальная достаточность — установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями;
  • социальная справедливость — установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;
  • экономичность налогообложения — установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование;
  • нейтральность налогообложения — установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика;
  • стабильность — изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;
  • равномерность и удобство уплаты — установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;
  • единственный подход к установлению налогов и сборов — определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.

Сколько платить?

Действующее законодательство достаточно четко регламентирует, какие величины необходимо перечислить в тот или иной бюджет, если юрлицо обязано заплатить НДС. В частности, если это лицо подпадает под первый пункт главного налогового закона нашей державы (речь идет о 21-й главе 164-й статьи), тогда сумма исчисляется и вовсе нулем процентов. Десять процентов придется уплатить тем, кто работает с перечисленными во втором пункте той же части основополагающего нормативного акта спецификациями. На все прочие позиции НДС установлен в размере 18 %, о чем гласит третий пункт упомянутого документа.

При расчете сумм, положенных к уплате по программе налогообложения, нужно помнить, что в качестве периода берется четырехмесячный временной промежуток. Рассчитанные величины необходимо перечислить в адрес ответственных за это государственных инстанций до 20 числа того месяца, который следует сразу за промежутком, применительно к которому производился расчет.

Подведем итоги

Налоговая система Российской Федерации представлена сборами, уходящими в бюджеты разного уровня, направленными на наполнение казны государства, а также осуществление различных функций иного характера.

Плательщиками по налогам являются лица физические и юридические, простые обыватели и отечественные организации. Помимо основных налоговых сборов присутствуют дополнительные разновидности, по факту представленные повышенными ставками по уже существующим направлениям, например, налог на роскошь, применяющийся к особенно дорогим машинам или квартирам.

Знать налоговое законодательство должен каждый сознательный гражданин, чтобы не приобрести статус неплательщика и не получить обязательство по выплате дополнительных штрафных санкций.

Важно знать все нюансы, касающиеся обложения налогами

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8-804-333-11-40 (Работаем по всей России)

Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector